Сергей Коновалов

От идеи до 25,000 пользователей за 3 месяца (мотивирующая статья)


Всем собравшимся здесь часто приходят в голову отличные идеи. Часто они даже кажутся нам гениальными, иногда даже ослепляют нас этой самой гениальностью. Наш проект кажется нам единственным и неповторимым, конкурентов нет, рынок миллиардный, вот-вот к нам придут инвестиции на блюдечке. Мы воодушевлены! Наши мамы - тоже. Но такой быстрый успех бывает только в кино.. Статистика говорит, чтобы получить один успешный проект, надо залажать, как правило, штук десять..

Так вот, этот пост - для тех, кто уже имеет какой-то опыт в разработке и развитии собственных проектов. Но новичкам с горящими глазами тоже будет полезно.

Чтобы нам с вами говорить на одном языке, вам понадобится:

  • опыт успешных и неуспешных стартапов (про свои ранние проекты "первой очарованности стартапами" я рассказывать не буду, все мои истории разной степени успешности - тут, а расскажу про самый показательный и интересный)
  • вера в методологию Agile
  • вера в то, что одно из главных достоинств стартапа как бизнеса - это гибкость его бизнес-модели и фокуса
  • хорошая и верящая в вас команда (союза менеджера-СЕО, программиста и дизайнера время от времени достаточно; если два программиста - идеально)
  • действительно ОЧЕНЬ хорошие и разносторонние знакомства - от машинистов до топ-моделей и таких же СЕО других стартапов

С чего начинается стартап?

Считаете, что с гениальной идеи? Нет! С проблемы. Инструмент должен решать какую-то проблему.

Проблема:

Я живу в Москве, и любая утренняя поездка в центр выглядит примерно так: сесть в машину, минут 30-40 выезжать на Волгоградку в стоячей пробке, после чего долететь до любого места в центре за 15 минут.

Но минуты в пробке же можно провести продуктивно, правильно? Вы же так и делаете? Думаю, нет.

Утром вам очень не хватает общения. Уверен, каждый, кто читает этот пост, утром сначала проверяет все социалочки, смотрит, что произошло за ночь в Фейсбуке и ВК, читает утренние твиты (они же быстрее газет), считает лайки в Инстаграме, а только потом проверяет рабочую почту и скайп. Сначала - социализироваться!

По утрам красные кружочки с цифрками уведомлений в смартфоне особенно манят)) (если в этом моменте узнали себя - расскажите об этом посте друзьям)

Но для тех, у кого нет машины, поясню вот что еще: есть такой мобильный сервис от Яндекс. НазываетсяЯндекс.Карты. По утрам там все смотрят пробки, ищут маршруты объезда, смотрят, где произошли аварии. И это еще не всё. В далеком 2009 (наверное) ребята из Яндекса пошли очень правильным путем: они дали немножко возможности общения людям, объединенных только одним - близостью друг от друга. Вы наверняка видели эти "облачка" с гневными фразами по поводу пробок, светофоров, регулировщиков и прочей нечисти:

Когда я ходил на конференции про стартапы, инвестиции и бизнес, я году в 2010-2011 крепко так спорил с Сергеем Сигитовым (который съел собаку на сервисах знакомств) про будущее интернета. Тогда был расцвет социальных сетей, красочно заполненных профилей, интересов, общих друзей и кучи информации, связывающей вас с еще большей кучей пользователей. Я говорил: "Это круто и является единственным верным направлением развития интернета!" А он говорил: "Анонимность - очень важный фактор, и это круто для оочень многих пользователей".

Признаю теперь, Сергей: АНОНИМНОСТЬ - ЭТО КРУТО!

Именно анонимность раскрепощает людей. Именно поэтому люди много пишут в этих самых Разговорчиках. Но там действительно не хватает одного оочень важного фактора. Там нельзя отвечать человеку. А одностороннее общение (хоть и более анонимное от этого) - это очевидный провал. У Яндекса миллионная аудитория! На этом можно было рубить бабки и развить на основе Карт качественно другой проект. ПО-ЧЕ-МУ они до сих пор не прикрутили такую функцию? В интернете полно мольбы пользователей "Сделайте чтобы можно было общаться в Разговорчиках!!!"

Говорят, важно делать такой проект, которым бы стал пользоваться ты сам. Я бы стал пользоваться такой анонимной общалкой, почему нет?

Таким образом от Проблемы мы уже можем перейти к Идее и сформулировать её.

Идея:

Создать сервис для достаточно анонимного и короткого общения на карте, взяв за основу принципы представления диалогов, реализованные Яндексом. А если говорить по-простому, то: "Надо сделать один-в-один Разговорчики, только чтобы можно было отвечать людям, а они могли отвечать тебе".

Реализация:

Как я писал выше, Яндекс не очень-то смотрел в сторону гео-общения, что выражалось и в полноте API. То есть, если разработчики хотели бы использовать функционал Яндекса (его карты, его методы создания, отображения и хранения всех Разговорчиков), ничего бы не получилось - изящно эту задачу было бы не решить. Это как раз тот случай, когда со стороны проект выглядит предельно простым, но внутри пришлось бы наломать кучу дров, писать протоколы с нуля, расставить массу костылей и потратить кучу времени.

Нужно было принимать стратегическое решение: как решить проблему "общения на карте" по методу наименьшего сопротивления. Я и мой друг и кофаундер Антон долго (действительно долго) ломали (скорее, Антон ломал) голову над оптимальным решением. Им оказались API наименее персонализированной социальной сети (вы называете это микроблогом) Twitter. Действительно, используя заранее заготовленный Твиттером для сторонних разработчиков функционал, оказалось возможным относительно быстро, изящно и эффективно (даже эффективнее, чем мы планировали изначально, кстати) решить нашу задачу.

Нам важно было не терять времени и как можно скорее выпустить простейший прототип, чтобы подтвердить свои предположения о востребованности такого проекта вообще. Почему? Потому что определяющий фактор - лояльность аудитории. Если её нет, смысла запускаться с фейерверками и фуршетами нет тем более.

Я очень настоятельно рекомендую всем читающим это стартаперам запомнить важную штуку (кстати, и многим моим знакомым бизнес-ангелам тоже): лояльность пользователей, ретеншн (удержание пользователей и стимул повторно запускать приложение), их активность внутри приложения, их удовлетворенность функционалом, крутизна графика скачиваний, публикаций в СМИ и позиций в аппсторе, бюджеты на продвижение в условиях правильного стартапа ПРОГНОЗИРОВАТЬ НЕВОЗМОЖНО! В стартапе все очень многофакторно. И это действительно тяжело объяснить далекому от IT инвестору или начинающему стартаперу.

Основываясь на опыте, я для себя вывел такие правила:

  • чем от меньшего количества людей ты зависишь, тем лучше (пускай Cayenne пока подождет)
  • единственный правильный подход в условиях стартапа - итеративный (инвесторы, конечно, не любят, когда ты не можешь однозначно ответить на вопрос: "Скока надо-то?" и "Когда конечный продукт?", не понимая, что на другой чаше весов - полнота удовлетворения пользователей, а успешен будет только проект, который очень четко подходит под требования целевой аудитории и оправдывает ее ожидания)
  • фокусироваться при построении прототипа надо только на ключевом функционале и выкинуть все, что можно выкинуть
  • как можно чаще выкатывать сборки и давать их заранее подготовленной группе альфа-тестеров, они это любят
  • нельзя получить продукт без прототипа!

Заметьте, я еще ни слова не сказал про дизайн. Дизайн - вторичен. Он не спасет плохой стартап, а хорошим и без него будут пользоваться. Вот, например, в нашем проекте я решил дать попробовать себя в мобильном дизайне девушке Саше. Она с удовольствием откликнулась на мою просьбу, честно призналась, что ни с чем мобильным раньше не работала, но сделала все быстро и вполне по-моему (заметьте, экономим время на ТЗ, объясняем дизайнеру требования на словах).

В конце августа мы начали закрытое альфа-тестирование. Миллион отловленных багов, куча споров по интерфейсу. И вот, кстати, только на этом моменте (!) я решил сделатьпрезентацию на Slideshare. Мы также сделали себе модный сайт, завели аккаунт в Твиттере (на который надо подписаться обязательно) и даже сняли клевое кино, о котором позже (его, кстати, тоже надо лайкать и шейрить).

Осенью наша группа очень опытных тестировщиков и маньяков Твиттера пришла к единому мнению по поводу внешнего вида и функционала приложения, и..

Фанфары!

В итоге мы получили наш собственный продукт: Meetweet - это геолокационный Twitter-клиент. Он позволяет:

  • видеть все твиты рядом со своим местоположением и общаться с их авторами (пользователям доступен весь функционал для общения: ответить, подписаться, упомянуть и удобная система навигации по беседе с помощью стрелок вправо-влево)
  • смотреть все фото любого пользователя на карте в виде единой галереи и читать связанные с этими фото твиты
  • искать твиты в любой точке земного шара (доступен поиск как по географическим наименованиям, так и по содержанию твитов)

Скачать приложение всегда можно по ссылке:appstore.com/meetweet
Мы очень благодарны вам, когда вы еще и оставляете отзывы. Некоторые, конечно, смешные. Но ничего.

Наша статистика:

Как вы уже поняли, мы применили одно из преимуществ стартапа над большим бизнесом - гибкость. Перефокусировались (ввиду и технических обстоятельств, и слухов о том, что Твиттер скоро запустит свой сервис полноценной гео-рекламы) из ниши "Мессенджеры и дейтинги на карте вообще" в "Twitter-клиенты". Эта ниша, возможно, менее объемная, но целевая аудитория - более обозримая и более платежеспособная (что очень важно, ведь мы хотим еще и заработать).

На цифры за 2014 уже приятно посмотреть и не стыдно показать (кстати, эксклюзив, публикуется впервые):

Если кому-то интересна более глубокая аналитика, и вы хотите обсудить её со мной лично - давайте перейдем кличному общению. А пока несколько слов о том, как мы пришли к этим цифрам и почему мы настолько популярны в Саудовской Аравии, и вредные советы.

10 фактов о продвижении Meetweet или Как найти 100 первых пользователей:

1. У нас АБСОЛЮТНО (правда) нет маркетингового бюджета. Для узконаправленных стартапов это нормально. А Meetweet - в основном для гиков и Твиттер-маньяков. Где их искать? Правильно, в самом Твиттере и искать. И среди пользователей и подписчиков всяких "инструментов для профессионала Твиттера" вроде TweetBot и HootSuite. Собственно, каждого из 100 человек мы нашли лично и предложили попробовать наш продукт. Ищите или формируйте "ядро пользователей".

2. Первых 100 пользователей можно привлечь ТОЛЬКО чем-то бесплатным (давать промо-код). В этом есть проблема: кто активировал промо-код, не может оставлять отзыв в App Store. А для хорошего ранжирования в App Store это имеет значение. Но зато некий "снежный ком" новых пользователей нам получить удалось. Палка о двух концах, одним словом.
Мы постарались также дать самые первые промо-коды обозревателям софта вроде iPhones.ru, Appleinsider, Lifehacker и др. Пишите много писем в тематические ресурсы. 

3. Делайте приложение изначально платным, если это возможно и оно того стоит. Мы за счет этого получаем большое количество закачек, когда внезапно становимся бесплатными. Это правда работает! Обратите внимание на сервисы, которые мониторят приложения, ставшие бесплатными.

4. Ведите блог и транслируйте все в социальные сети! Я веду на Spark-e вот: http://spark.ru/startup/meetwe...

5. У меня неплохие профили во всех соцсетях, достаточно фолловеров и активных друзей. Перепост из блога п.4 с хорошей картинкой не повредит. Вашим друзьям даже понравится. Будьте социально активными!

6. Как к нам пришли пользователи из Саудовской Аравии - я сам не знаю! Но мы решили сделать им приятно, и теперь при вводе более 30% арабского текста верстка меняется с левой на правую. Они радуются этому и благодарят в отзывах.Заботьтесь о самых активных пользователях.

7. Не надо покупать отзывы App Store - они все плохие. Попросить друзей - нормально. Позаботьтесь о хороших отзывах!

8. Снимите хорошее промо-видео с красивой девушкой в кадре. Да, снять видео - очень дорого, долго и эффективно только при интересном сюжете. Поэтому дружите с профессионалами (я писал о полезных знакомствах выше).Снимите видео!

9. На любую жалобу, полезный фидбек и восторженный отзыв должен всегда отвечать СЕО - пользователи это любят и чувствуют заботу. Отвечайте лично!

10. Не поленитесь создать список друзей, которые по первой просьбе напишут для вас отзыв в App Store, потому что если вы делаете стартап, у вас будут частые релизы. Мелких багов не избежать. А на каждую версию приложения отзывы, как известно, нужны новые.

Теперь вы знаете всё..

Вывод:

  • У вас всё получится
  • Если не получится, пробуйте снова
  • Делитесь своими мыслями
  • Учитесь на чужом опыте

Спасибо за внимание! И скачайте Meetweet.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно