Владимир Филипьев

Давайте копировать идеи!

Владимир Филипьев, CEO Subtotal, рассказывает кейс: конкуренты скопировали все содержимое сайта – имеют ли они на это право и как нужно было провернуть такую аферу?


Меня зовут Владимир Филипьев, я из команды Subtotal.ru. Мы помогаем владельцам магазинов автоматизировать розничную торговлю и управление складом в облаке. На днях, анализируя статистику, среди регистраций мы обнаружили email support@koolve.com. Мы любим своих клиентов и всегда рады узнать о них побольше: открываем koolve.com – оказывается, это не клиент, а конкурент, и у него аналогичный продукт.

Изучение конкурентов –  дело хорошее, мы тоже зарегистрированы у десятка игроков и следим за их успехами.

Что же может предложить нам сервис koolve.com? На главной есть видео, запускаем его и... смотрим точную копию видео, которое мы сделали год назад: текст повторяется слово в слово, последовательность сцен тоже. Не понятно, зачем тратили деньги на другие картинки, могли бы взять наш ролик, мы не против.

Вот оригинал (или – на главной subtotal.ru):

Вот копия (или – на главной koolve.com):

В нашей команде люди по разному отреагировали на плагиат. Кто-то порадовался со словами: «Нас копируют, это успех», автор же ролика расстроился до слез. Девушки – они такие эмоциональные :)

Обсуждая ситуацию с коллегами и предпринимателями, мы сделали выводы, которыми решили поделиться.


Самая крупная кража в истории компьютерной индустрии

Каждый маркетолог и предприниматель практически ежедневно наблюдает действия конкурентов и в какой-то момент принимает решение – мы будем делать так же! Но где эта тонкая грань между заимствованием идеи и воровством (или плагиатом)?

Визит сотрудников Apple в исследовательский центр Xerox PARC в 1980 году иногда называют самой крупной кражей в истории компьютерной индустрии. Кстати, Стив Джобс не был против такого мнения. Наоборот, он этим даже гордился. Есть известная фраза Пабло Пикассо: «Хорошие художники копируют, великие художники крадут». Эту фразу однажды произнес Джобс и добавил: «Мы никогда не стыдились воровать гениальные идеи у других». Ключевое слово здесь – «идеи». Воровать идеи и воровать конкретные реализации этой идеи – вот где тонкая грань между заимствованием и воровством.

Джобс своровал у Хerox идею компьютерной мыши и графический интерфейс. Мышь от Xerox представляла собой замысловатое устройство с тремя кнопками, с трудом перемещалось по поверхности стола и стоило $300.

В 1981 году был представлен Xerox Star. Этот компьютер обладал графическим интерфейсом, мышкой, окнами и «рабочим столом». Для сохранения большого файла иногда приходилось ждать несколько минут, компьютер оказался очень дорогим (он стоил $16,595) и был рассчитан на работу в офисах с подключением к сети. Xerox Star провалился. Джобс же после визита в Xerox PARC поставил задачу сделать мышь стоимостью $15, чтобы она «могла двигаться как на различных столах, так и на моих синих джинсах». Инженерам Apple удалось осуществить его желания. Так же драматически был улучшен графический интерфейс, работа с окнами и рабочим столом – и появился Macintosh.

Вероятно, именно эти идеи стали основой успеха Apple, а много лет спустя были скопированы Microsoft в операционной системе Windows. Ну, а мы с тех пор пользуемся этими инструментами каждый раз, когда открываем ноутбук.


3 причины не заниматься копированием

Воровать идеи хорошо! Своим уникальным способом реализации идеи вы улучшаете мир. Но не стоит копировать конкретный способ реализации идеи. Как минимум, по трем причинам.

  1. Брать чужое без спроса – это воровство. Это неправильно, это аморально, это минус в карму. Берите идею и делайте свое, но никогда не воруйте упаковку, текст, продукт.
  2. Плагиат – это незаконно. На вас могут подать в суд. Вероятно, для России это не столь актуально, но в большом бизнесе действительно можно отсудить приличную сумму денег. Например, в споре Apple и Sumsung по поводу копирования внешнего вида телефона на кону сотни миллионов долларов.
  3. Тайное станет явным – и Adibas никогда не будет Adidas. Люди любят истории про плагиат. СМИ любят истории про плагиат. Рано или поздно потенциальные клиенты узнают, что вы незатейливо копируете конкурента. И вы сразу превратитесь в догоняющего. Вы сами часто покупаете у таких?

Карго-культ

Я не знаю причин, почему люди решили скопировать наш ролик дословно. Причины, безусловно, есть. Часто люди делают что-то, копируя других, в ожидании того же результата. Но обычно результат иной, так как отличается среда и причинно-следственные связи.

Например, после Второй мировой войны аборигены островов в Тихом океане имитировали действия солдат, моряков и летчиков (которые уже покинули острова и более не прикармливали местное население). После того, как военные свернули базы и покинули острова, островитяне многие годы делали наушники из дерева и прикладывали их к ушам, находясь в построенных из дерева контрольно-диспетчерских вышках. Они изображали сигналы посадки самолетов, находясь на построенной из дерева взлетно-посадочной полосе. Но «большие железные птицы» почему-то больше не прилетали и не привозили продукты. Аборигены прославились и попали на страницы Wikipedia, а этот феномен получил наименование карго-культа.

Итог? Берите чужую идею! Хороших идей в мире немного, и взять чужую идею – это нормально. Но делайте свой продукт, рассказывайте о нем своими словами, «влейте в него свою душу» – тогда у вас есть шанс завоевать сердца клиентов. Чего мы искренне желаем всем.


Материалы по теме:

Apple хочет еще

Многолетняя патентная война между Samsung и Apple окончена

Почему вам немедленно нужен товарный знак?

4 способа заработать на патентах

Как выгоднее патентовать технологии

200+ мертвых российских стартапов

Видео по теме:

Свяжись с героем материала
Владимир Филипьев
Владимир Филипьев
связаться
Rusbase Connect: медиа как сервис

comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно