Рашид Кусембаев

Как выгоднее патентовать технологии

Несколько десятилетий назад чемпионы мира по плаванию проходили дистанцию медленнее, чем сейчас студенты на разминке. Все дело в технике — она изменилась.

Бизнес-ангел Рашид Кусембаев утверждает, что способ, которым вы осуществляете какую-либо операцию, всегда имеет значение. Кроме того, способы могут быть запатентованы. История ниже – о том, почему надо сделать это немедленно.


Я бы хотел рассказать читателям Rusbase нашу историю.

Онлайн-школа иностранных языков Overcome the Barrier появилась на основе нового преподавательского метода. В 2009 году финансист Владимир Ковин остался без работы и решил перебиться какое-то время уроками английского языка. Когда он пришел к своему первому клиенту, то, по аудиторской привычке, начал записывать за ним каждое слово. Так появилась методика, через некоторое время она оформилась и ее можно было масштабировать на большой штат преподавателей. Я пришел в проект в 2011 году, и мы начали оформлять его в бизнес.



По теме: Какие особенности у бизнеса в области онлайн-образования?



Технология выглядит так. Преподаватель печатает за учеником каждое слово, причем студент видит это на экране. Потом преподаватель определенным образом классифицирует ошибки, выделяет блок, которому нужно уделить особое внимание, и вместе с учеником делает работу над ошибками. Технология задействует одновременно визуальный и слуховой канал, что позволяет ученику быстрее добиваться результатов. По итогам занятий можно создавать отчеты, которые показывают прогресс ученика или сравнивают успеваемость студентов в группе по самым разным критериям.

Этот инструмент дает возможности для статистики и аналитики — владельцам компаний, держателям бюджетов, HR-менеджерам. Это и есть наше ноу-хау. И в этом заключается стоимость нашей интеллектуальности собственности. Когда мы пришли к патентному поверенному, то хотели защитить именно идею предоставления отчетов в привязке к технологии ведения урока.

Сейчас мы получаем патент в США. Первый юрист не смог поверить в технологию, пожал плечами и отказал нам, потому что «тут нечего патентовать». Тогда мы нашли другого, который согласился поработать с нашей заявкой. Процесс занимает более двух лет, и мы уже прошли большую часть. Важно, что мы первыми подали заявку. Номер и дата подачи может пригодиться нам в возможных спорах.

В любой непонятной ситуации начинайте процедуру патентования — это хорошо помогает разобраться в себе.

Юрист, конечно, в помощь. Но нам пришлось самим повозиться, заполняя многочисленные бумаги, справки и анкеты. По мере подготовки документов мы сами, наконец, разобрались в технологии, ее конкурентных преимуществах. Кто-то ходит на коучинг, кто-то рисует бизнес-модели по канвасу Остевальдера. Нам помогла заявка на патент. Каждая подача заявки стоит около 2 тысяч долларов. Еще около трех тысяч надо будет заплатить, если будет принято положительное решение.

Патентуйте базовую технологию и глубинную логику – это обезопасит вас от конкурентов.

Если вы придумали особый способ бегать, прыгать, танцевать, бить в барабаны или учить людей и вашу методику можно отличить от остальных, ее можно патентовать как способ действия.

Причем желательно защищать самые базовые ценности, глубинную логику. Грубо говоря, если вы запатентовали выжигание на кремнии, то любые чипы, созданные на основе этой технологии, автоматически попадают под действие вашего патента. Ценностное ядро нужно искать в самой основе. Докопайтесь до сути – до того элемента, который делает невозможным использование продуктов, производных от вашей технологии. В нашем случае ключевым ядром стали фиксация каждого слова ученика, обработка информации и составление отчетов на ее основе. Теперь неважно, какими способами конкуренты будут осуществлять эти три этапа, они в любом случае будут делать это по принципу нашей технологии. Если за вами патент на ядро, то в любой конфликтной ситуации юристы докажут, что конкуренты используют в своих продуктах вашу логику.

Когда мы собрали документы и подали первую заявку, то получили отказ. Как оказалось, идея о том, что преподаватель должен записывать слова ученика, была не нова. Кто-то это уже придумал до нас. Во второй раз мы решили идти от глубинной логики и теперь патентуем идею предоставления студенту регулярной обратной связи в виде графиков.

Патентуйте технологию за рубежом — это добавит капитализации вашему бизнесу.

Неважно, где зарегистрировано ваше юридическое лицо – вы можете запатентовать свою технологию в любой стране. Важно понимать, что патентование, особенно гуманитарной технологии, защищает вас везде, кроме России и, пожалуй, Китая. Есть лазейки, с помощью которых можно изменить технологию и обойти патентное право. В России это происходит сплошь и рядом. Но крупные компании на Западе не будут ввязываться в такие истории.



По теме: Как получить патент в США. Пошаговая инструкция



Основной рынок для нас – США. Основные конкуренты – такие компании как Education First, Rosetta Stone. Эти компании понимают, что нарушение патентного права – это возможность для правообладателей ободрать их, как липку. Так что им проще заплатить вам роялти или выкупить вас целиком. Если у вас есть перспективная разработка и интеллектуальная собственность на нее, вы становитесь интересны этим игрокам, ваша капитализация увеличивается. Есть мнение, что большая компания серьезным финансовым ресурсом выиграет, если дело дойдет до суда. Но обычно до суда не доходит, а патент дает вам возможность поторговаться. Вспомните эпические патентные войны между Apple и Samsung. Когда речь заходит об интеллектуальной собственности, все правда очень серьезно.

Когда мы обсуждали второй раунд инвестиций с рядом российских инвесторов, то, в первую очередь, они спрашивали, есть ли у нас разработанная IT-платформа для оказания образовательных услуг. В России собственные «средства производства» все еще оцениваются как основа бизнес-модели. Тем временем на Западе смотрят, скорее, на наличие интеллектуальной собственности и динамику роста компании, какими бы ресурсами она ни была обеспечена. Именно это является основой капитализации.

В итоге, мы решили отложить раунд и сосредоточиться на работе с крупными корпоративными клиентами. Среди них – IBM (Япония), Sanofi (Мексика), в России: Caterpillar, Caterpillar Tosno, DHL, Foursquares, «Газпром-Нефть», «Иннова», Wika-Mera, Melitta Rusland, «Восточная Техника», ЗАО «Киви», «Роснано», E-On, Federal Mogul и другие.

Смотрите на свою технологию системно — это даст вам возможность диверсифицироваться.

Когда мы разобрались в ядре нашей технологии, стало понятно, что ее можно масштабировать. Можно запустить на ее базе образовательную платформу и учить студентов писать эссе, делать публичные выступления, смешно рассказывать анекдоты или пользоваться Excel. Недавно мы обучили тестовую группу студентов правильно читать Коран. Для этого недостаточно просто знать арабский, нужно понимать ряд других вещей. Сама технология позволяет активно выйти на рынок образовательных и тренинговых услуг, но пока мы сфокусированы только на иностранных языках. Это самый большой рынок, понятная услуга и у нас в этом есть опыт.



По теме: Apple оформила патент на умное кольцо



comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно