Колонки

Сервисы, которых нет: будущее российской логистики

Колонки
Андрей Лямин
Андрей Лямин

Директор по развитию Shiptor.ru в России

Виктория Кравченко

Мы так привыкли, что службы доставки в Москве привозят товары быстро и в срок (в основном), что не понимаем, как выглядит картина по стране в целом. 

Андрей Лямин, директор по развитию Shiptor.ru в России, рассказал, как технологии решат все наболевшие проблемы логистики.

Сервисы, которых нет: будущее российской логистики
Присоединиться

Москва — не Россия

Мы так привыкли, что службы доставки в Москве привозят товары быстро и в срок (в основном), что не понимаем, как выглядит картина по стране в целом. Сейчас Москва — это самая большая часть рынка логистики, но картина постепенно меняется: e-commerce быстрее растет в регионах, чем в столице.

Однако при этом у нас большие проблемы с магистральной доставкой. Часто федеральная курьерская служба имеет всего одного партнера в регионе, а качество услуг полностью зависит от него. Доставка регион-регион в основном делается через сортировку в Москве, прямых решений очень мало. Если же региональному интернет-магазину нужна доставка по всей стране, то одной службы явно недостаточно, и остается только Почта России.

Рынок меняется, и логистика часто не успевает за этими переменами. Должны появиться новые технологические компании.


Физик физика видит издалека

Одна из самых перспективных ниш рынка логистики — доставка товаров по маршруту «физическое лицо — физическое лицо». Удобного решения для доставки таких посылок пока нет.

Если вы продаете товар в другие регионы, каждую посылку нужно оформить на почте: подписать, заполнить бланки, подождать, пока операционист взвесит и внесет все данные. Поход на почту становится ежедневной работой. С наложенным платежом здесь возникает проблема: за него плюс страховку Почте России придется отдать 7% от стоимости отправки.

Решение: Нужен сервис, который позволит отправлять посылки с недорогим наложенным платежом не выходя из дома. Любой человек может зайти на сайт логистической компании, заполнить данные, распечатать шиппинг-лейбл, вызвать курьера, передать ему груз и отслеживать движение онлайн. После доставки посылки курьером деньги будут поступать на счет продавца. Это особенно актуально для Avito, Ebay и других площадок, где много продаж совершается в другие регионы.


Россия на экспорт

Рост курса доллара помог российским умельцам — зарубежным покупателям выгодно приобретать товары из России, к тому же у нас множество мастеров, которые производят уникальные вещи. Но пока отправка посылки за границу похожа на квест со многими неизвестными.

Основная сложность в том, что сейчас у нас в стране не существует единых требований по оформлению грузов на экспорт, нет прозрачных тарифов, понятных таможенных правил. Небольшие производители вынуждены сами разбираться в тонкостях логистики и лично упаковывать груз, чтобы отправить товар за рубеж.

Решение: С проблемой справится сервис, который сделает курьерский забор посылок, примет данные о грузе в электронном виде и возьмет на себя все бюрократические моменты, связанные с заполнением таможенных документов. Небольшой производитель часто нуждается в консультациях по экспорту, и платформа должна в том числе собирать полезную информацию и предлагать помощь экспертов по отправке товаров за границу.


Единое окно

Логистика достигла того уровня, когда многочисленные услуги аккумулируют специальные сервисы-агрегаторы, интеграторы и консолидаторы. Это ИТ-платформы, которые отличаются друг от друга набором функций.

  •  Интегратор помогает интернет-магазинам подключиться к логистической компании, но при этом заказы и денежные потоки остаются вне его.
  • Агрегатор показывает все существующие тарифы ведущих служб доставок и предоставляет право выбора лучшего варианта, дает возможность сделать расчет стоимости доставки от разных служб прямо во время оформления заказа. 
  • Консолидатор прежде всего отличается тем, что проводит финансовые потоки через себя (в том числе наложенный платеж), выступая связующим звеном между магазинами и покупателями, позволяя экономить на доставке за счет объединения груза от разных магазинов. Но и этого современной логистике недостаточно.

Решение: интернет-магазинам нужно «единое окно» в логистику — коробочное решение, которое станет точкой входа во все процессы и возьмет на себя все логистические функции. У e-commerce есть потребность по максимуму отдать услуги на аутсорс, чтобы заниматься только привлечением клиентов и борьбой за трафик, в то время как для всего остального должен быть специальный сервис.


Instagram-логистика

Instagram, сервис, изначально не приспособленный для ведения торговли, стал площадкой купли-продажи и для небольших интернет-магазинов, и для производителей небольших линеек одежды/косметики. При ежедневном уровне заказов в 50–500 штук всю информацию продавец сейчас вынужден обрабатывать вручную и самостоятельно организовывать процесс доставки. 

Решение: Приложение, где можно сгенерировать ссылку на оплату, отправить клиенту и тут же с помощью мобильного устройства сформировать посылку, заказать курьера и отправить заказ покупателю. 


Как технологии меняют логистику

Сейчас чтобы быть успешным на рынке логистики, нужно создавать качественный IT-продукт. И это невероятно сложно, так как опыт в логистике должен наложиться на понимание IT-структуры бизнеса.

Big Data

Логисты и интернет-магазины накопили немало данных, но пока нет сервисов, позволяющих их объединять и анализировать. Идеальным решением может стать подключение к аналитическим модулям курьерской службы, что позволит видеть онлайн проблемные места и оперативно повлиять на качество сервиса. При помощи простого стороннего софта каждый владелец мог бы закрыть львиную долю вопросов по доставке и построить KPI в работе с логистической компанией.

Робот вместо логиста

Большие перемены ждут нас и с развитием IoT. Сегодня около трети западных 3PL-компаний используют в своей работе m2m-технологии, когда из цепочки складских операций или поставок постепенно исключается человек и человеческий фактор, на который приходится большинство сбоев и ошибок.

Сегодня машина с помощью носимых человеком гаджетов и RDFI-меток управляет сотрудником склада, а не наоборот. В прямом смысле.

Машина, формирующая заказ, говорит сотруднику склада, куда пойти и какую коробочку положить в корзину заказа. Думаю, что в ближайшее время вместо человека на складе появятся роботы. Разработки компании Kiva, которую приобрел Amazon (сейчас известна как Amazon Warehouse Solutions), или GreyOrange Butler и Fetch Robotics Freight — первые шаги к полной автоматизации складского хозяйства.

Беспилотники

Автономными становятся и средства доставки. Использование беспилотных автомобилей и дронов еще не получило массового распространения, но технология выстрелит в ближайшее время. Достаточно, посмотреть, какие монстры инвестируют в разработки — Amazon, Apple, Google. Ждать того, что уже завтра в России появятся такие решения, не приходится: мы отстаем и пока не готовы к подобным инновациям на законодательном уровне.

Логистика становится проще и прозрачнее, и рядовой пользователь не понимает, какие сложные ИТ-процессы стоят за доставкой товара. Так и должно быть. Только вот итоговое впечатление о магазине у клиента все равно складывается после общения с курьером. И здесь никакие технологии не смогут бороться с человеческим фактором. Разве что доставлять грузы будут всегда чистые, вежливые и пунктуальные роботы.


Материалы по теме:

Почему Uber для дальнобойщиков «не взлетит» в России

Российский сервис по оптимизации маршрутов Zig-Zag привлек инвестиции

Какие технологии в логистике используют Amazon, DHL, Alibaba и другие гиганты

Эти советы помогут выбрать перевозчика из Китая

В Европе запускают доставку с помощью шестиколесных роботов

11 фактов о российских грузоперевозках

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Avito предупредил пользователей о повышении комиссии за продажу с «Авито Доставкой»
  2. 2 Таможенное оформление и его этапы
  3. 3 В 2024 году объемы белой доставки из Китая превысят карго: цифровой рубль, «Честный знак» и еще пять предпосылок
  4. 4 Топливный кризис — как работать? Опыт транспортной компании
  5. 5 Высокая конкуренция, низкий чек. Что будет с рынком доставки во второй половине 2023 года