Top.Mail.Ru
Колонки

Призвание – предприниматель. Как в 20 лет парень заработал миллионы на продаже овощей

Колонки
Анатолий Агафонов
Анатолий Агафонов

Cооснователь компании «Витаминити»

Виктория Кравченко

Как в 20 лет собрать команду единомышленников, придумать бизнес-проект, заработать на нем первые миллионы, нанять и уволить директора, а также съездить в Эквадор на закупку бананов. Свою историю успеха рассказал сооснователь компании «Витаминити» Анатолий Агафонов.

А в чем твой талант?

Призвание – предприниматель. Как в 20 лет парень заработал миллионы на продаже овощей

Как все началось

Моя предпринимательская история началась в ноябре 2014 года, когда я и другие студенты программы «Капитаны России» представили свои бизнес-проекты перед публикой. На тот момент мне было 20 лет. Довольно молодой возраст для начинающего предпринимателя.

Почему я решил не просто получать высшее образование, а начать свое дело? Мои родители и близкие не были предпринимателями. Примера успешного бизнесмена передо мной не было. Но мне всегда казалось, что люди, которые занимаются бизнесом, более активные, самостоятельные и могут найти выход из любой ситуации. В своей голове я представлял образ предпринимателя как исключительно положительного человека, который каждый день делает чуть больше, чем все остальные.

Конечно, начинать свой первый бизнес было очень волнительно. Но я собрал волю в кулак и решил, что нужно даже в молодом возрасте уметь справлять с трудностями. Путь предпринимателя – прекрасная для этого возможность!

Идея

Идея, с которой я и мои партнеры вышли на защиту проекта, была такова: большинство людей любят фрукты и овощи, но в магазинах качество продуктов не самое лучшее. Мы решили предложить альтернативу. Закупаем самые свежие продукты на овощных базарах, быстро фасуем их и развозим клиентам прямо к столу. Название проекта придумали вкусное – «Витаминити». Для начала решили запустить подписки, платите за месяц или год, и в течение этого времени вам один раз в неделю привозят вкусные помидоры, хрустящие огурцы и ароматные апельсины. Суммой для старта бизнеса стали 40 тысяч рублей.

Реализация

Идею реализовывала команда из двадцати человек. Каждый день ранним утром наш дружный коллектив фасовал овощи и фрукты. Картина напоминала конвейер. Кто-то раскладывает бананы, кто-то виноград. Продукты тщательно взвешивались, раскладывались по маленьким пакетикам и попадали в большую «фруктовую корзину». В каждом заказе мы оставляли накладную, где указывали перечень продукции и стоимость набора. Туда же вкладывали благодарственное письмо-обращение к покупателю. Старались доказать клиенту, что «Витаминити» — это самые качественные продукты.

Дело пошло

Чтобы бизнес рос, нужно было постоянно искать новых клиентов. Вот что мы делали:

  • При доставке набора покупателю наш менеджер интересовался, может ли клиент порекомендовать «фрукты и овощи на дом» своим соседям или друзьям. Если да, то у нашего представителя при себе всегда был лишний пакет с продукцией, чтобы потенциальный покупатель смог оценить её качество.
  • Прорабатывали идею call-центра, чтобы можно было обзванивать московские компании и предлагать дегустацию в офисах. Вкусно? Нравится? Тогда предлагаем вам делать заказ на регулярной основе.
  • Был и третий способ. После окончания рабочего дня каждый член нашей команды брал с собой по два пакета с фруктами, чтобы самостоятельно найти новый канал сбыта.

Так наш бизнес развивался. Ежемесячная прибыль подходила к отметке в 1 млн рублей. Цены, которые мы ставили, конкурировали с тем, что предлагали в хороших сетевых магазинах. Клиентская база росла.

Кризис, кризис…

Все налаживалось, но…в стране упал рубль. Закупка овощей и фруктов стала значительно дороже, и мы были вынуждены поднять цены на наборы. Магазины, напротив, свои цены заморозили. В этот период «Витаминити» потеряли 60% своих клиентов. Что могло нас спасти? Как вариант – гибкий подход к каждому клиенту.

Мы поняли, что фиксированный набор продуктов в нашей «фруктовой корзине» — не самая удачная идея. Изначально каждый заказчик получал «всего поровну». А что делать, если человек и члены его семьи не любят те или иные продукты? Я принял решение собирать «индивидуальные наборы». Мы разработали анкету для каждого клиента, где человек мог выбирать овощи и фрукты на определенную сумму.

Еще одной острой проблемой стало качество продукции, которую мы привозили с овощебаз. Закупка длится 3–4 часа, и пересмотреть каждый ящик на предмет свежести продукции нереально.

В результате наша выручка сильно упала. Стало понятно, что компании нужно искать другие каналы сбыта.

Альтернативный путь

Мы стали рассматривать другие способы заработать. Сформулировали несколько основных направлений.

  1. Первое — заняться мелкооптовой торговлей.
  2. Второе – наладить поставку овощей и фруктов в рестораны, отели и кафе.

Я принял решение провести «бизнес-разведку». Один из членов нашей команды устроился на работу в крупную фруктовую компанию, чтобы понять, как устроен мир поставщиков. Приходилось учиться буквально всему! После приобретения необходимых навыков мы начали сотрудничество с ресторанами. Поделили всю Москву на сектора, закрепленные за каждым сотрудником. Каждый в день делал по пятьдесят звонков. В итоге нашей «добычей» стали две ресторанные сети, загородная усадьба и два отеля. Мы договорились снабжать их фруктами и овощами. Ресторанно-гостиничным направлением мы занимались до середины 2015 года.

Новые возможности

«А что если нам самостоятельно выйти на прямых поставщиков и без посредников импортировать продукцию, общаясь в торговые представительства других стран в России?»

Я уже не помню, кто первым произнес эти слова, но они зацепили всех. Смело? А почему бы и нет. Я понимал, что в таком случае речь пойдет о реальном взрослом бизнесе, так называемом B2B, и объемных контрактах. Это не просто новое направление деятельности, а иное качество компании. Но для этого нужно было выйти на рынок крупных закупок. Необходимы были деньги. Команда приняла единогласное решение обратиться в инвестиционный фонд «Капитаны России» за траншем. Так мы получили 10 млн рублей.

Серьезная команда

Чтобы занять достойное место на оптовом рынке, требовались не только деньги, но и принципиально новые знания о том, как работать с поставщиками и магазинами, как просчитывать логистику. Мы решили, что лучший вариант – нанять на работу опытных специалистов, у которых можно всему научиться, плюс они бы познакомили нас с надежными деловыми партнерами. Начался набор персонала.

Начали с поиска исполнительного директора. Я разместил вакансию, на которую откликнулись сто человек. Собеседование прошли 16 из них. Из этой группы я выбрал троих, они и пошли со мной на итоговую встречу с инвесторами. Так мы нашли нашего директора и запустили процесс внутренней реорганизации. Компания стала арендовать склады, набирать менеджеров. Взяли на работу логистов, бухгалтера, менеджера по закупкам и продажам, кладовщика, начальника склада и других специалистов. Мы начали выстраивать структуру компании.

Первый контракт мы подписали в начале лета 2015 года с региональной торговой сетью «Лакмин». Уже к осени компания работала с «Монеткой», «Азбукой вкуса», «Седьмым континентом», «Магнитом». В августе месячная прибыль «Витаминити» достигала 2 млн рублей. Мы отмечали небольшой, но постоянный рост прибыли.

Практически вся прибыль вкладывалась нами в развитие компании. Однако случилось так, что исполнительный директор без согласования приобрел три грузовика египетских арбузов. Привез партию на склад и сказал, что приедут некие клиенты, которые все купят. А клиенты отказались. Куда девать 72 тонны арбузов? Некуда! Выход был один: ехать на оптовый рынок и пытаться продать эти арбузы. От двухсот килограммов мы так и избавились, но большая часть сгнила на нашем складе.

После этой истории мы впервые задумались: у кого, по большому счету, контроль над компанией? Взяв в штат руководителя с опытом, мы невольно стали простыми исполнителями. Директор говорил, куда ехать, наши инициативы браковал, «подставлял» перед поставщиками и инвесторами. Словом, стал прибирать власть к рукам. Мы приняли решение уволить исполнительного директора и других сотрудников, работающих неэффективно.

Призвание – предприниматель

Меня часто спрашивают: «А вы правда сами за бананами в Эквадор ездили?» Да. Как-то осенью мы собрались в офисе всей командой и решили, что можно еще существеннее сократить цепочку посредников. Теперь мы намеревались ездить к непосредственным производителям на закупки, а не обращаться в торговые представительства стран.

Сегодня мы занимаемся не только торговлей, но и производством овощей. Для этого мы взяли в аренду землю в нескольких регионах Центрального федерального округа.

Возможно ли создать собственный бизнес в 20 лет? Да, возможно. Если не будете воспринимать деньги в отрыве от реальных событий и значимых вещей. Деловые люди не смотрят на твой возраст, они смотрят на твою уверенность и готовность к действию. Если ты готов отвечать за то, что обещаешь, проблем договориться не будет. Если человек видит, что у тебя есть стержень, контакт будет налажен.

Я считаю, главные черты характера настоящего предпринимателя – это стрессоустойчивость и воля. У нас было много «косяков» и ошибок, но после них мы встали и пошли дальше. А могли ведь сдаться…


Материалы по теме:

Как YouTube, Instagram и Pixar преуспели, в корне изменив первоначальный план

25 стартапов 2016 года, которые могут стать миллиардерами

Эти фотографии показывают путь Facebook от общежития в Гарварде к мировому господству

Как не потерять веру в проект, когда инвестор 100 раз вам сказал «нет»

Будь ты проклят, мир стартапов

Я превратил двухнедельную подработку в успешный стартап

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 14 подкастов ко дню программиста, которые интересно послушать неравнодушным к софтверу
  2. 2 На каких конференциях можно встретить топ-менеджеров больших компаний
  3. 3 Стартапу, выходящему на ICO, нужен ментор. Зачем?
  4. 4 Как мы за три года науку популяризовали – история про бум научных сообществ
  5. 5 Как за месяц найти инвесторов, партнеров и друзей в Кремниевой долине
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти