Студия Михаила Кечинова

6 этапов «студийной» разработки стартапа

Студия Михаила Кечинова рассказывает, чем стартап-команда отличается от любой обычной команды.

Внешне разработка стартапа — такая же разработка заказного проекта: сайта или  мобильного приложения. Но это только внешне. Сейчас мы покажем, через какие этапы проходит стартап с момента обращения в студию.

Этап 1. Обсуждение идеи

Обычная команда Стартап-команда

Вас выслушивают, в лучшем случае — вносят пару своих предложений с ходу, далее вы переходите к детализации идеи (написанию ТЗ).

Этому этапу не уделяется много внимания по следующим причинам:

  • Проект не нуждается в детальном анализе, так как это относительно типовое решение.
  • У студии есть опыт создания как минимум десятка аналогичных проектов.
  • У студии нет ресурсов для проведения глубокой аналитики, разработки стратегии, они специализируются именно на продакшене.
  • Студия не располагает нужным процессом для длительного пре-продакшена: у них производство по типу конвейера.

Перечисленные моменты являются критичными для стартапа. И силами обычной веб-студии тут не обойтись.

Уже на этом этапе вовлечение команды максимальное.

Причина: успех стартапа — это успех стартап-студии. В отличие от обычной команды, которая продает именно свои навыки продакшена, стартап-команда предоставляет бизнес-экспертизу, стратегию, разработку концептуальной части. И только после детальной проработки этого этапа приступает к разработке.

Например, наша студия занималась проработкой таких проектов, как REES46, РосЖКХ, TimePad, «Дзен-мани».

Таким образом, если проект вырастает в бизнес — бизнес-экспертиза дала свои плоды и можно гордиться. Нет — значит и выкладывать в портфолио историю разработки почившего стартапа как-то не круто.

 

Этап 2. Детализация, техническое задание

Обычная команда

 

Стартап-команда

 

В водопадной модели разработки ТЗ пишется «раз и навсегда», в scrum-разработке — меняется и дополняется перед каждым спринтом, небольшим участком разработки.

Но смысла это не меняет: обычный проект не нуждается в частых изменениях. По сути, даже scrum здесь избыточен — ну добавится у вас пара идей после первого месяца разработки, включите вы их в спринт… и на этом всё.

Техническое задание для обычного проекта — это его краеугольный камень. У вас должно быть целостное видение с самого начала. У подрядчика тоже. Возможны только небольшие шажки «в сторону» в ходе работ. Если начнете бомбардировать своего менеджера новыми идеями — скорее всего, вам предложат все обсуждения перенести на начало следующего спринта.

 

Во-первых, работа здесь идет только по гибким методологиям (scrum, agile) — чтобы была возможность все свежие идеи реализовать и обкатать как можно быстрее.

Во-вторых, любое ТЗ здесь устаревает через два месяца. Появились новые мысли. Вы увидели то, что получается, и вдруг пересмотрели видение проекта. Вы запустили раннюю версию, получили обратную связь и снова поменяли концепцию.

В стартап-команде рядом с вами всегда будет аналитическая группа: чтобы на лету проверять идеи на жизнеспособность, генерировать и обсуждать изменения, вносить новое в список на разработку.

 

 

Этап 3. Подбор команды

Обычная команда

 

Стартап-команда

 

Обычно за проектом закрепляется своя команда: исходя из бюджета и требуемых навыков/опытности разработчиков.

Типовой состав команды: дизайнер, верстальщик, один-два разработчика, тестировщик, менеджер проекта. При необходимости подключается арт-директор для контроля дизайнера и технический директор для контроля разработчиков.

Номинально в команду может быть включен аналитики иди проектировщик интерфейсов (прототипист), но как правило, острой необходимости в них не возникает.

 

Комплектация команды похожа, но у такой команды три отличия:

  1. Наличие аналитической группы. Продакшен важен, но без правильно определенных бизнес-целей, анализа целевой аудитории, тестирования идей и т.д. — стартап прикажет долго жить.
  2. Масштабируемость. Стартап растет быстро, вместе со своими потребностями. Поэтому к команде «по требованию» присоединяются нужные дополнительные специалисты. Например, контент-менеджер или журналист, если ваш стартап работает с большими объемами контента; маркетолог, когда стартап нужно продвигать.
  3. Закрепление команды. Команда гарантированно закрепляется за проектом не только на весь период разработки, но и после запуска — это гарантирует, что поддержка проекта будет происходить максимально оперативно, без затрат на ознакомление с проектом нового разработчика.

Подробнее о команде разработки можно почитать в нашем блоге.

 

 

Этап 4. Разработка MVP (минимального жизнеспособного продукта)

Обычная команда

 

Стартап-команда

 

Скрам-разработка сама по себе предполагает ранний запуск продукта на рынок — с целью тестирования на реальных пользователях. Однако этим пренебрегают в случае разработки обычных проектов: и правильно, ведь нет потребности запускать «сырой» корпоративный сайт или даже магазин.

Сколько бы ранний запуск ни преподносили в качестве преимущества гибкого подхода — в конечном счете он обычному проекту даром не нужен.

 

В случае со стартапами все наоборот: без запуска MVP не выжить. Ранний запуск решает две приоритетные задачи:

  1. Выявляет слабые места проекта на реальных пользователях и корректирует развитие. Это, ко всему прочему, экономит бюджет, который вы могли бы потратить на 5-6 месяцев разработки.
  2. Привлекает первые инвестиции. MVP — это то, что уже можно демонстрировать потенциальным инвесторам. Так как там реализованы все базовые вещи — он помогает составить мнение о проекте.

 

 

Этап 5. Рекламная кампания

Обычная команда

 

Стартап-команда

 

Стандартная практика для заказной разработки: большая рекламная кампания после запуска финальной версии проекта. Так происходит, во-первых, потому, что последовательно работать проще. А во-вторых, потому что весь бюджет ушел в разработку, к продвижению часто приступают спустя какое-то время после запуска, оправившись от финансовых потерь.

 

Продвижением нужно заниматься уже на этапе запуска MVP. Даже раньше: готовить кампанию во время разработки первой версии продукта.

Специфика продвижения стартапа еще и в том, что ресурсы на продвижения часто ограничены. Таким образом, задачей первого этапа продвижения становится поиск наиболее эффективных каналов для проекта.

Плюс такого подхода: одновременно с тестированием самого MVP продукта тестируется и его рекламная кампания. Таким образом, уже ко второму релизу мы получаем продукт, развитый в нужном направлении, и кампанию, скорректированную с учетом всей специфики конкретного кейса.

И в «большое плавание» проект отправляется полностью подготовленным.

 

 

Этап 6. Развитие и поддержка

Здесь разница примерно такая же, как и на предыдущих этапах. Ключевое преимущество для стартапа при работе со специализированной стартап-командой — закрепленная масштабируемая команда, которая гибко подстраивается под потребности растущего бизнеса.

 

Выводы

Для разработки и запуска первой версии стартапа достаточно, чтобы команда работала по гибкой модели разработки. Однако ключевая особенность стартап-студий — это выделенные команды или, как эту услугу еще иногда называют, «команда в аренду».

Причем к этому идет не только стартап-среда: передовые «классические» веб-студии уходят от простого продакшена в предоставление сервисных услуг — комплекса экспертиз по аналитике, производству, сопровождению и даже перестроению бизнес-модели клиента под digital. А это также требует стабильных закрепленных команд, а никак не «конвейерного» подхода.

 


Материалы по теме:

Стартап-битва: акселератор или студия?

Новый тренд: стартап-студии

Выживаемость проектов хакатона. Опыт HackDay

Стартап для чайников: 10 первых вопросов

5 трендов в жизни российских веб-студий: итоги года

Веб-агентства – не нужны?

Видео по теме:


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно