Павел Быков

Найти 8 отличий: Как работают интернет-магазины в регионах

Есть ли разница между интернет-магазинами в Москве и в других городах? Почему покупатели из регионов заказывают больше одежды, чем жители столицы? И стоит ли работать с «Почтой России»? Павел Быков, руководитель отдела маркетинга компании eTraction (входит в Otto Group), рассказал про особенности развития отрасли e-commerce в регионах.


1. Местные игроки

В регионах очень много местных игроков, о которых Москва и Санкт-Петербург даже не слышали – особенно за Уралом. Это касается как ecom’a (то есть, продавцов), так и разных агрегаторов и сервисов – 2GIS, Flamp, «Обувь России» и так далее.

2. Средний чек

Средняя сумма заказа сильно варьируется в зависимости от региона. Так, согласно статистическим данным по клиентам eTraction, в Москве и Санкт-Петербурге средний чек – 4500 рублей, в заказе 3 вещи. Есть регионы, где сумма примерно в два раза ниже (Орловская область, Карачаево-Черкесия, Чукотка), но количество вещей в заказе такое же. Есть, напротив, регионы, где чек в 2 раза выше (Курская область, Курганская область, Республика Тыва), но там в заказе больше предметов. Также чек зависит от типа товаров, например, южные регионы очень любят цветные вещи, а особенно – яркие платья.

3. Популярность интернет-магазинов одежды

Электронная коммерция в России сейчас растет в основном за счет регионов. Например, у нас Москва и Питер вместе с областями в совокупности оставляют меньше 47% заказов, и эта цифра постоянно уменьшается. Одежду многих марок, которые в обеих столицах представлены на каждом шагу, в регионах (даже в городах-миллионниках) так просто не купишь. Поэтому региональный сегмент интернет-магазинов fashion-направленности развивается особенно быстро – все хотят модно одеваться.


По теме: Кто инвестирует в интернет-магазины?


4. Предпочтение вебу

В регионах, особенно в небольших городах, у пользователя часто имеется только одно устройство – это планшет на Android. Поэтому приложениями пользуются мало, больше веб-версиями сайтов. Но есть регионы, где процентное соотношение клиентов с Android-устройствами и с десктопами примерно 1:1 (Башкортостан, Краснодар).

Максим Кульгин, основатель Notissimus, изучил данные по распределению пользователей мобильного приложения одного из интернет-магазинов одежды. Получилось, что около половины пользователей находится за пределами Москвы и Санкт-Петербурга – для интернет-магазинов это повод не отказываться от поддержки мобильных приложений в регионах.

Москва и Питер занимают всего 35% от общего количества пользователей. Если учитывать Московскую область – в сумме будет 45%. А остальное – это другие регионы России! И это довольно много. В некоторых регионах страны нет проводного домашнего интернета (или очень дорогой), и мобильные приложения (связь 3G) – альтернативный способ работы. Если компания может отправлять товары по РФ, то мобильные приложения позволят стать ближе к аудитории, которая привыкла использовать планшеты и телефоны со связью с Интернет.

– Максим Кульгин.

Также, по данным Notissimus, приложениями для fashion-ритейлеров больше пользуются с iPhone, а приложениями для доставки еды – с Android-устройств.

5. Трудности с логистикой

Большая часть складов у всех ритейлеров находится где-то неподалеку от Москвы и Петербурга. Только некоторые гипермаркеты либо очень крупные игроки в электронике могут строить свои склады ближе к Уралу и работать оттуда. В любом случае – доставка из Центрального региона в Сибирь и на Дальний Восток требует времени. Некоторые венчурные продавцы отправляют товары самолетом, но магазин, который вынужден следить за расходами, такой роскоши себе позволить не может.

Также есть большое количество населенных пунктов, куда может привезти товар только «Почта России», а работать с ней умеют далеко не все ритейлеры. Нужно знать определенные тонкости, например, то, что основной выкуп посылок в почтовых отделениях приходится на 5 и 20 числа каждого месяца, когда люди получают зарплату. Для них это наиболее удобный момент, чтобы выкупить заказ с почты. Кроме того, отправляя товары «Почтой России», необходимо оптимизировать их упаковку и информировать клиентов о том, что посылка прибыла в почтовое отделение.

Вообще, какой-то глобальной логистической проблемы у нас в стране нет, доставку товаров и прием денег можно осуществить в любой точке. Вопрос в том, как это сделать максимально эффективно. В последнее время «Почта России» начала очень активно «работать над собой», и статистика ее использования сильно меняется.

Многие покупатели интернет-магазинов начинают воспринимать почтовые отделения как пункты выдачи заказов. Процент использования почты относительно курьерских служб растет и приближается к 50%.

Это применимо не только к регионам. Скорость доставки «Почты России» тоже может быть конкурентной: например, в Москве клиенты eTraction получают такое отправление на следующий день или «день +1».

6. Самые популярные товары

Это стандартно – одежда и электроника, они нужны всем и всегда. Разница в том, что в регионах есть проблемы по части покупки оффлайн многих вещей, поэтому покупатели идут в онлайн.

7. Затраты на маркетинг

Региональная реклама по любым каналам дешевле, чем в Москве и Петербурге, и в целом затраты на маркетинг в регионах ниже. Например, SEO агентства могут вполне успешно и эффективно работать с бюджетом в 15-20 тысяч рублей в месяц.

8. Способы привлечь покупателя

Основная движущая сила в регионах – это микрокредитование и скидки. Некоторые ритейлеры даже получают лицензии микрокредитных организаций (МФО). В кредит покупают все – и одежду, и обувь, и электронику и путешествия.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно