Дмитрий Делекторский

Как мы делали офис для IT-стартапа

Дмитрий Делекторский, операционный директор консалтинговой компании Techcrowd, которой принадлежит два IT-стартапа — «Дисциплина» и «Команда», рассказал, во сколько компании обошелся двухэтажный офис в Казани и как стоило делать ремонт на самом деле (если вообще стоило).


В жизни нашей компании было три офиса. И третий для нас – самый дорогой, потому что в нем мы с нуля сделали ремонт. Он находится в центре Казани. Это двухэтажный офис общей площадью 300 квадратных метров. Ремонт мы делали в 2012 году и потратили в общей сложности два миллиона триста тысяч рублей. Это был эпичный проект, из которого мы вынесли несколько важных уроков. Первый урок звучит так: если вы IT-стартап и хотите самостоятельно сделать ремонт в офисе, а не снять уже отремонтированное помещение, – подумайте дважды! 


Сейчас на меловой стене у входа изображен центр Казани


Правило № 2. Если вам нужно срочно, даже не начинайте

В июле 2012 года у нас возникла необходимость сменить офис: места стало не хватать, а условия аренды перестали нас устраивать. Мы нашли большое – 300 квадратных метров, два этажа – помещение в центре, на Большой Красной улице. Но выглядело оно так себе – потолок Армстронг, штукатурка, вспучившийся линолеум. А на втором этаже был красный ковролин, красные обои… и, почему-то, душевая. Мы решили сделать небольшой ремонт. По нашим расчетам, 1 декабря мы должны были въехать в новый офис. Забегая вперед, скажу, что заехали мы только 15 февраля – на два с половиной месяца позже, Естественно, это повлекло за собой дополнительные расходы. 


Важная часть офиса – кухня 


Правило № 3. Делайте ремонт, только если у вас на руках есть деньги

Мы оценили затраты на ремонт. Часть денег у нас уже была, а осенью должны были быть подписаны два контракта, которые обеспечили бы нам остальную сумму. И мы решили начать ремонт до осени, уверенные в том, что деньги будут . Но оба контракта не были подписаны по не зависящим от нас причинам. Мы остались с недоделанным офисом, на который уже потратили 800 тысяч рублей, и без денег, чтобы достроить его. Перед нами стоял выбор – взять денег в долг и закончить ремонт или оставить идею переезда и потерять вложенные деньги. Возможно, нам стоило выбрать второй вариант, но мы не решились на такой шаг. Не поступайте, как мы!


Место для разработчиков на первом этаже


Правило № 4. Не делайте оценку самостоятельно

По нашей оценке, ремонт должен был стоить полтора миллиона рублей. У нас была, как нам тогда казалось, очень простая концепция – отбить штукатурку и оставить стены из красного кирпича, как в лофтах, убрать навесной потолок и покрасить скрывающийся под ним деревянные доски. Но в процессе нас ожидало очень много сюрпризов, из-за которых в итоге мы потратили два миллиона триста тысяч рублей. Этого бы не случилось, если бы мы заказали оценку у строительной компании и провели аудит здания.


Неполный список неожиданностей, с которыми нам пришлось столкнуться:

    • Оказалось, что на втором этаже стены выстроены вперемешку из красного и белого кирпича разного размера. Стены пришлось красить белой краской;
    • Мы хотели оставить бетонный потолок. Но оказалось, что деревянная опалубка, которая скрывалась под навесным потолком, выполняет несущую функцию. Это бывает, но редко. Поэтому, когда мы ее убрали, просел пол на втором этаже. Его пришлось переделывать, из-за чего мы понесли дополнительные расходы;
    • Оказалось, что бетон на полу был такого плохого качества, что его пришлось заливать заново. Но об этом подробнее в следующем пункте.

Второй этаж


Правило № 5. Не идите на поводу у ваших желаний

Мы хотели крутой пол. Поэтому заказали в Москве – прорезиненный, красивого серого цвета, за немаленькие деньги. Долго выбирали цвет, смотрели образцы, а в итоге оказалось, что в нашем здании такой плохой бетон, что модный пол мы просто не сможем залить. И нам пришлось заново заливать бетон. Это мы сделали 15 декабря (напоминаю, что 1 декабря уже планировался переезд в новый офис). А под Новый год нам, наконец, залили наш прорезиненный пол. И вот тут бы уже пришел сказочке конец. Но нет.


Правило № 6. Помните: может случиться форс-мажор

Второго января я пришел в офис посмотреть, как там дела. И увидел, что почти весь пол вздулся – покрылся страшными пузырями. Слава богу, у нас хватило ума заключить договор с нормальной строительной компанией, поэтому дальнейшим разбирательством занималась она. Компания пригласила изготовителей пола, приехала экспертиза, началась проверка. По ее итогам нам привезли новый пол, уже бесплатно. Но это заняло еще три недели. В итоге красивый пол стоил нам очень дорого. Хотя по нему удобно кататься на роликах и самокате… но уж лучше бы мы согласились на паркет.



Процесс создания этой стены был очень веселым: сначала мы заклеили нужные части скотчем, а потом устроили хулиганскую бомбежку стены красками. Но самая классная часть работы была в тот момент, когда мы стали отклеивать полоски скотча, и перед нами стала появляться карта Казани.

– Дизайнер Юля.


Другие ошибки, которые мы допустили:

  1. Наняли три разные компании – строителей, электриков и сантехников, а потом еще и заливщиков пола. В итоге они постоянно ссорились и жаловались друг на друга, что им мешают работать. И по этой причине затягивали сроки.
  2. Сами управляли строителями. Ты можешь три раза сказать рабочим, чтобы они застелили поверхности, когда будут красить, но если тебя нет рядом, ты все равно рискуешь получить несмываемые пятна на новеньком полу.
  3. Перестраховались с электрикой. Мы посчитали, что розетки и интернет-выходы должны быть чуть ли не через каждый метр. И обязательно к каждой розетке должен идти свой провод, чтобы щиток выдерживал. В итоге мы получили огромный пучок проводов, и, чтобы его спрятать, по периметру офиса пришлось делать специальные короба. Все это, конечно, стоило дополнительных денег. А используем мы дай бог 50% этих розеток.

Зона отдыха на втором этаже


 Вещи, которые мы сделали правильно:

  1. Договорились с арендодателем, так что затраты на ремонт пошли в счет аренды.
  2. Обратились в хорошую строительную компанию, которая взяла на себя расходы в связи с форс-мажором. Не нужно гнаться за дешевизной. Неквалифицированный персонал в итоге будет стоить дороже.
  3. Доверили проект помещения дизайнеру Юле Самодуровой. Без нее мы с большой долей вероятности получили бы не только дорогой, но и некрасивый офис.


    Благодаря нашим коллегам офис постепенно оброс приятными мелочами

  4. Сделали меловую доску на входе. Наша доска – звезда Instagram. Украшает офис и дает коллегам самовыражаться.
  5. Сделали «форму». Это и зона ожидания для посетителей, и место, где коллеги могут поработать и отдохнуть. Форма — это произведение Юли, которое каждый раз собирает кучу комплиментов. 

Форма разделяет помещение на зону входа и зону отдыха, но не является стеной или перегородкой. На разных участках она выполняет разные функции, оставаясь при этом непрерывной. В этом объекте реализована идея плавного перетекания друг в друга разных функциональных процессов.

– Юля Самодурова. 


Форма и меловая доска


Наш главный совет тем, кто все-таки решится на ремонт – не делайте его сами, отдайте в руки профессионалам. Денег вы не сэкономите, но зато получите точную оценку, проектное управление, соблюдение сроков и гарантированный результат. И избавите себя от огромного количества проблем. 


Материалы по теме:

Скоро мы будем работать в «умных офисах»

Российский стартап Pure получил бесплатный офис в Лиссабоне на 30 лет

Как западные инвесторы относятся к российским стартапам

Я приезжаю в офис к 7 утра

Как правильно питаться в офисе?

Спорт в офисе: зачем и как

Видео по теме:


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно