Евгения Дворская

Увольнение? Без паники!

Основатель и генеральный директор JungleJobs Евгения Дворская подготовила конспект действий для тех, кто находится на грани потери работы.


Многие из нас ходят на интервью, как на работу, без запинки отвечая на сложные вопросы подготовленными ответами. А ведь есть и те, кто работу искать толком не умеет, что в резюме писать – не знает, а дома жена-дети-ипотека и полное непонимание, как такое – потеря работы! – вообще могло случиться. В своей статье я постараюсь объяснить, как вести себя при увольнении. Но сразу обговорю два момента.

Во-первых, если говорить про поиск работы, то есть много «групп лиц» и «индивидуалов», готовых помочь за деньги с составлением резюме и поиском компании. Вас научат искать работу, проходить интервью, красиво обходить острые вопросы. Гарантий никто никаких не даст. Стоить вам это будет от 10 до 100 тысяч рублей в среднем. Но так как ни я, ни моя компания не занимаемся трудоустройством или подобными консультациями, предлагаю в комментариях к статье оставить отзывы тем, кто обращался к подобным специалистам – что в итоге получилось? Возможно, это поможет другим читателям.

Во-вторых, кроме того, чтобы вас уволить, у компании есть и другие варианты – более доступные, но при этом не менее травмоопасные. Это урезание заработной платы или ее официальной части – сейчас это тренд. Компании, чтобы не увольнять, экономят на налогах. Что делать в этой ситуации? Давайте будем честными: работодатель хочет сохранить вас, не увольняет. У вас есть выбор – пойти поискать работу или принять новые правила игры на какой-то период. Отстаивать свою точку зрения жестко и агрессивно не стоит, поверьте, работодатель найдет способ расстаться с вами быстро и болезненно. Просто поразмышляйте, готовы ли вы к временным трудностям, и если нет — ищите счастье в другом месте.

Увольнение

Нужно знать свои права и использовать их (проконтролировать правильный расчёт заработной платы, компенсаций за отпуск, возможно, выходного пособия и т.д.), при необходимости можно обратиться к специалисту по трудовому праву (юристу или кадровику), получить на руки и внимательно проверить все необходимые документы (трудовую книжку, справку 2-НДФЛ). Крайне важно расстаться в хороших отношениях с начальством и коллегами и получить хорошие рекомендации, даже если придется отказаться от лишнего оклада при уходе.

Если даже работодатель ведёт себя не очень корректно, всё равно стоит действовать исключительно правовыми методами, не стараться как-то навредить компании или её сотрудникам. Это может повредить вашей репутации в будущем.

Очень важно не расстраиваться, не делать акцент на обидах и неудачах, не впадать в отчаяние и воспринимать произошедшее с позитивом – как начало нового этапа в жизни и карьере, шанс воплотить свои мечты и цели. По возможности попробуйте отдохнуть и набраться сил, заняться здоровьем и провести время с близкими.

Перед поиском новой работы стоит тщательно проанализировать свой прошлый опыт (с точки зрения сильных и слабых сторон, достижений и ошибок) и сформулировать свои пожелания к будущему месту и задачам.

Поиск работы

Создайте страницу в LinkedIn, если еще не создали, заполните ее и сделайте «продающей». Пишите кратко, но ёмко и понятно. Внимательно проверьте текст на предмет орфографических и грамматических ошибок («Орфограммка» в помощь). Стоит указать не только рабочие обязанности, но и достижения, с цифрами и конкретными фактами. Для некоторых специальностей (дизайнеры, арт-директоры, PR-специалисты и др.) есть смысл подготовить портфолио.

Создайте себе круг – не менее 500-1000 человек, чтобы 100-200 из них были из сферы подбора персонала. И обязательно подпишитесь на «работные» группы в LinkedIn.

Для рекрутеров LinkedIn — это относительно недорогой, но эффективный инструмент для поиска руководителей в структурированный бизнес, а также различных специалистов. При хорошо заполненной анкете и активном взаимодействии с рекрутерами вас могут заметить уже через 2-3 недели.

Группы в LinkedIn, которые заслуживают внимания:


Затем поговорите со знакомыми из разных сфер, бывшими коллегами и поспрашивайте, что у кого и как, какая ситуация, есть ли какие-то вакансии для вас сейчас или на перспективу. Это, с одной стороны, вас немного успокоит — вы не один такой, у всех есть сложности. С другой стороны, это создаст более полную картину рынка, позволит вам перестать быть улиткой, которая спряталась в своей раковине в надежде, что «пронесет». Откликайтесь на объявления о вакансиях, рассылайте резюме напрямую в известные кадровые агентства и интересные вам компании. В общем, используйте все способы для продвижения своей кандидатуры на рынке труда.

Составьте перечень компаний, которые могут быть вам интересны в качестве потенциального работодателя. Если вы давно не искали работу, постарайтесь посоветоваться на тему вашего профиля, самопрезентации и текущей ситуации на рынке труда с профессиональным хедхантером или квалифицированным HR-специалистом.

Изучите рынок вакансий и заработных плат. Это можно сделать с помощью работных сайтов, социальных сетей, сайтов компаний.

Если поиск работы затягивается, беритесь за временные проекты, подработку по специальности. По возможности посещайте профессиональные мероприятия, выставки. Используйте появившееся время для повышения квалификации, получения дополнительного образования. Это не только даст новые знания, но и расширит круг полезных контактов.

Сохраняйте тонус и рабочий ритм жизни, ставьте себе чёткие цели и задачи, обеспечьте минимум 2-3 новые встречи в неделю. Будьте гибкими и открытыми к новым возможностям и смежным рынкам.

Тщательно готовьтесь к собеседованиям, изучайте всю соответствующую информацию, соблюдайте принятый в компании дресс-код, советуйтесь перед встречей с HR-специалистом или рекрутером агентства.

Принимая предложение о работе, обязательно проговорите «на берегу» все задачи и условия, узнайте о репутации нанимателя у бывших сотрудников или знакомых хедхантеров.

И последнее. Откладывайте сбережения. Особенно если дети/ипотека/съемное жилье. Это все постоянные траты, которые никуда не денутся.

Прогнозы

Если говорить о трендах, то срок поиска работы для руководящего состава вырос. За свои должности люди держатся, реже появляются вакансии — срок поиска работы увеличивается. Это значит, что если раньше месяц-два, то сейчас два-четыре месяца может занять поиск нового места для людей с заработной платой выше 60 тысяч рублей для регионов и 120-150 для Москвы. Это касается, в основном, руководителей отделов в не сильно специализированном бизнесе.

Исходя из статистики JungleJobs.ru, вакансий меньше не стало. Но надо понимать, что мы – кратно прирастающий стартап и не показатель для всего рынка, так как не видим статистику по количеству откликов кандидатов на одну вакансию — у нас другая бизнес-модель. Большие работные сайты говорят, что вакансий на рынке стало меньше, кандидатов — в два раза больше, а значит, выросла конкуренция «на место».

Компании-работодатели, закрывающие через нас свою потребность в персонале, однозначно говорят, что остаются востребованными настоящие профессионалы.

Слабых меняют на сильных, сильных не убирают. Обращают внимание при найме на умение работать в сложных ситуациях, на выполнение жестких задач и подтвержденный цифрами результативный опыт.

Ну и немного хорошего в завершение: любой кризис конечен. Европейские компании видят окончание российского кризиса, многие из них затевают строительство производств в России. Это значит, что рынок рано или поздно начнет расти и все нынешние трудности временны — значит, мы справимся.

Текст написан в соавторстве с рекрутером JungleJobs Лидией Ж.


Материалы по теме:

15 советов разработчикам о том, как улучшить карьеру

Зарплату «отвязали» от курса валют – что дальше?

HR в России пора меняться

Кто выживет в кризис?

Ни в коем случае не разрешайте этому человеку увольняться!

Мой опыт говорит: красивые девушки работают хуже!

Видео по теме:


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно