Top.Mail.Ru
Колонки

Вы продали первую франшизу – и что дальше?

Колонки
Руслан Гадельянов
Руслан Гадельянов

Эксперт по франчайзингу и директор Clickin.biz

Руслан Гадельянов

Руслан Гадельянов в своем блоге на Rusbase рассказывает про франшизы: для чего они нужны, как создать и что делать дальше.

Сегодня мы поговорим о том, как должен работать отдел сопровождения партнеров – одна из самых важных и сложных частей компании.

Вы продали первую франшизу – и что дальше?

В этой статье рассмотрим отдел сопровождения франчайзи (далее – партнеров) в том виде, в котором он должен быть. Будет рассмотрен только тот бизнес, который продает франшизы всем подряд, а не выбирает партнеров тщательно.

Большинство руководителей утверждают, что основную прибыль приносит отдел продаж и именно за счет работы отдела продаж существует их компания.

Возможно, я соглашусь с этим утверждением, за исключением «основной прибыли».



По теме: Готов ли ваш бизнес к созданию франшизы?



За время работы я не раз сталкивался с проблемой сопровождения партнеров. Каждый третий руководитель скажет, что отдел сопровождения – это документальный отдел, который постоянно отвечает на вопросы партнеров, и от них больше ничего не требуется.

В любом бизнесе должна быть качественная партнерская поддержка.


Факты:

  1. Отдел сопровождения может приносить прибыль. За счет роялти-платежей ежемесячная прибыль компании растет.
  2. Отдел сопровождения прямо пропорционально влияет на количество продаж. Если партнеры зарабатывают, то их количество увеличивается. И наоборот, если не зарабатывают, то вероятность хороших продаж франшиз близка к нулю.
  3. Дальнейшие развитие компании зависит от отдела сопровождения. Грамотное управление всей сетью для эффективного функционирования  партнеров.


По теме: Причина, по которой ваш бизнес не будет постоянно расти



Команда

Команда строится под определенный вид бизнеса, но, как минимум, в отделе сопровождения должны быть два специалиста:

  • Руководитель отдела;
  • Менеджер по сопровождению.

Дополнительно:

  • Менеджер по закупке;
  • Менеджер по согласованию;
  • Менеджер по маркетингу;
  • HR-менеджер;
  • И другие.

Главное – чтобы в отделе работали талантливые умы, которые могут решить задачу в короткие сроки, без потери качества. И помните: у каждого сотрудника есть своя зона ответственности.

Сотрудники отдела сопровождения должны быть компетентными в своем направлении.

Еще команда должна обладать свойством многозадачности. Это свойство в совокупности с компетенциями дает взрывной рост!


Взаимодействие партнера с управляющей компанией (УК)

Приобретая нового партнера, важно ознакомить его с имеющейся информацией по открытию своего бизнеса. Обычно в состав франчайзингового пакета входит:

  • план работы;
  • инструкции по открытию ИП или ООО;
  • консультация по налогообложению;
  • бренд-бук;
  • сертификаты (на товары);
  • маркетинг;
  • договоры (трудовые, аренды, поставки и прочее);
  • инструкции (подбор персонала, открытия и прочее);
  • рекомендации по помещению;
  • список оборудования;
  • скрипты по переговорам;
  • анкеты и прочие документы.

Партнер – это, в первую очередь, предприниматель, который должен самостоятельно изучить франчайзинговый пакет и начать действовать по инструкциям.

Предприниматель действует каждую секунду. Это его главное отличие от физического лица.

Рекомендую хранить франчайзинговый пакет в Google Docs. Настройки доступа легко редактируются, также можно заменить или дополнить файл. Информация у всех партнеров обновится мгновенно.

Также будет здорово, если вы запишете видеоинструкции, разбив их на короткие ролики, по 4-5 минут каждый. Видео должно быть снято на профессиональное оборудование. Для наглядности можно сделать видео с инфографикой.

Тематика видеоинструкции. Пример:

  • Приветствие;
  • Подбор персонала;
  • Как закупать товар;
  • Отличие товара А от Б;
  • Пошаговое открытие точки продажи.

Исходя из моего любимого правила Парето, могу с уверенностью сказать, что вы как УК предоставляете партнерам 80% информации. За партнером остается 20% действий – применение теории в практике. Естественно, под чутким контролем менеджера по сопровождению.

Пример из моей практики. Партнер просил сделать рекламу в его городе за счет средств УК. Опираясь на то, что он и так заплатил паушальный взнос и мы должны рекламировать его бизнес. Мы постарались максимально вежливо донести информацию о том, что есть понятие «маркетинговые отчисления», которые у нас отсутствуют, и инвестиции в рекламный бюджет остаются за самим партнером.

Работа с партнерами – самая сложная работа.

Приведу аналогичный пример с банковской системой. Клиенты выбрали банк, заплатили за открытие расчетного счета, подключение клиент-банка, заверение карточки с образцами подписей и оттиском печати. Также клиент ежемесячно вносит абонентскую плату за ведение расчетного счета.

Все эти платежи клиенты воспринимают как должное и никто не говорит, что у него нет денег, или – что у него в этом месяце не было движения по счету и т.д.

Так в чем же трудность – ежемесячно платить роялти? Ведь роялти платится за право пользование брендом, за консультации, поддержку, маркетинговые акции.

Доводите точную информацию по роялти до партнера.

Еще одним важным документом является регламент.

Примеры из практики.

Внутренний регламент. Работая в туристической компании, у которой было более 90 партнеров, я разработал внутренний регламент, один из пунктов которого гласил: все ответы на вопросы партнеров будут обработаны в течение трех часов с момента отправки вопроса. Менеджер по сопровождению очень разгрузился, и учитывая то, что все вопросы поступали на электронную почту, менеджер начал выполнять свою работу с показателем ответов на полученные письма в 100% случаев. Это удобно для нас и для партнеров. Ситуация win-win.

Также решились дела со «сломанным телефоном». Все вопросы и ответы можно легко отследить через почту менеджера.

Регламент для партнеров. Работая в компании, где была товарная франшиза, мы как УК меняли в одностороннем порядке поставщика товара, т.к. цены у нового поставщика были «вкуснее». Следовательно, это было также выгодно для всех: для партнеров, для поставщика, для нас – чисто морально :)


Общение с партнерами

С партнерами нужно быть настороже. Любые слова могут быть интерпретированы ими в удобной форме. Зачастую – в обратную сторону от сказанного. Поэтому я стараюсь выстроить работу с партнерами письменно, во избежание недопонимания.

При общении с партнерами я как руководитель отдела часто использую метод «кнута». Метод «пряника» больше подходит менеджеру по сопровождению, который общается с партнерами каждый день.

Быть мягким с людьми – не моя работа. Моя работа – делать их лучше.

Почему «кнут»? Потому что в обязанности руководителя отдела входят такие задачи как решение конфликтных ситуаций, ведение претензионной работы, соблюдение стандартов УК, сбор роялти-платежей. Иногда партнеры бывают неправы, и нужно уметь грамотно донести до них информацию. Конечно, в случаях, когда виновата УК, нужно общаться мягко и доброжелательно. Но исход должен быть один: решение вопроса в короткие сроки.

Партнеры – это лицо вашей компании в разных городах. Они должны оказывать соответствующий сервис, дизайн должен быть выполнен в том же стиле, что и у УК. Для этого должна быть четко и понятно расписана последовательность действий, предоставлены промо-материалы и различные инструкции. Оказывайте хороший сервис, чтобы у партнера не было мысли о смене названия компании и работы под своим брендом. Сделайте так, чтобы партнер был лоялен к вам. Тогда не будет проблем с оплатой роялти.


Процессы внутри УК

Для построения качественного отдела сопровождения нужно минимум 3 месяца активной работы.

Пример. Сотрудники отдела сопровождения чем-то занимаются, что-то делают, что-то пишут, но работы не видно. Нет результата их действий, но работа идет постоянно. В одной компании, где я проработал чуть более месяца, директор сказал мне, мол, Руслан, работа у тебя автоматизирована (я вкалывал по 10-12 часов в день), и мы можем посадить на твое место специалиста подешевле. Я подумал, что это странное решение, т.к. чтобы полностью оптимизировать этот отдел, работы предстоит еще очень много. Но руководство не видело «кипящей» жизни отдела и всех подводных камней. После моего ухода мне еще около недели писали-звонили с вопросами, как сделать что-либо. Как итог, при общении с партнерами руководитель компании весь негатив по недоработкам «скинул» на меня и тем самым занял выгодную позицию перед партнерами.

Если вы решили сменить команду, делайте это плавно, с передачей дел с погрузкой в нюансы, чтобы это не сказывалось на партнерах и на новом руководителе отдела.

Не принимайте резких решений. Выключите эмоции. Отдел сопровождения – это сложная часть компании, тут нужна четкость, жесткость, внятность и постоянность. Если проявляете эмоции, то только положительные – это, как правило, задача менеджера по сопровождению при общении с партнерами. Но руководитель отдела не должен прогибаться в своих решениях.

Многим руководителям компании не понравится такой подход к работе. Они хотят, чтобы с партнерами общались мягко, как с клиентами.


Различие клиентов и партнеров

Руководители компании хотят, чтобы с партнерами через позитив и слаженную работу выстраивались теплые отношения. Это 80% успеха бизнеса! 20% – это закручивание гаек в работе с партнерами через, к сожалению, жесткость.

Клиенты – это конечные пользователи товаров и услуг, оказываемых партнерами. Партнеры представляют УК в своем городе. Партнеры не являются клиентами.

Давайте рассмотрим это подробнее на примере банковской системы, где дополнительные офисы будут выступать в лице партнеров.

Допустим, у банка есть 20 дополнительных офисов. У всех офисов должен быть единый стандарт обслуживания, оформление, фирменная одежда, реклама, бейджи, режим работы, вывеска, тарифы и прочее – все должно быть выполнено в едином стиле. И ни один из офисов не вносит свои правила в работу банка.



По теме: Как мы выстраивали продажи, маркетинг и работу с партнерами



Так почему же УК не могут добиться такого же уровня обслуживания от своих партнеров? Почему партнеры просят изменить розничные цены для клиентов, проводить мероприятия, выбиваясь из общего маркетингового графика, не надевать фирменные футболки, не носить бейджи, не принимать единые дисконтные карты сети и сертификаты, выданные другими партнерами? И многое, многое другое.

Работу отдела сопровождения не видно. Его результат измеряется в полученных роялти-платежах и количестве жалоб, которые доходят до руководства компании.

К клиентам также можно отнести и сотрудников своей компании, с которыми нужно общаться вежливо. Ведь сотрудники знают о многих нюансах вашей компании, и в случае, если вы планируете увольнять сотрудника, это должно пройти максимально добро и без поливания друг друга грязью после увольнения.

Пример. Руководство одной компании, где я работал, решило оптимизировать работу и уволить весь отдел сопровождения (директор по франчайзингу, менеджер по маркетингу и менеджер по сопровождению), ссылаясь на то, что эту работу могут делать специалисты подешевле. На передачу дел был выделен один день. После того, как руководитель компании начал вникать в работу отдела, он понял, что есть много задач, которые нужно решать, и с этим не справиться одному человеку.

Я могу уволить человека, а потом позвонить ему, чтобы обсудить какой-то проект или снова нанять его. Прошлое меня не волнует, важно только настоящее.

– Стив Джобс.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как открыть франшизу за рубежом. Инструкция
  2. 2 Как развивать бизнес через партнерскую сеть
  3. 3 Франчайзинговый договор: на что обратить внимание
  4. 4 6 советов, чтобы запустить франшизу и избежать типичных ошибок
  5. 5 Как франчайзи могут улучшить клиентский сервис с помощью видеонаблюдения Ivideon
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти