Иван Савченко

Предпринимателей всё ещё ассоциируют с «шестисотыми мерседесами» и малиновыми пиджаками

Иван Савченко, куратор проектов бизнес-школы «Капитаны России» РЭУ имени Г.В. Плеханова, объясняет, что мешает развитию предпринимательства в России и как можно это исправить.

Предпринимательство – это важно

В основе современной финансово-экономической системы лежит малое и среднее предпринимательство.

Его доля в ведущих мировых экономиках – США, Японии, Великобритании, Германии и Китая, составляет в среднем 50-55% ВВП. На смену эпохе крупного традиционного бизнеса и транснациональных корпораций приходит эра малого бизнеса и стартапов. Мобильные и гибкие, они лучше чувствуют тренды рынка и общественные запросы. Крупные игроки всё больше переключаются с генерации идей и продуктов на их последующую покупку и доработку.  


По данным газеты WallStreetJournal, за три квартала 2015 года объём венчурных инвестиций в стартапы на рынке США вырос более чем на 39% по сравнению с прошлогодними результатами. Такие компании, как Uber и Periscope, Telegram и DropBox, SpaceX и GoPro, не только определяют тенденции в бизнесе, но и становятся подлинными социальными феноменами. 

Говоря о малом бизнесе, важно помнить, что за каждым успешным проектом, за каждым нашумевшим стартапом, за каждой новаторской идеей стоит человек. Этот человек обладает конкретным набором качеств и компетенций. Достаточно стандартных, но позволяющих ему ловить волну и идти в фарватере успеха.

В условиях быстрых изменений этот человек динамичен и гибок, чувствует информационный поток, умеет выстраивать широкие коммуникационные системы. Такие навыки могут быть врожденными, но только практические шаги по созданию собственных компаний позволяют отшлифовать их и сделать подлинным оружием.

Для этого существуют бизнес-инкубаторы, в том числе при технологических университетах, таких как, например, MIT (США) и Stanford University (США), институты менторства, акселераторы, вроде Y Combinator, 500 Startups, Techstars. Они помогают бизнесу «созреть», после чего инвестируют в уже готовые проекты в обмен на долевое участие.

На Западе молодые люди (а возраст стартаперов редко превышает 25 лет) заинтересованы в том, чтобы сотрудничать с бизнес-площадками и стремятся к этому.


Но не в России?

В нашей стране ситуация в области стартапов, малого бизнеса и молодёжного предпринимательств весьма печальна. Да что там – доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны составляет всего 20%. При этом о поддержке малого предпринимательства говорится много, принимаются федеральные программы и долгосрочные стратегии, разрабатываются налоговые льготы, активно создаются инкубаторы и акселераторы. Но этого мало.

Основная проблема лежит в иной плоскости. Согласно опросу портала Career.ru, 40% молодых людей в России хотели бы быть чиновниками. Вместе с тем, согласно ежегодному докладу Global Entrepreneurship Monitor, подготовленному Babson College (США), London Business School (UK) и Санкт-Петербургским государственным университетом, интерес к ведению бизнеса проявляют всего 2,2% россиян.

Как мы знаем из учебников истории, подобная экономическая пассивность может быть губительной для общества.

Сегодня слово «предприниматель» всё ещё ассоциируется у наших сограждан с «шестисотыми мерседесами», малиновыми пиджаками и сомнительными, подчас криминальными, способами ведения бизнеса.

В одном из интервью журналу Forbes предприниматель и основатель сети «Магнит» Сергей Галицкий сформулировал очень верную мысль. Он в сердцах бросил: «Есть горстка предпринимателей, испортивших саму репутацию бизнеса – это бандиты или «договорщики», у которых была возможность договариваться с властью и пилить советские активы; теперь же народ в бизнесменах видит воров, негодяев, подонков, что меня, как человека, который работает семь дней в неделю, оскорбляет».

То же самое касается телевидения и литературы – трудно вспомнить хотя бы один российский фильм или книгу, где предприниматель оказался бы положительным персонажем и не был бы замешан в преступлениях.

Панацея может быть только одна: необходимо вести кропотливую систематическую работу, чтобы вернуть образу предпринимателя положительную коннотацию. Нет ничего зазорного в том, чтобы брать пример с западных стран, где один за другим выходят фильмы про Стива Джобса, Марка Цукерберга и других героев Кремниевой долины. Где книги про истории успеха моментально становятся бестселлерами, а история мальчика-изобретателя тиражируется всеми СМИ настолько яростно, что уже через день американский президент приглашает его в Белый Дом.


Предприниматели – обычные люди


Особенно актуально – развивать желание молодых людей в России становится предпринимателями.

Предприниматели несут в себе не только экономическую, но и социальную функцию. Они самостоятельно зарабатывают себе на жизнь, платят налоги, зарплату сотрудникам, создают комфортную инфраструктуру для окружающих людей.


С кого брать пример?

Очевидно, что нужно усилить уже существующие меры по поддержке молодежного предпринимательства. Приведу примеры тех, с кого стоит брать, по моему мнению, пример.

Одним из ярких примеров является международная премия GSEA. Это ведущая международная премия в области предпринимательства среди студентов, которые успевают управлять прибыльным бизнесом, совмещая это с учебой в вузе или колледже. Номинанты сначала соревнуются со своими сверстниками в серии местных региональных состязаний, после чего победители отправляются на международный финал GSEA Global, чтобы представлять свою страну и претендовать на звание Лучшего Предпринимателя в мире.

Премия GSEA основана в 1998 году Университетом Сент-Луиса, теперь GSEA является частью программы поддержки молодёжного предпринимательства сообщества Entrepreneurs’ Organization. На протяжении нескольких последних лет в пятерку лучших молодых предпринимателей в мире по версии GSEA входили представители нашей страны. Когда ребята возвращались с финальной церемонии награждения из США в Россию, их победы активно обсуждались в СМИ и создавали целую волну новостей о молодых российских бизнесменах, получивших признание на международном уровне.

Подобная мощная информационная поддержка может помочь предпринимателям взойти на новую ступень развития, привлечь крупных инвесторов. Кроме того, это инструмент мотивации для человека, который уже много добился и внешнее признание на международном уровне должно стать серьезным стимулом для продолжения развития.

Широко известна государственная программа «Ты – предприниматель», которая на сегодняшний день действует в абсолютном большинстве регионов РФ. Проект представляет собой системную поддержку для начинающих предпринимателей. Не только информационную, но и методическую, образовательную, грантовую. Молодой человек в самом начале может пройти тестирование на наличие предпринимательских навыков. Затем идет обучение, планирование и регистрация в качестве предпринимателя под присмотром и при поддержке проекта. 

Участвующие в проекте бизнесмены могут получить консультационную, финансовую и юридическую поддержку. Согласно официальным данным, за время действия программы было создано более 3000 новых предприятий. 



Ещё один кейс в российских реалиях – это школа бизнеса «Капитаны» (она же программа «Капитаны России») при РЭУ им. Плеханова. Программа была запущена российскими предпринимателями и менторами, которые пришли к выводу, что выпускникам ведущих российских вузов не хватает практических знаний. Идея заключалась в том, чтобы пригласить в преподаватели успешных бизнесменов.

Это было непросто.

  • Во-первых, их нужно было мотивировать.
  • Во-вторых, их опыт нужно было перепаковать в живую информацию.
  • В-третьих, нужно было, чтобы курсы соответствовали образовательным стандартам.

Но у нас получилось. За четыре года в рамках школы бизнеса был создан 21 стартап, а общий объём инвестиций превысил отметку в 400 млн рублей. Студенты магистерской программы РЭУ им. Плеханова – они же участники программы «Капитаны России» – создают свой бизнес уже в первом семестре, защищают его концепцию перед экспертным советом из потенциальных инвесторов и получают возможность сразу привлечь инвестиции до 1 млн рублей. В дальнейшем эта цифра увеличивается до 5-10 млн рублей, а к концу двухлетнего обучения – к моменту заграничной командировки для изучения отрасли бизнеса – может превысить эту цифру.


Выводы

Таким образом, на сегодняшний день в России и за рубежом уже действуют достаточно эффективные инструменты и программы, способствующие развитию предпринимательской инициативы. Очевидно, что сейчас, когда молодые люди в России фактически не хочет быть бизнесменами, нужно работать более активно. Возможно, реализовать системную госпрограмму – при участии федеральных органов власти и состоявшегося бизнеса.


Материалы по теме:

Стоп-факторы: Что мешает стать предпринимателем?

Стартапы должны присмотреться к модели spin-off

Как крупные компании ищут себе сотрудников через вузы

Исследование: Развитие студенческого предпринимательства


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно