Top.Mail.Ru
Колонки

Вы раздражаетесь через 6 минут 30 секунд ожидания. Что мы знаем о психологии очереди

Колонки
Андрей Юдников
Андрей Юдников

Генеральный директор Ivideon

Виктория Кравченко

Андрей Юдников, сооснователь компании Ivideon, рассказывает, что нравится в очередях покупателям и не нравится продавцам. Любопытные факты, о которых вы не задумывались раньше.

Вы раздражаетесь через 6 минут 30 секунд ожидания. Что мы знаем о психологии очереди

Интересно. Про очереди

Исследований по проблеме очередей в мире очень мало, а в России их фактически нет. Да, собственно, зачем они нужны? Решение кажется очевидным: «Есть очередь, открой еще кассу, посади туда кассира». Однако ситуация меняется, маржа ритейлеров уже не та, покупатели им дороги, но персонал — еще дороже, ведь каждому сотруднику нужно платить зарплату.



Как ни странно, первым о необходимости автоматизированных решений по борьбе с очередями в России заговорил малый и средний бизнес, а отнюдь не крупные сети, заботящиеся о высоких технологиях в торговом зале.


Именно небольшие компании обратились к нам с вопросом, можем ли мы создать технологию контроля формирования очередей в торговых точках. Так и получилось, что мы исследовали проблему возникновения и движения очередей, а заодно выявили и подтвердили множество весьма интересных фактов.


Факт 1. Покупатели предрасположены к тому, чтобы создавать очередь

Когда одна из крупнейших международных сетей H&M выходила на рынок России, ее топ-менеджмент гордился очередями. Рассказывая об H&M, в сети показывали фото огромных очередей в Японии. Казалось бы, такая негативная информация могла отпугнуть покупателей. Однако нет.



Каждый из нас любит покупать то же, что и другие. Если где-то есть люди, значит, там понравится и нам. Это психология. Кто захочет идти в пустой магазин или безлюдное кафе?


А окидывая торговый зал с покупками в руках беглым взглядом, мы часто неосознанно встаем именно в ту кассу, где уже есть люди, а пустую просто не замечаем.

Факт 2. Выбирая кассу интуитивно, покупатель почти всегда ошибается

Большинство людей правши, и это накладывает отпечаток на их мышление. Американские исследователи доказали, что правша интуитивно предпочитает вставать справа и идти направо. Я не исследователь головного мозга, но наше наблюдение за торговыми залами магазинов эту особенность поведения людей полностью подтвердило.



Левая касса чаще пустует, а очередь всегда длиннее в правой. Единая очередь во все кассы сразу — хороший способ решения этой проблемы.


Кроме того, выбирая кассу, покупатель почти всегда выбирает ту, которая движется медленно, но плавно, а не ту, которая продвигается быстрее, но рывками. Что вполне объяснимо, ведь наблюдать за кассами у покупателя времени нет.

Кстати, меньшее количество товара в корзинах впереди стоящих тоже не панацея, процесс движения людей больше тормозит взаимодействие с кассиром и оплата, чем сканирование товара. Автоматы по приему денег, которые практикуют в России «Ашан» и «Перекресток», — хороший способ увеличить проходимость касс.


Факт 3. Поведение покупателей в очереди похоже на маневры автомобилистов на дороге: заторы создают «шашечники» и «обочники»

Ни для кого не секрет, что в пробках на дорогах отчасти виноваты сами автомобилисты: «обочники» встраиваются вперед, тормозя движение сзади, как, впрочем, и те, кто решил сменить полосу, решив, что другая едет быстрее.


Скорость движения потока при маневрах сокращается. То же происходит и в очереди: те, кто долго стоял в кассу и решил перебежать, в итоге задерживают и себя, и окружающих. О тех же, кто занял очередь, а потом подошел с полной тележкой, и говорить не стоит.


Факт 4. Покупатель испытывает негативные эмоции в среднем через 6 минут 30 секунд пребывания в очереди

В своих решениях покупатель непоследователен: он любит места, где много людей, но стоять долго не хочет. Его лояльность к магазину начинает резко падать примерно на седьмой минуте стояния в очереди.



Примерно через 6 минут 30 секунд покупателя посещает такая мысль: «В следующий раз подумаю, идти мне сюда или нет». Это показал наш простой опрос. Критический порог, после которого часть покупателей уходит из магазина, наступает на десятой минуте ожидания.


Впрочем, для разных магазинов и время ожидания разное. С тележкой в гипермаркете люди готовы ждать дольше, в непродуктовом ритейле — меньше. Понятно, что пару футболок или кроссовки легче положить на место и зайти куда-то еще. А настроение покупателя во многом зависит от ассортимента магазина, за эксклюзивом и постоять не обидно.


В то же время менеджмент магазина, как правило, замечает проблему очередей в магазине не раньше чем через год-полтора после открытия точки. Наличие большого числа покупателей изначально воспринимается как плюс, а о решениях, позволяющих повысить проходимость касс, задумываться начинают гораздо позже.


Факт 5. Ритейлеры предпочитают очередь развлекать, а не ликвидировать

Справедливости ради надо сказать, что на насыщенных рынках и очередей меньше. При этом многие крупные западные сети озаботились этой проблемой намного раньше российских (внедрили, в частности, единую очередь и автоматы оплаты).


Тем не менее сейчас одним из самых распространенных способов борьбы с негативными последствиями очередей в Европе и Америке становится развлечение покупателя:

  • Во-первых, зеркала у касс (покупатель занят тем, что разглядывает себя, и не слишком злится),
  • Во-вторых, телевизор с музыкальными каналами или новостями.

Факт 6. Сотрудники магазина не заинтересованы в решении проблемы очередей

Зачастую масштаб проблемы очередей в торговой точке владельцу бизнеса может быть просто непонятен. Часто бывает так, что свою главную задачу менеджмент магазина видит в оптимизации затрат и вряд ли будет тратить время на подсчет числа людей в очереди и ушедших покупателей. Ведь итоги такого исследования приведут к тому, что управляющему магазином придется объяснять владельцу необходимость найма дополнительного персонала, что никак не вяжется с курсом на оптимизацию.


На практике это обычно приводит к тому, что владелец бизнеса узнает о проблеме лишь спустя некоторое время, после того как она появилась, оказавшись в магазине в «час пик».


Факт 7. В России сервис лучше, но и люди терпеливее

Жители России отличаются большим терпением, да и к очередям здесь вроде бы привыкли. Но это относится лишь к старшему поколению. Подавляющее число людей в России, особенно молодое поколение, очереди категорически не любит и не приемлет.



Как ни странно, именно в России ритейл предлагает покупателям сервис лучше, чем в Европе. Большинство магазинов работают допоздна, некоторые — вообще круглосуточно, выходных у них нет, как и перерывов на обед. Европейцу не привыкать к тому, что задержавшись на работе, в супермаркет вечером он уже не попадет, а в воскресенье все будет закрыто.


Да и жизнь в большинстве европейских столиц более размеренная, чем в Москве. У нас ждать не хотят и не могут, поэтому на столичном рынке мы видим свободную нишу, которая позволит реализовать и вывести на рынок автоматизированные решения, позволяющие контролировать численность очередей в кассу и в случае необходимости вызывать дополнительный персонал.


Факт 8. Малый и средний бизнес опередит крупные сети в борьбе с очередями

Как правило, любые технологии в России сначала внедряют крупные ритейлеры, будь то кассы самообслуживания, системы безопасности или мотивации персонала. Однако, как мы видим, в этом случае больше всего в разработке автоматизированных технологий, позволяющих отслеживать очереди в кассы, заинтересован именно средний бизнес. По его запросу мы и разработали детектор очередей, который позволяет выполнить подсчет покупателей в очереди и сигнализирует о том, что пора открыть еще одну кассу.


Спрос на такие технологии возник у небольших сетей магазинов «у дома» и несетевых торговых точек. И этому есть объяснение: небольшие магазины не всегда способны выдержать ценовую конкуренцию с сетями. При этом дорогостоящие системы видеоаналитики, существующие на рынке, им недоступны. А вот лояльность покупателей, завоеванная благодаря хорошему сервису и быстроте покупок, — их реальное конкурентное преимущество.


Материалы по теме:

Почему чашка кофе должна стоить 50 рублей

Лайкономика: с этими инструментами, вам нужно было начать работать ещё вчера

Пять трендов и кейсов будущего ритейла

Россияне не покупают одежду в интернете – крутое исследование fashion-ритейла

Рынок онлайн-касс: почему именно ККТ устроит революцию в маркетинге?

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Аркадий Волож может вернуться к управлению нидерландской Yandex N.V.
  2. 2 Как загрузить приложения, которых нет в сторах
  3. 3 Заменить Confluence? Просто!
  4. 4 Свое вместо чужого: как формируется рынок информбезопасности России
  5. 5 Проныра, молчун и корпоративный хулиган – какие сотрудники могут навредить компании
DION
Что ждет рынок корпоративных коммуникаций в 2024 году?
Подробнее