Top.Mail.Ru
Колонки

«Моя цель — разрушать стереотипы». Студентка – о выборе между карьерой ученого и программиста

Колонки
Анастасия Попова
Анастасия Попова

Студентка НИУ ВШЭ, руководитель лаборатории больших данных в проектном офисе Стратегии развития Нижегородской области

Анна Меликян

Настя Попова – студентка НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде. Сейчас она руководит  лабораторией больших данных в проектном офисе Стратегии развития Нижегородской области. Туда она попала благодаря научной премии имени Ильи Сегаловича (ее вручают студентам, аспирантам и научным руководителям за достижения в компьютерных науках – прим. Rusbase). Наука для нее – возможность не просто следовать ТЗ, а менять мир технологий. 

Она рассказала, почему стала ученым и над какими проектами работает.
«Моя цель — разрушать стереотипы». Студентка – о выборе между карьерой ученого и программиста

Как заниматься наукой в России

У многих людей шаблонное отношение к науке и ученым. Научная деятельность в России редко хорошо оплачивается, а это важно для молодых специалистов. Большинство студентов выбирают профессию по уровню зарплат, и тут поддержки молодым ученым очень мало. Нормально зарабатывать можно, только уже имея опыт в проектах.

Чтобы иметь хорошую зарплату и в начале карьеры, можно пойти в исследовательский отдел (R’n’D) крупной компании или в научно-исследовательские институты, получать надбавки за выдающиеся научные статьи. Есть поддержка и гранты, но их немного и мало кто о них знает. Например, «Яндекс» — один из немногих, кто инвестирует в науку и развивает молодых ученых. 

Почему я не только программист 

Научную работу в IT сложно сравнить с работой программистом. Вот сделал ты программу – она работает, приносит пользу заказчику, но такие решения может предложить еще сотня людей. Наука — это вклад в развитие мира. Современный мир машинного обучения устроен так, что реализация продукта невозможна без научной составляющей.

Существует условный «общий котел» научных достижений, куда ведущие университеты и компании приносят свои исследования, и откуда черпают идеи для создания и развития своих технологий.

Мне нравится разрабатывать полезные вещи, делать вклад в общество. Никогда не любила делать что-то только потому, что дали ТЗ. Например, мой основной научный проект «распознавание эмоций человека в речи» изначально отталкивался от несовершенства современных систем безопасности: они не в состоянии понять, с какими намерениями, эмоциями засекли человека, и какие меры на самом деле стоит принять. 

Без хорошей научной базы невозможно достойное развитие нашей страны и повышение уровня жизни, безопасности, доступности ресурсов. Я верю в перспективность и пользу науки. Это мотивирует меня не бросать и привлекать молодых специалистов к ее продвижению. 

Мои проекты

Сейчас я руковожу Лабораторией BigData в проектном офисе стратегии развития Нижегородской области. Приглашение от лаборатории пришло, когда я стала лауреатом премии имени Ильи Сегаловича. Мы применяем научные подходы для решения актуальных и полезных для общества задач. 

Еще с этого года я веду семинары по машинному обучению в Нижегородской Школе анализа данных (ШАД). Выпускную дипломную работу пишу про найденные нами хитрые способы повысить точность нейронных сетей.

Параллельно я курирую научную деятельность студентов. С одним из студентов продолжаем проект по распознаванию эмоций в голосе. Скоро выйдет наша новая статья про анализ важных признаков для классификации эмоций. А еще мы автоматически разметили достаточно большой и разнообразный набор данных и теперь занимаемся исследованием на нем. Скоро планируем об этом написать и опубликовать датасет в общий доступ. 

С другим студентом мы участвовали в конкурсе по медицинской тематике: в нем нужно было определить, каким реагентом, выявляющем мутации, подействовали на клетку человека.

У остальных трех студентов тоже очень интересные темы: чтение по губам, автономное вождение автомобилей, повышение разрешения видео. Это прикладные темы — от помощи людям с ограниченными возможностями до систем безопасности и видеонаблюдения. С каждым студентом мы выбираем тему, исходя из его интересов и желаний. Когда человек занимается чем–то с удовольствием, тогда и результаты хорошие, появляется любовь к науке. 

Заниматься разработкой я не прекратила — не хочу терять компетенцию. Это помогает успевать за развитием сферы искусственного интеллекта и развиваться в науке.  

Чем интересна наука

В детстве мечтала быть пилотом «Формулы-1», но что-то пошло не так, и я стала программистом. И не жалею — я действительно нашла себя и вижу пользу в том, чем занимаюсь. Моя цель в науке — разрушать стереотипы о программистах и ученых, показывать молодым специалистам, насколько это все интересно и перспективно.

Я не считаю научную работу чем–то необычным. Мой дедушка — профессор.

Вообще многие удивляются, как такую «маленькую хрупкую» девушку занесло в науку. Говорят — «ой, никогда бы не подумал, что ты программист». Еще не поняла, в такие моменты радоваться или расстраиваться.

Не скажу, что окружающие как–то особенно относятся к моей работе, хотя мне очень часто приходится объяснять, чем занимаюсь. О работе нейронных сетей рассказываю на примере камеры на смартфоне: «заселфилась и сразу красивая, а нейронная сеть сама нафотошопила». 

Большинство людей на самом деле не знает, сколько за привычными вещами наукоемких разработок. Многие даже не подозревают о возможностях современной науки. Например, недавно узнала, что нейронную сеть научили «видеть» сквозь стены, или что с помощью нейросетей можно диагностировать заболевания по кардиограмме и рентгену.

Я считаю, что молодой ученый должен быть смелым и браться за проекты с авантюризмом, тогда все получится. Часто на стадии выбора проекта непонятно, реально ли что-то сделать или нет. Важно иметь интуицию, чутье или здравый смысл, который подскажет, что сейчас наиболее актуально и чем нужно заниматься.

Фото на обложке: Анастасия Попова

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Вместо основ программирования школьников учат управлять дронами». Как использовать современные технологии в образовании
  2. 2 «Люди неверно представляют, как развиваются технологии». Зачем молодые программисты идут в науку
  3. 3 «Школьники работают наравне с учеными». Как устроена Школа молекулярной и теоретической биологии
FutureFood
Кто производит «альтернативную» еду
Карта