Алексей Калачников

Какое будущее ждет SaaS?

Алексей Калачников, сооснователь SaaS.ru и бизнес-ангел, поговорил с предпринимателями о будущем SaaS-индустрии. Каким мы можем увидеть SaaS в ближайшем будущем и на чем будет акцентироваться SaaS 2.0?


Сфера ИТ постоянно трансформируется, и даже относительно устоявшиеся парадигма SaaS рано или поздно переродится во что-то другое. Сегодня я и мои коллеги попытаемся посмотреть в ближайшее будущее и понять, во что может превратиться уже классический SaaS и какие точки роста есть у этой технологии. 

Могу утверждать, что точки роста обязательно будут, и тот, кто угадает, где именно, станет лидером сегмента или перевернет подходы в строительстве корпоративных систем. Сильный претендент уже есть – Slack меняет парадигмы строительства корпоративных систем и выстраивает их вокруг коммуникаций, а не в привычных канонах CRM, Task, DocFlow. 

Вообще, парадокс SaaS в том, что все ценности и преимущества корпоративных SaaS решений уже заложены в технологии, т.е. говоря про облачную бухгалтерию, не надо дополнять про ее работу в браузере и на всех устройствах (маркетологу на заметку).

Если вы строите стартап в сегменте SaaS, то прикладывайте усилия и в евангелизм облака. Так вам не придется лишний раз говорить потенциальному пользователю,  что ваше  приложение работает с любым формфактором. 

Да и в России а) в некоторых компаниях запрещают продавцам произносить аббревиатуру SaaS, общаясь с клиентом; б) проникновение SaaS в СМБ незначительно.  

Важно, что в диалоге с коллегами я для чистоты эксперимента не задавал никаких наводящих вопросов, и разговор получился довольно открытым с точки зрения собственных взглядов CEO на будущее. Напомню уважаемому читателю, что сегодня SaaS (англ. software as a service) – это не только бизнес-модель «по подписке», но и технологическая реализация, которая собственно и является базой парадигмы. И это – работа приложения в браузере, мультитенантность (жизнь приложения на одной базе данных) и API. 



По теме: Будущее за свободным ПО?



image description
Аскар Рахимбердиев
CEO МойСклад

Стоимость ПО как такового и SaaS в частности последнее время постоянно уменьшается. Мы все меньше и меньше платим за софт. Сама по себе аудитория – настолько ценный ресурс, что вендоры готовы предоставлять свои продукты бесплатно, чтобы ее получить. Поэтому самые интересные ходы на облачном рынке я жду от новых моделей монетизации. Обратите внимание, что недавние массовые успешные продукты были основаны на связки онлайна и офлайна: Uber, Airbnb. Люди по-прежнему готовы платить за осязаемые сервисы в офлайне. Что-то аналогичное будет происходить и в SaaS – мы пойдем обратно в офлайн!

image description
Алексей Федоров
CEO Startpack

SaaS размылся – и как понятие, и как технологическая характеристика. Современные популярные программные продукты в той или иной степени имеют признаки SaaS, а SaaS-продукты перестали быть отдельно стоящими самодостаточными сервисами. Пользователям нужен не просто хороший SaaS-продукт, а сервис, который умеет эффективно работать с другими его SaaS-продуктами и даже физическими объектами. Эта потребность рождает стихийное развитие интеграций между сервисами и создает спрос на новый класс ИТ-специалистов – облачных интеграторов. Это специалисты, помогающие бизнесу внедрять сервисы, настраивать интеграции, осуществлять миграции и резервное копирование. Облачные интеграторы признаны на Западе, но пока не имеют четкой идентификации в России и отрицаются многими SaaS-разработчиками, оперирующими тезисами пятилетней давности.

Подобно тому, как гипертекст создал веб, развитие интеграций между SaaS и тиражирование этих решений создадут новую всемирную паутину, в которой будет происходить бесшовный обмен функциональностью и пользовательскими данными. Центры скопления аудитории, такие как социальные сети или экосистемы типа Google, Apple, Microsoft, станут некими стандартами, претендующими на официальный статус. Со временем будет невозможно понять, какой именно сервис предоставляет вам ту или иную функциональность. И это будет отличная среда для расцвета API-провайдеров — сервисов, продающих голую функциональность. В это время SaaS-продукты, полностью построенные на покупке функциональности у API-провайдеров, станут обыденностью. Возможно, это и будет SaaS 2.0.

image description
Катерина Костерева
Управляющий партнер ГК Terrasoft

– Интеграция. Думаю, основной технологический тренд – это возможность простой интеграции SaaS продуктов. Мир SaaS из разрозненных единичных систем превращается в единую интегрированную среду. Подключив новый SaaS сервис, пользователь уже не будет готов использовать его отдельно от остальных. Появятся новые интеграционные протоколы, интеграция с облачными шинами данных станет обязательным требованием для SaaS решений.

– Корпоративный маркетплейс – пользователи сервисов для автоматизации процессов компании сами смогут выбирать, какие из сервисов, на которые подписана их компания, они хотят использовать, подключая их из внутреннего маркетплейса компании. Благодаря интеграциям не составит труда использовать одновременно различные продукты для решения одной и той же задачи. Как сейчас, например, пользователи могут использовать разные почтовые клиенты для работы с e-mail.

– Pay-as-you-go – конечно, корпоративный маркетплейс повлечет за собой изменения в моделях оплаты сервисов. Появится настоящий pay-as-you-go, где пользователь будет оплачивать фактическое время работы в системе, а не платить сразу за подключение на какой-то период.



По теме: 8 уроков по созданию SaaS-бизнеса в стране третьего мира


Мне видится, что SaaS 2.0 будет отличать совершенно иной подход к интеграционной составляющей и возможностями импорта/экспорта данных. Рынок перестанет быть The Million Dollar Hotel, большинство популярных SaaS обзаведутся широкими, хотя, вероятно, и небесплатными API. Основными стержнями интеграции станут голос, контакты и документы. Помимо этого, SaaS 2.0 будет отличать большее проникновение консьюмерских и контентных облаков.

От себя добавлю, что в команде Dental Cloud мы видим SaaS 2.0 в тесной связке с коммуникациями на уровне «пользователь приложения-клиент пользователя». Например, личный кабинет клиента с возможностью мониторинга данных из приложения, коммvникаций c врачом и заказа услуг клиники. Но это не будет Uber – мы решаем задачи бизнеса. Плюс – мы хотим окружить наш сервис дополнительными интегрированными сервисами – «Выбор стоматолога», т.е. в данном кейсе мы решаем задачу привлечения пациентов. SaaS «как чистая технология» навряд ли поменяется, хотя одни мои коллеги сделали возможность кастомизации в одном тенанте в общей инсталляции, что очень даже круто!

Фото на обложке: Shutterstock.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно