Дмитрий Волков

Как холдинг SDVentures отбирает проекты

Дмитрий Волков, сооснователь международного интернет-холдинга SDVentures, рассказывает о рынке Social Discovery и подходах компании к осуществлению венчурных инвестиций.  


Дмитрий Волков

Сооснователь международного интернет-холдинга SDVentures.

Холдинг объединяет более 50 уникальных онлайн-сервисов, с помощью которых люди из разных стран могут расширять свои социальные и деловые связи. Портфолио компании включает музыкальное приложение для смартфонов Shazam, сервис по поиску попутчиков TripTogether, сервис для знакомств Dating.com, платформу для изучения иностранных языков LinguaLeo, социальную сеть для соседей Streetlife и другие проекты.

Рынок Social Discovery

Что такое Social Discovery? Термин появился в свое время в Кремниевой долине и к настоящему времени получил широкое распространение за пределами США. В нашем понимании — это область онлайн-бизнеса, которая содержит C2C-составляющую, то есть те сегменты интернета, где деятельность компании реализуется через C2C-канал. Таким образом, рынок Social Discovery имеет достаточно широкие границы и включает следующие основные сегменты:

  • Social Media (включая социальные сети, мессенджеры, платформы для обмена digital media контентом);
  • Dating (платформы по поиску как серьезных отношений, так и hook-up проекты);
  • P2P-площадки (включая маркетплейсы для покупки и продажи б/у товаров, P2P-займы);
  • Blockchain-технология, получившая свое отображение, прежде всего, в протоколе Bitcoin; последний служит для передачи криптовалюты именно между индивидуумами);
  • Sharing Economy (или экономика совместного потребления; самыми яркими представителями сегмента являются Uber и Airbnb);
  • Social Gaming (как игры для социальных сетей, так и любые другие гейминговые платформы, где пользователи могут во время игры общаться друг с другом);
  • Social Travel (достаточно узкий сегмент; основные представители здесь – это проекты, позволяющие пользователям, заинтересованным в путешествиях, взаимодействовать друг с другом. Большая часть контента на данных платформах — это UGC, то есть созданный пользователями. Примерами таких проектов являются GoGoBot, HeyLets, Trover).

Очевидно, что объем рынка Social Discovery весьма внушителен. По нашим подсчетам, сейчас он составляет более 100 млрд долларов и будет расти ежегодно в ближайшие 5-10 лет в среднем на 50%. К примеру, только рынок Sharing Economy достигнет величины в 335 млрд долларов к 2025 году и сравняется по объему с аналогичными сегментами традиционной экономики (прежде всего в части транспорта, accomodation и рекрутинга — по данным исследования The Sharing Economy компании PwC, 2015. Также читайте наше исследование).

Рынок Social Discovery также очень интересен и тем, что многие передовые технологии изменят его кардинально. Прежде всего в сегментах Social Media и Dating.

VR/AR и AI (последний — особенно в части чат ботов) значительно повлияют на дальнейшее развитие социальных сетей, мессенджеров и сайтов/приложений для знакомств. Благодаря технологии VR, пользователи в ближайшие 5-10 лет смогут знакомиться, общаться и встречаться уже не просто через онлайн-канал, а именно в виртуальном пространстве. И будут сами выбирать места для этого – на вершине небоскреба в Нью-Йорке или на Эйфелевой башне.

В целом сфера IT-разработок сейчас переживает колоссальные изменения. Все, что еще недавно казалось фантастикой, уже активно внедряется в повседневную жизнь. IT становится не только дисциплиной, но и платформой для ведения бизнеса.

Сейчас можно выделить ряд технологий, который будут наиболее востребованы на рынке. Среди них: облачные технологии для бизнеса, мобильность, Big Data, контент Social Media, P2P-торговля, экономика совместного потребления. Эти тенденции обуславливают интересы и фокус венчурных инвесторов. 


Критерии инвестирования

Безусловно, существует множество факторов, которыми руководствуются венчурные компании при инвестировании. Для нас определяющими стали следующие критерии:

  • Команда

Это один из ключевых моментов. Команда стоит за любой компанией/проектом. Именно люди создают технологию и продукт, а не наоборот. Аналогичного мнения многие крупнейшие VC-фирмы. К примеру, известный венчурный инвестор Рик Майнер (Rich Miner, партнер Google Ventures) считает, что при отборе стартапов стоит в основном смотреть именно на то, кто фаундеры и их команды, даже если сильного продукта у проекта пока нет.

  • Бизнес-модель

Здесь самое важное – уникальность идеи и самого продукта. Если компания является одним из первопроходцев на рынке, то у нее есть сразу же есть большое преимущество перед конкурентами. Причем совершенно не обязательно, чтобы стартап был создателем той или иной бизнес-идеи. К примеру, Uber, являясь очевидным лидером своего сегмента, не был первой компаний в области ridesharing.

  • Рынок

Если идея по-своему уникальна, то это не является залогом успеха в 100% случаях. Очевиден тот факт, что потребность, которую удовлетворяет продукт, должна существовать (или, по крайней мере, ее возникновение на рынке значительно изменит его). То есть стартап должен, что желательно, быть на уже растущем рынке. Еще лучше — создать тот рынок, который имеет наилучшие перспективы. Опять же, примером могут служить две самые «дорогие» частные онлайн-компании – Uber и Airbnb. Оба проекта сформировали облик современной экономики совместного потребления и фактически создали ее с нуля (более подробно читайте в статье).

  • Метрики

Имеет значение, на какой стадии находится проект. Если это ранние стадии (сид/раунд A), то оценивать стартап можно только по операционным метрикам. Прежде всего — касающимся базы пользователей. Если более поздние стадии, то, конечно, стоит ожидать от проекта финансовых показателей, включая MRR (Monthly Run Rate).

Руководствуясь указанными критериями, мы всегда стараемся очень тщательно отбирать проекты для инвестирования. Хотели бы привести ряд примеров наших портфельных компаний, которые мы отобрали, руководствуясь именно такими требованиями:

Layer

Предоставляют инструментарий (SDK) для создания собственной платформы для общения. В своем сегменте они уже лидеры, и их продукт пользуется популярностью у многих компаний разного масштаба.

Рынок мессенджеров растет большими темпами, и постепенно не только C2C, но и В2C перейдет в messaging. Layer успешно воспользуется этим трендом. Более того, у проекта сильные фаундеры, имеющие большой опыт работы с облачными технологиями как на американском, так и других рынках.

Streetlife

Социальная сеть для локальных сообществ и соседей, аналог американской компании Nextdoor. Они были первыми на европейском рынке.

Рынок активно растет. Подтверждением тому служит расширяющаяся база пользователей как Nextdoor, так и Streetlife. У последних уже более 1 млн пользователей.

PressPlay

Индийская компания, которая совмещает в себе элементы хардвэра и софта. Устанавливают Wi-Fi хотспоты, и пользователь, находясь в путешествии или просто в дороге на работу, может стримить различный цифровой контент на своем мобильном приложении или через веб-версию платформы.

Для локального рынка их продукт абсолютно уникален. Общедоступный онлайн-канал в Индии весьма — плохого качества (скорость не выше 2G). PressPlay решает данную проблему, так как предоставляет возможность просмотра контента через Wi-Fi с более высокими скоростями работы интернета. Более того, пользователь получает возможность занять свое время, находясь в дороге. PressPlay уже установили свои хотспоты (более трех тысяч) в автобусах, на железной дороге и в других видах транспорта.

PumpUp

Онлайн-сообщество для любителей фитнеса и в целом — здорового образа жизни. Работают на мобильных платформах (iOS и Android). Их продукт уникален, так как представляет собой симбиоз модели Instagram с фитнес-трекером.

Приложение уже пользуется большой популярностью (более 5 млн скачиваний на данный момент).


Материалы по теме:

На каких бизнесменов подписаться в российском Instagram?

200+ мертвых российских стартапов

Инвестор Pokémon Go уверен, что у игры огромное будущее

Зачем инженеру уходить в стартап из крупной компании

Стартаперский опыт в США научил меня ничего не бояться


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно