Top.Mail.Ru
Колонки
Партнерский материал

Эти 10 факторов покажут, что ваш стартап стал серьезным бизнесом

Колонки
Дмитрий Ковальчук
Дмитрий Ковальчук

Основатель Loftschool

Екатерина Гаранина-Карпова

Создатель онлайн-школы программирования Loftschool Дмитрий Ковальчук рассказал о том, с какими сложностями придется столкнуться стартапу, когда он начнет вырастать в серьезный бизнес. 

Эти 10 факторов покажут, что ваш стартап стал серьезным бизнесом

Сегодня стартапом называют практически любой бизнес на этапе его создания и первичного развития. Главное, чтобы в его основе была какая-то новизна, свежая идея, а также «стартаперский дух». О последнем вы, наверное, уже неплохо знаете из сериалов (например, «Кремниевая долина»), фильмов (таких, как «Социальная сеть»), да и вообще, сегодня стартапы создают все, кто «в теме». Кстати, кто хочет лучше разобраться в этой самой «теме», на rb.ru есть хорошая статья – «Чем стартап отличается от малого бизнеса?», рекомендую к прочтению.

Нашу школу онлайн-обучения Loftschool я также привык называть стартапом. Безусловно, так оно и было и по духу и по содержанию. Были и инновационные идеи, заложенные в основу компании и масштабируемая бизнес модель, и «гараж» с висящим на стене портретом Стива Джобса.

Школу мы основали 1 июня 2014 года. Наш продукт – это обучающие онлайн-курсы. Средняя продолжительность одного курса составляет пять недель. Средняя стоимость – 14 тысяч рублей. Начинали мы с обучения на веб-разработчиков, но решили не останавливаться на этом. Сегодня мы обучаем также на мобильных разработчиков, дизайнеров и маркетологов.

Надо сказать, что школа была создана не с пустого места. На момент её основания у нас уже был достаточно большой и успешный YouTube-канал LoftBlog с фанатами и поддержкой (около 30 тысяч подписчиков тогда, а на июнь 2018 года – 197 500 подписчиков). Последний до сих пор является основным источником трафика. Сегодня Loftschool стал «взрослым».

Цифры, июнь 2018:

  • Аудитория – более 200 000 пользователей
  • 16 872 162 просмотренных уроков и вебинаров
  • Общее время просмотра всех видео всеми пользователями – 129 лет и 249 дней (65 051 005 минут), 1000 дипломированных студентов ежегодно
  • Наши ученики работают в лучших IT-компаниях по всему миру, от Apple и Microsoft до «Авито», Mail.Ru, «Рамблера», «Яндекса» и других
  • В нашей команде уже более 70 человек и мы растём достаточно уверенно

Команда проекта

Команда проекта

10 вещей, которые превратили наш стартап во «взрослый» бизнес

1. Переход от «команды единомышленников» к управленческой структуре

Первая команда появилась и состояла из 6 человек (два основателя и четыре сотрудника). Это – вдохновители и первопроходцы. К сожалению, ни у кого из нас не было опыта управления быстрорастущим бизнесом. Не все были готовы брать ответственность, переживать кризисы и говорить «нет» более выгодным предложениям, которые «подбрасывает жизнь» (а точнее – HR, которые активно предлагали большие зарплаты в IT-компаниях).

Стартап – это всегда риск и никаких гарантий. Практичность приходит на смену романтике. В итоге из шести первопроходцев осталось только три человека, прошедших «огонь и воду».

2. Создание совета директоров

Изначально основатели владели бизнесом 50 на 50. Постепенно мы поняли, что для более быстрого и эффективного управления нам нужен третий человек. Разумеется, им стал третий партнёр – тот, что оказался «крепче» прочих (из описанной выше шестёрки). Но и этого оказалось недостаточно. Для ещё большей эффективности мы решили создать совет директоров, куда помимо нас троих вошли: финансовый директор, координатор образовательных программ и IT-юрист.

3. Создание HR-отдела

С появлением этого отдела школа перестала быть стартапом окончательно. Новые люди в компании стали появляться так быстро, что я не успевал лично знакомиться с ними. Важно отличать поиск людей на ключевые должности от «текучки» (сотрудники, которые априори редко задерживаются в компаниях более года). Сложнее всего находить именно таких «ключевых» людей, которые в будущем, возможно, станут полноценными партнёрами.

Важно искать людей не таких, как ты, возможно, даже максимально не похожих на тебя – компания в итоге только выиграет.

Именно так мы нашли IT-юриста, когда искали системного администратора. Да, в этом мире опытные юристы могут быть крутыми сисадминами.

4. Проводите анализ рынка и взаимодействие с конкурентами

Изначально мы полностью игнорировали рынок. Мы просто жили в мире, где у нас не было конкурентов. Мы верили, что делаем совершенно новое в сфере образования: совмещали лучшее из классического вузовского образования с тем, что мы называли «рокенрольным» подходом. Последний подразумевал простоту в общении, «ламповость», жесткость смешанную с интенсивностью, но в необходимой степени разбавленную заботой и любовью. Мы открывали курсы под клипы AC/DC, будто люди пришли на концерт, а не на учебу.

Прими участие в конкурсе Ucraft Awards: создай дизайн сайта на конструкторе Ucraft и выиграй от 500 тыс. до 1,5 млн рублейМы и сегодня делаем инновационные вещи в нашей отрасли. Из последнего: мы решительно отказались от ставших уже классикой в нашей отрасли, долгих вебинаров в пользу работы в малых группах с наставником, практических мастер-классов и индивидуальных консультаций с ментором. Что касается теории – мы практически полностью вынесли её в максимально сжатые и информативные скринкасты и иллюстрированные методические пособия. 

Однако сейчас анализируем конкурентов, проводим более глубокий анализ потребностей рынка, плотно взаимодействуем с IT-компаниями (напрямую заинтересованными в наших выпускниках) – всё это пришло на смену интуиции, романтике и былой «стартаперской безбашенности».

5. Осознанная работа с финансами

Большие финансовые потоки потребовали большего контроля и более высокой квалификации. Сейчас этими вопросами занимаются финансовый директор и финансовый юрист. Я говорю не только про финансовую отчетность и бухгалтерский учет, который можно отдать на аутсорс, а про оптимизацию расходов и планирование. Некоторые предлагаемые нашей школой продукты (обучающие программы) растянуты по времени на шесть и более месяцев. Заработанные деньги необходимо соотносить со сроками гарантированных обязательств, а большая сумма на счету далеко не значит, что мы в данный момент времени находимся «в плюсе».

Или другой момент: если раньше для нас удобство использования предлагаемого эквайринга было в приоритете, то сейчас сэкономленный 0,5-1% от оборота – это сумма, за которую можно и нужно бороться. Пренебрегать такими вещами преступно.

Команда проекта

6. Появление IT-юриста

Есть огромный блок вопросов, который остается на втором плане. Например, подбор наиболее оптимального юридического статуса компании, защита интеллектуальной собственности, регистрация торговой марки и т.п. Многие стартапы пренебрегают этим. Но актуальность этих вопросов никогда не пропадёт. Более того, многие из них остаются открытыми и требуют регулярного пересмотра.

Помните, что я уже говорил о необходимости штатного IT-юриста? Составление и корректировка таких документов, как пользовательское соглашение, оферта, политика конфиденциальности и обработки персональных данных, договоров с юрлицами и прочее – всё это работа IT-юриста. Не забудем также и о новых федеральных законах, регулирующих работу с данными пользователей, которые последнее время появляются всё чаще. И совсем свежая тема GDPR — новые правила обработки персональных данных для международного IT-рынка.

На аутсорс такие вопросы отдать достаточно сложно, так как я хочу быть уверен, что над ними будет работать человек, отлично знающий специфику именно нашей компании.

7. Козни злоумышленников

За историю компании наш сайт взломали три раза. Заканчивалось это плохо. Мы хотели спасти бизнес и вступали в контакт с злоумышленниками, платили вымогателям, паниковали, допускали ошибки. Нас шантажировали, нам угрожали… да чего только ни было. Мы теряли деньги, а самое главное – нервы.

В 2018 году банк впервые заблокировал наш счет. А однажды «Яндекс» по ошибке присвоил нашему сайту статус «мошеннического». Это было дико неприятно, особенно учитывая тот факт, как плотно мы сотрудничали и продолжаем сотрудничать с этой компанией. Эти и многие другие проблемы сейчас решают наш юрист и отдел по контролю качества.

8. Работа без права на ошибку

Стартапу прощают всё. Я помню, как первые обучающие вебинары мы проводили в скайпе. И все ученики были в восторге. Мы выкладывались на все 100% и вели себя просто, общаясь на «ты» со всеми студентами, независимо от их возраста.

Всё изменилось с ростом компании. Помню, как однажды поздоровался с клиентом в привычном стиле: «Привет! Добро пожаловать в Лофт! Ну что, готов к хардкору?». Ответ ошарашил: клиент попросил вернуть деньги, так как счел оскорбительным и недопустимым обращение на «ты».

Нам перестали прощать оплошности. Технические проблемы при трансляции вебинара могли привести не только к требованию «вернуть деньги за курс», но и к возможным последующим репутационным убыткам.

 

9. Когда ты превращаешься из основателя стартапа в стратега по развитию

Период принятия необходимости делегирования уже давно пройден. Более того, пришло четкое понимание, что некоторые задачи, которые раньше никто не делал лучше тебя (ну кто знает, что лучше для стартапа, как ни его основатель?), теперь делают тщательно отобранные и нанятые профессионалы. Бизнес функционирует и живёт без постоянного присутствия его боссов. Последним предстоит решать – что делать дальше? Радость от осознания «освободившихся рук» сменилась озабоченностью и озадаченностью. Сотрудники ждут «великих решений» и «больших дел». И подвести их нельзя.

Личный кабинет пользователя на сайте школы

10. Новый уровень ответственности

Для меня ключевым моментом перехода школы от стартапа к большой компании стало осознание нового уровня ответственности. Мы больше не стартап, а значит, правила игры должны измениться. И это не вопрос моего выбора, это факт, перед которым меня поставила моя же компания.


Материалы по теме:

Ucraft запустил конкурс по дизайну сайтов для креативщиков

Сможете ли вы отличить плохого дизайнера от хорошего? Три критерия, которые стоит проверить

Как «Сбербанк», «Шоколадница», «Точка» и другие бренды используют дизайн-мышление

Как переехать в Нью-Йорк: опыт графического дизайнера


Фото на обложке: фотобанк «Фотодженика»

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Добро и бизнес: как универсальный дизайн помогает завоевывать клиентов и делает комфортной жизнь людей с ОВЗ
  2. 2 Как управлять клиентским опытом в ритейле: разбираемся на примере «Дикси» и «Магнит у дома»
  3. 3 Какой корпоративный дизайн выбрать, чтобы подчеркнуть достижения компании: сквиркл-, гласс- или неоморфизм
  4. 4 Советы бизнесу: как сформулировать задачу для дизайнера, чтобы получить качественный результат
  5. 5 Как создать удобный и красивый интерфейс технологического продукта
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти