Колонки

Исследование: почему предпринимателям в Штатах живется легче, чем бизнесменам в России

Колонки
Махмуд Тамимдаров
Махмуд Тамимдаров

Основатель проекта Harry Cooper

Виктория Кравченко

Основатель проекта Harry Cooper Махмуд Тамимдаров назвал 5 причин, по которым предпринимателям в Штатах живется легче, чем бизнесменам на российском рынке. 

Почему в Америке можно сделать успешный бизнес даже на самых, казалось бы, нелепых товарах, тогда как у нас, смелые идеи не пользуются спросом?

Исследование: почему предпринимателям в Штатах живется легче, чем бизнесменам в России

По данным рейтингового агентства «РИА Рейтинг», капитализация ста крупнейших компаний России в 2016 году составила 635 млрд долларов, и это на 58% больше, чем в 2015 году. При этом капитализация компании Apple — 711 млрд долларов. Таким образом, рыночная стоимость всего лишь одной американской компании превышает совокупную капитализацию сотни крупнейших российских бизнесов на 76 млрд долларов.


Капитализация Google — 580 млрд долларов, а «Яндекса» и Mail.ru — 10,5 млрд на двоих, то есть совокупная рыночная стоимость двух крупнейших российских ИТ-игроков не составляет даже 1/10 от капитализации только одного американского представителя ИТ.


Почему емкость американского рынка во столько раз превышает емкость российского? Почему предприниматели там могут получить 26 млн долларов на проект по хранению вещей, а российским стартаперам сложно привлечь инвестиции даже на самые жизнеспособные проекты? Почему в Америке можно сделать успешный бизнес даже на самых, казалось бы, нелепых товарах, таких, например, как очки для собак? И почему подобные смелые идеи не пользуются спросом у российских потребителей?


Вот основные причины.


Причина 1. Платежеспособность покупателей



Согласно Бюро переписи населения США, в 2015 году средний доход на человека в Америке составил 44,5 тысяч долларов в год. Это около 3,7 тысяч долларов в месяц. По данным Росстата, среднемесячный доход за этот же период на одного человека в России — чуть больше 30 тысяч рублей, то есть менее 500 долларов. Очевидно, что в 2016 году ситуация принципиально не изменилась.


Важно учитывать и структуры расходов населения США и России. В США большая часть средств, а именно до 75%, уходит на погашение ипотеки, уплату налогов и страховок. В остальном корзины американского потребителя и российского очень похожи — продукты, одежда и развлечения. Американский потребитель может потратить на питание, предметы гардероба и досуг в худшем случае 25% своих доходов. Казалось бы, немного. Но что если посмотреть на этот процент в денежном выражении?


Предположим, доход американца 5 тысяч долларов в месяц. 25% бюджета — это около одной тысячи долларов, которая остается у американца после оплаты ипотеки, налогов и страховок. В Москве же тысяча долларов будет составлять примерно 50% бюджета, а для России в целом эта сумма, вообще, превышает среднемесячный доход.


Итак, представьте, что вы открываете два магазина оптики, один в Нью-Йорке, второй в Москве. Средний доход в Нью-Йорке — от 5 до 7 тысяч долларов в месяц, в Москве — около 120 тысяч рублей в месяц, это около 2 тысяч долларов. Разумеется, есть множество других факторов, влияющих на успех бизнеса, но при прочих равных бизнес в Нью-Йорке имеет большие шансы на успех, чем в России, потому что американский покупатель более платежеспособен, чем российский.


Причина 2. Численность населения



По данным последней переписи, численность населения России — 143,5 млн человек. Согласно Бюро переписи населения США, в Америке живет более 320 млн человек, то есть в 2,2 раза больше, чем в России.

Умножьте этот показатель на значительный доход американцев, и получите гораздо более высокую по сравнению с российской покупательскую способность.


Проект Stanislavsky Ventures ищет 15 компаний из Москвы, которых 5 месяцев будет бесплатно готовить к осенним международным стартап-конкурсам и конференциям. Заявки принимаются до 16 мая 2017, старт программы подготовки — в июне. Узнайте подробности и подайте заявку по ссылке.

Причина 3. Логистика


В США меньше, чем в России городов-миллионников, однако благодаря развитой инфраструктуре и налаженной логистической цепочке американские ритейлеры могут легче, чем российские охватывать большие территории. Это особенно важно для дистанционной торговли.

Собственных интернет-магазинов в российских регионах фактически нет, исключение — мелкие игроки. При этом стоимость доставки в регионы из московских или питерских магазинов стоит дороже, чем, к примеру, из Китая, поэтому российский предприниматель делит своих покупателей с зарубежными продавцами.

По данным АКИТ, в первом полугодии 2016 года россияне совершили покупок в иностранных интернет-магазинах на 143,1 млрд рублей.


Причина 4. Отношение к производителям


Если у российского покупателя есть выбор приобрести продукцию отечественного или зарубежного производства, то при условии равной цены и идентичных характеристик он отдаст предпочтение импортному товару.


Россияне все еще воспринимают все отечественное как некачественное, топорное и немодное. Эта привычка осталась со времен СССР, тогда импортная продукция в 99% случаев действительно выигрывали по всем параметрам у советской.


Поэтому некоторые товары российского производства притворяются иностранцами — Faberlic, Vitek, Bork и другие. А в США, несмотря на глобализацию, до сих пор остается достаточно много локальных брендов, которые местное население с удовольствием покупает.


Сегодня отношение к отечественной продукции постепенно меняется. Особенно это заметно в сфере продовольственных товаров. Но российские одежда, обувь, электроника, автомобили и многие другие категории пока по-прежнему в большинстве своем уступают импортным, следовательно, все еще остаются в проигрыше.


Причина 5. Опыт


Российскому капитализму всего 26 лет, а если учитывать только более или менее цивилизованный период, то еще меньше. Это совсем небольшой срок для развития экономики страны.


У бизнесменов в России нет накопленного столетиями предпринимательского опыта, как в Америке, у нас нет собственной сформировавшейся предпринимательской культуры. С этим связаны многие ошибки и недочеты нашего бизнеса и осторожность инвесторов.


Многие едут за рубеж, что получить там образование. Это хороший вариант восполнить пробелы и расширить профессиональные горизонты. Но проблема в том, что часто подобные знания бывает сложно или даже невозможно адаптировать к российской действительности. Наш рынок ко многому просто еще не готов.


***


Продавать в Америке легче, но благодаря тому, что российский рынок еще не насыщен, и потенциал развития во многих отраслях очень высок, у наших предпринимателей есть хорошие перспективы. Особенно учитывая то, что погоня за брендами уходит в прошлое, а спрос на качественные товары по разумной цене растет, по крайней мере, в отдельных отраслях, таких, например, как ритейл.


Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Проверка для вендоров: семь условий, чтобы ваш продукт захотели продавать партнеры
  2. 2 Электроэпоха: какие перспективы на рынке электромобильности у стартапов
  3. 3 Акселератор StartupDrive от «Газпром нефти» ищет стартапы
  4. 4 Подписка на светлое будущее. Кейс приложения для пассивных инвестиций Grows
  5. 5 «Мы докажем, что можно построить миллиардный ИТ-бизнес без кода». Интервью с основателем WeLoveNoCode
Куда идти стартапу в США
Список полезных контактов, предпринимательских сообществ и инвесторов
Получить список