Колонки

Работа в офисе и здоровье. Что нужно знать, чтобы сохранять здоровье долгие годы

Колонки
Юлия Ткаченко
Юлия Ткаченко

Руководитель департамента по развитию медицины BestDoctor

Полина Константинова

Юлия Ткаченко, врач превентивной медицины в BestDoctor, рассказала, какие опасности может представлять офисная работа для здоровья сотрудников и как с этим бороться.

Работа в офисе и здоровье. Что нужно знать, чтобы сохранять здоровье долгие годы
Присоединиться

Исследователи из Британии определили самые распространенные проблемы со здоровьем у современных офисных работников. Для этого они опросили более 3 тысяч человек. На основе полученных данных исследователи создали модель женщины из 2040 года, которая проработала в офисе 20 лет и получила там все возможные заболевания. Ее зовут Эмма, а выглядит она вот так:

 

У нее постоянно изогнутая спина, опухшее лицо, много волос в носу и в ушах, экзема из-за стресса и бледная кожа. Все эти и другие невзгоды появились у нее из-за обычных офисных условий

Что может навредить здоровью в офисе

В офисах есть очевидные и давно известные источники проблем для здоровья работников: 

  • неудобные места, 
  • затхлый воздух, 
  • недостаток пространства, 
  • стресс

Многие работодатели так или иначе защищают здоровье своих сотрудников от этих опасностей. Кресла с поясничной поддержкой, очистители воздуха и вендинговые автоматы со здоровой едой постепенно становятся нормой. 

Но в офисах есть и другие, менее очевидные источники заболеваний. Проблемы со здоровьем могут начаться с основного — с кресла и стола. Даже самые прогрессивные кресла не помогут, если работник не следит за своей позой. Склонившись над столом, мы неправильно распределяем нагрузку на шейные позвонки, что вызывает нарушение осанки и впоследствии может привести к проблемам с межпозвонковыми дисками.



Сидеть со скрещенными ногами также следует осторожно — постоянное давление может вызвать варикозное расширение вен, последствиями которого могут стать отеки и даже тромбоз.

Всем, кто много работает с компьютерами, может угрожать синдром запястного канала, вызванный сдавлением нерва от нагрузки на кисть. Если вы чувствуете онемение кисти, покалывание или боль в запястье после работы, вероятнее всего, причиной является сдавление нерва.

Впрочем, избежать этих проблем несложно: достаточно периодически работать стоя, не отказывать себе в прогулках и чаще ходить пешком. А если вы чувствуете постоянное затекание мышц, то не стесняйтесь пойти на массаж.

Вредить здоровью сотрудников могут даже лампы. Слишком яркий или слишком тусклый искусственный свет может вызвать усталость, головную боль и резкие перепады настроения. 

Также стоит обратить внимание на расстояние от монитора до глаза — большинство специалистов рекомендует соблюдать дистанцию в 30-40 сантиметров. Не помешает настроить и яркость мониторов — комфортный для каждого сотрудника уровень подсветки и цветовую гамму помогут найти простые программы вроде f.lux.

И, разумеется, не стоит забывать про элементарную «гимнастику для глаз». Большинство офисных работников смотрят только на объекты вблизи — экраны и документы. Глазам необходимо периодически «отвлекаться» от этого и смотреть вдаль. В интернете можно найти много проверенных методик такой гимнастики.



Заботливому управленцу следует обратить внимание на чистоту рабочих столов — особенно если за ним сидят мужчины. Американские ученые доказали, что на мужских столах в среднем на 10-20% больше бактерий, чем на женских. Помимо вкрадчивых лекций о важности гигиены, отразить нашествие микроорганизмов помогут специальные чистящие средства.

И, само собой, всегда важно прислушиваться к коллегам. Ведь некоторые из них могут страдать от настоящей аллергии на работу. Около 10% случаев заболевания астмой в США связаны с офисными условиями. Рабочие места скрывают десятки возможных аллергенов: краски, клеи, химикаты. При этом все симптомы астмы могут исчезнуть во время отпуска или даже на выходных. Если сотрудник буквально не может продохнуть от работы — время принять меры.

Что не так с опенспейсом

Работа в офисе может поставить под угрозу и психологическое благополучие сотрудников. Порядок работы, возможность сделать перерыв, украшения рабочих мест и многие другие детали определяют наши настроение и работоспособность.

У многих офисных работников наблюдаются нарушения сна, такие как трудности при засыпании, чуткий сон, ночные пробуждения. Только в России 32% работающих людей признались, что не высыпаются из-за переработок и связанного с ними стресса. На качество сна также негативно влияет недостаток мелатонина, вызванный постоянным взаимодействием с мониторами.

Невыспавшиеся сотрудники приезжают на работу, где сталкиваются с новыми источниками стресса.

Особенно напряженной может быть работа в офисах открытого типа. Свободное пространство без перегородок помогает сотрудникам сблизиться и упрощает общение, но в то же время может и мешать работе. В таких офисах многие сотрудники особенно часто жалуются на невозможность сосредоточиться и нехватку личного пространства.

Обоснованность их жалоб уже подтвердили ученые. Для эксперимента они пригласили две группы испытуемых: первая работала в тишине, вторая — в помещении, где играла запись шума из офиса. Все участники получили невыполнимую математическую задачу. Те, кто работал в тишине, долго не сдавались и искали решение. Их «коллеги» из шумного пространства сдавались после пары попыток. Изучив результаты тестов, психологи пришли к выводу, что шум не только отвлекает, но и снижает мотивацию.



Проблемы может вызвать и hot desking — частая смена рабочих мест. Людям намного проще сосредоточиться, когда они трудятся в одном стабильном пространстве. Постоянно кочующие сотрудники могут стать более рассеянными и раздраженными.

Столкнувшись со стрессом, многие ищут спасение в еде. В сочетании с малоподвижным образом жизни злоупотребление этим родом успокоительных чревато развитием ожирения, сахарного диабета второго типа и, как следствие, сердечно-сосудистых заболеваний.

Жизненно необходимые эксперименты  

В заботе о здоровье в офисе не стоит останавливаться на работе с пространством. Важно поощрять и здоровые практики, даже если на первый взгляд они кажутся неудобными или странными.

Согласно исследованию Министерства здравоохранения Великобритании, офисные работники должны проводить как минимум два часа из своего рабочего дня, стоя на ногах. Ученые также отметили пользу столов для работы стоя.

Если перспектива стоять на работе возмущает сотрудников, то мотивацией заняться спортом могут стать корпоративные фитнес-трекеры. Некоторые компании уже запускают программы поощрения за использования устройств. Стоит только убедиться, что сами работники не считают трекеры вторжением в их личную жизнь. 

Удивительно полезным для здоровья может быть и один из смертных грехов офиса — сон на работе. Исследования показали, что организованные «дремотные перерывы» на 10-15 минут могут значительно увеличить продуктивность сотрудников и улучшить их настроение.  В России эту практику уже используют «Яндекс», Сбербанк, «РусГидро» и другие компании.

Многие компании также поддерживают неформальное общение сотрудников в нестандартных местах. К примеру, нью-йоркская контент-студия Ceros открыла в офисе настоящий британский паб. По мнению основателей, бар отражает ценности компании, оздоравливает корпоративную культуру и помогает сотрудникам вовремя расслабиться.

***

С чистоты, удобства и просторности офиса начинается любая продуктивная работа. Но это лишь первые шаги к здоровой компании. Ради заботы о сотрудниках не жаль уделить время и сложным вопросам вроде яркости света, чистоты воздуха и уровня шума. Эти проблемы могут заметно усложнить работу, но решаются просто и быстро.

Внимания требует и душевный баланс работников. Чтобы помочь им чувствовать себя на работе как дома, не стоит бояться экспериментов и нестандартных решений. Главное, обсуждать офисное здоровье с сотрудниками. Они могут предложить удивительно удачные и новаторские идеи.

Фото в материале и на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 10 российских стартапов, которые помогут следить за здоровьем
  2. 2 Исследование: Facebook может влиять на ваше физическое здоровье
  3. 3 Как крупные компании заботятся о здоровье сотрудников (и почему это может быть выгодно)