Станислав Рейда

Правильный риск: как его вычислить и что с ним делать?

Станислав Рейда, CEO ENGWOW, рассказывает, как быть подготовленным к рискованным решениям и чувствовать себя при этом комфортнее.


Мы, основатели ENGWOW, пошли на многие риски чтобы воплотить идею проекта в жизнь: продажа квартир, потеря стабильных заработков – вот только немногое, что пришлось поставить на карту. Хотим поделиться с другими своим опытом и уроками, которые мы вынесли из работы. Техники, о которых я расскажу, очень помогли нашей компании, и надеюсь, что они помогут и другим.

Далеко заплывает лишь тот, кто готов рисковать. Безопасные лодки не отходят далеко от берега.

— Дейл Карнеги.

Risktakers – так называют Илона Маска и многих других успешных предпринимателей. Относите ли вы себя к ним?

На самом деле каждый из нас рискует ежедневно: когда мы переходим дорогу, даже когда мы просто идем по улице... Но тот, кто открывает свой бизнес, рискует еще больше. Так ли это?

Изменение ценовой политики и законодательной базы, новые продукты от конкурентов, задержки от поставщиков, некачественно выполненная работа на аутсорсе – все эти риски приходится брать на себя предпринимателю.

Кто-то толерантен к изменениям и любит азарт, но для кого-то жизнь превращается в вечный стресс. Именно для этого существует методы, которые помогают понизить риски и снижают постоянный страх и тревогу. Остановимся на них более подробно.


1. «Кресло-качалка»

При принятии рискованных решений может помочь метод «кресло-качалка», предложенный Стивом Гудиером. Для этого нужно представить самого себя отдыхающим в старости в кресле-качалке. При формировании этого образа следует учесть, как любое из принятых вами решений могло повлиять на образ, а также представить, что ваш персонаж владеет мудростью прожитых лет. Затем следует задать три вопроса воображаемому себе:

  1. Причинило ли какой-либо вред принятое мною решение?
  2. Принесло ли принятое решение какую-либо пользу?
  3. Как это повлияло на меня в будущем?

Метод может помочь в принятии рискованного решения и подскажет, в какую сторону следует двигаться.


2. Когда решение уже принято

Если рискованное решение было принято, то следует быть готовым к самому риску, в этом помогут три простых шага:

  • Анализ ситуации на данный момент и на момент в будущем;
  • Анализ наиболее вероятных последствий от предполагаемых изменений;
  • План с альтернативными действиями в случае негативных последствий.

Многие CEO крупных корпораций, успешные предприниматели и знаменитости не были бы на том месте, где сейчас, если бы не решились на риск. Каждый рискует по-своему.


3. Что такое хорошо и что такое плохо

Также следует понимать разницу между «правильным» и «неправильным» риском. Большую часть жизни мы слышим слово «риск» в негативном контексте, хотя, далеко не всегда риск является чем-то плохим. Переход дороги на красный свет с повязкой на глазах будет неоправданным, «неправильным» риском, однако переезд в другую страну за тысячи километров от семьи и друзей на новое место работы может быть риском «правильным». 

В бизнесе отличить правильный и неправильный риск гораздо сложнее: единой методики не существует, но разницу можно понять на примерах. Руководители крупных компаний, начавший свой бизнес до эры интернета, по своему поведению часто напоминают луддитовТо есть, участников выступлений в протестах в начале XIX века против внедрения машин в ходе промышленной революции в Англии., которые борются с достижениями инновационных технологий именно из-за своего бездействия и, как следствие, бездействия их компании.

Руководители-луддиты или владельцы компаний-луддиты не внедряют инновационные технологии в процессы бизнеса, не уделяют большого внимаю возможностям интернета и его помощи в их собственном деле. Для них требуемые инвестиционные вложения на модернизацию компании в плане внедрения новых технологий будут казаться рискованными и неоправданными.

Практика показала, что внедрение «прогресса» практически в любую отрасль бизнеса помогает не только увеличить прибыль благодаря новым клиентам или уменьшению постоянных затрат, но и снижает риск компании выбыть из рынка – это вполне реальная перспектива для той фирмы, которая не идет в ногу со временем. В таком случае риск бездействия будет риском неправильным.

Еще одним примером могут быть инвестиции крупных компаний в другие проекты или инвестиции частных лиц. Заметить на рынке из тысяч или десятков тысяч компаний, стартующих каждый год, новый будущий Twitter и Uber достаточно сложно. Поэтому крупные компании, в частности венчурные фонды, совершают инвестиции в десятки стартапов, таким образом снижая риски – вероятность того, что одна из десятков компаний в портфеле инвестора станет следующим единорогом, гораздо выше, чем вероятность успешной инвестиции при одной или двух сделках. В таком случае риск вложений в большое число проектов будет риском правильным, оправданным.


4. Меньше рисковать – лучше

Чтобы снизить риск, можно воспользоваться двумя простыми техниками: 

Минимизация самого риска

Суть техники заключается в использовании любых доступных методов для уменьшения доли вероятности возникновения неприятных, связанных с риском, ситуаций и последствий.

Примером могут быть компании, работающие с китайскими фабриками: при заключении контракта с заводом в Китае на производство любого товара они часто пользуются услугами третьих лиц – агентов, которые выезжают на фабрики с целью проверить качество производимого товара, его количество и надежность упаковки перед его отправкой.

Трансфер риска

Техника с говорящим за себя названием предлагает полную или частичную передачу риска на третьи лица. Самым доступным трансфером риска обычно выступает страховая компании. 

А чтобы снизить стресс при принятии рискованных шагов и решений, можно воспользоваться следующими тремя советами.


Материалы по теме:

Из российского стартапа можно выйти только «вон»

5 подводных камней при переезде в Европу

Ловушки, которые подстерегают вас на старте проекта

7 способов разрушить свой бизнес

8 советов предпринимателям от президента ГЛОНАСС

Видео по теме:


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно