Колонки

Как московский ресторатор Ричарда Брэнсона победил

Колонки
Алина Акиншина
Алина Акиншина

Операционный директор сервиса «Онлайн Патент»

Восхищаться великими компаниями и их основателями можно только до тех пор, пока они не претендуют на твое место под солнцем. Герой одной примечательной истории из практики «Онлайн Патента», простой московский ресторатор, неожиданно для себя вступил в заочный поединок с самим Ричардом Брэнсоном. Бои развернулись на фронте интеллектуальной собственности.

О неочевидных интересах легендарных компаний в России, о роли интеллектуальной собственности в экономической безопасности бизнеса и о том, чего стоит победить Ричарда Брэнсона – сегодня на Rusbase рассказывает Алина Акиншина, COO проекта «Онлайн Патент».

Как московский ресторатор Ричарда Брэнсона победил
Присоединиться

ExtraVirgin — ресторан современной средиземноморской кухни, который расположен в самом центре Москвы, на площади Покровских ворот. Название, что называется, символизирует. Оно вызывает ассоциации с ароматным оливковым маслом, богатой на вкусовые оттенки кухней народов Средиземноморья и настоящей «дольче витой».

В 2014 году компания «РС Консалтинг», которая управляет рестораном, через «Онлайн Патент» подала заявку на регистрацию комбинированного товарного знака для своего ресторана. Но не тут-то было.

Выяснилось, что название, в котором упоминается слово Virgin, в России застолбила Virgin Enterprises — бизнес-империя Ричарда Брэнсона. А Роспатент, противопоставив заявке рестораторов целую серию товарных знаков Virgin Enterprises, невольно помог холдингу эксцентричного британского предпринимателя.

Оказывается, Virgin Enterprises имеет свидетельства о регистрации своего бренда практически во всех странах мира и постоянно возобновляет свои регистрации, чтобы всегда иметь «свежий» знак, аннулировать который попросту невозможно. Так корпорация страхуется от появления других «Вёрджинов» даже в тех странах, где она не представлена.

Для перестраховки

Знаки Virgin, противопоставленные заявке нашего клиента, были зарегистрированы в отношении 43 класса Международной классификации товаров и услуг. Это означает, что у Брэнсона есть рестораны и отели, работающие под этим брендом. Другое дело, что их нет в России, но товарные знаки по ресторанно-гостиничному классу Международной классификации товаров и услуг в нашей стране у них зарегистрированы.

Знаков несколько. Все знаки содержат Virgin. Степень смешения — Virgin / ExtraVirgin — и стала для Роспатента формальным основанием отказать ресторатору в регистрации товарного знака.

По нормам Гражданского кодекса РФ (ст. 1486), аннулировать в связи с неиспользованием можно только тот знак, которым правообладатель не маркировал свои товары/услуги в течение 3 лет. Поэтому у Virgin всегда есть товарный знак, который был зарегистрирован 1-2 года назад (самая свежая регистрация датирована 2015 годом), лишить прав на который компанию просто так не получится.

Уйти от катастрофы

Дело принимало серьезный оборот, и «РС Консалтинг» решила отбиваться с нашей помощью. Сама компания Virgin к рестораторам из Москвы претензии не предъявляла, но мы-то знаем, что рано или поздно такое может случиться.

Пустив дело на самотек, «РС Консалтинг» рискнула бы двумя вещами.

  • Во-первых, перспективой заплатить компенсацию в размере 5 млн рублей, либо в двукратном размере стоимости права использования товарного знака. Какую сумму стоимости права использования могли «зарядить» в Virgin, даже представить страшно.
  • Во-вторых, существовал риск запрета на использование товарного знака. Это значит, что «РС Консалтинг» была бы вынуждена отказаться от известной постоянным клиентам торговой марки, сменить вывеску, потратить несколько миллионов на новые брендинг и маркетинговую стратегию, а также, возможно, сменить меню и концепцию заведения. Разумеется, для ресторатора это было неприемлемо. Так что вопроса, соблюдать нейтралитет или использовать все возможности, чтобы отбиться, не стояло в принципе. 

«Создавая концепцию ресторана, мы не задумывались о возможном конфликте с товарными знаками Virgin Enterprises, и с глубоким уважением относимся к ее владельцу. У ExtraVirgin совсем другая идея — это концепция Средиземноморья и волшебства оливкового масла первого отжима, менять ее для нас было бы неприемлемым шагом», — говорит генеральный директор ресторана ExtraVirgin Гаянэ Петросян.

Война

Отказав нашему клиенту в регистрации товарного знака ExtraVirgin, Роспатент невольно выступил на стороне группы компаний Ричарда Брэнсона. Мы подготовили для клиента ряд возражений, которые он направил в патентное ведомство.

Возражения строились на том, что Роспатенту следовало учитывать сходство обозначений в целом, а не только их словесных составляющих. Проверка должна была проводиться на основе общего зрительного впечатления. Знак нашего клиента и знаки Virgin Enterprises выполнены разными шрифтами, в разной цветовой гамме. Обозначение ресторана содержит изобразительные элементы и фразу «гриль хлеб вино», а слово «Virgin» является составной частью названия EXTRAVIRGIN.

Аргументы были приняты экспертами Роспатента, нам удалось убедить их в отсутствии графического, звукового и семантического сходства. Мы также апеллировали к широкой известности ресторана нашего клиента у потребителей, что также положительно сказалось на решении экспертов. 

А кто еще?

Компания Ричарда Брэнсона – не единственная, кто застолбил свою марку в России. Например, британский мобильный оператор сотовой связи Vodafone имеет в России не меньше 10 товарных знаков. Это притом, что все мы знаем: никто в России не пользуется услугами Vodafone, да и не имеет такой возможности.

Поэтому, если у вас есть бизнес, который связан с телекоммуникациями, и если ваш бренд хоть капельку и хоть в чем-то похож на бренд Vodafone, вам не позавидуешь: вы уже перешли дорогу транснациональному монстру.

Простые советы

Вообще история московского ресторатора, который вступил в заочный поединок с Ричардом Брэнсоном — случай в нашей практике нетипичный. Но эта история — вполне показательный кейс. Конфликт вокруг товарного знака, который является объектом интеллектуальной собственности, может стать причиной разбирательства, что называется, на ровном месте.

Знаки Virgin и ExtraVirgin абсолютно непохожи, но эту непохожесть предстояло доказать формально. С юридической точки зрения это означает, что в зоне риска оказывается любая компания, в составе товарных знаков которой присутствуют слова и изображения, напоминающие бренды известных корпораций. Транснациональные компании знают цену своим брендам, поэтому уделяют их защите достаточно внимания. 

Вот три базовых совета, которые помогут если не исключить подобные риски совсем, то по крайней мере снизить их вероятность.

  1. Называйте лодку обдуманно. Начиная новый бизнес, проверьте имя, которое вы хотите ему дать. Возможно, случайно вы повторили название, придуманное до вас, и тем самым собственными руками заложили мину под вашу же маркетинговую стратегию.

    Предварительный поиск по зарегистрированным товарным знакам и поданным заявкам поможет сориентироваться в ситуации. Есть возможность провести такую проверку бесплатно, но при этом не удастся получить доступ к поданным заявкам и, самое главное, — международным знакам. А они в нашем случае — самое опасное. Проверка позволяет заранее, до подачи заявки, определить шансы на успешную регистрацию. Вы сможете определиться, стоит ли начинать выпускать товары или оказывать услуги под брендом, который вы задумали, или же лучше подкорректировать знак и быть спокойными в будущем.

  2. Подстилайте соломку. Если вы раскрутили громкий бренд, проследите, чтобы его не захватили на других территориях. Конечно, стратегия Virgin стоит больших финансовых вложений, но защитить свой товарный знак хотя бы в нескольких приоритетных для вашего бизнеса странах можно и даже необходимо.

  3. Будьте готовы отстаивать свой бренд. Возможно, вы не сделали никакой проверки и не зарегистрировали вовремя свой товарный знак в другой стране. Это еще не повод для того, чтобы закрывать успешный бизнес. Все можно исправить, различается только цена вопроса: если вовремя зарегистрированный товарный знак стоит около 50 тысяч рублей (говорим пока о России), то судебные издержки могут составить сотни тысяч рублей.

Фото на обложке: Unsplash


Материалы по теме:

Ричарду Брэнсону — 66! Советы предпринимателям

Почему в России всегда все через Ж?

Лайфхак: как продать франшизу, не открыв ни одного магазина

Почему вам немедленно нужен товарный знак?

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 От IBM до Uber: история крупнейших компаний — в 33 книгах
  2. 2 Что нужно, чтобы построить бренд как Илон Маск, Ричард Брэнсон и Джефф Безос?
  3. 3 Коллекционирование останков динозавров: Хобби самых успешных предпринимателей
  4. 4 Ричарду Брэнсону — 66! Советы предпринимателям
  5. 5 За год количество судебных разбирательств вокруг ИИ выросло на 60%