Top.Mail.Ru
Колонки

За два года мы открыли 35 школ программирования для детей. Вот как нам это удалось

Колонки
Игорь Закоморный
Игорь Закоморный

Основатель сети школ программирования для детей «КодКласс»

Полина Константинова

Основатель сети школ программирования для детей «КодКласс» Игорь Закоморный рассказывает об идее создания проекта и трудностях, которые возникли при его масштабировании.

За два года мы открыли 35 школ программирования для детей. Вот как нам это удалось

Идея проекта возникла во время учебы в Бауманке

Идея проекта возникла в октябре 2016 года. Тогда я учился программированию в МГТУ им. Баумана, и у меня ничего не получалось. Я сидел ночами, усердно занимался, изучал различные языки программирования, ломал голову, но толку было мало. При этом у меня были одногруппники, которые делали все с невероятной легкостью. И я подумал, что, если бы с детства у меня была бы определенная база, то мне было бы так же легко учиться. Мне хотелось, чтобы существовали некие образовательные курсы или даже целые школы, обучающие детей программированию, созданию игр, чтобы им в дальнейшем было проще учиться программировать и делать более серьезные вещи. На этом этапе идея о создании подобных школ засела в моей голове, но я не спешил ее реализовывать.

На тот момент у меня уже был бизнес по продаже различных товаров через интернет. Он приносил неплохой доход. Я занимался тем, что закупал дешевые товары и перепродавал их по всей России. Был период, когда я даже продавал детские игрушки.

Однако я довольно-таки быстро осознал, что хочу заниматься большим, хочу делать более глобальные и социально значимые вещи. Я стал размышлять над тем, что такого полезного я могу сделать? Вот тогда-то я и вернулся к идее сети школ программирования.

Мне стало интересно, существуют ли подобные образовательные курсы или школы на рынке. В России на тот момент этим занималась всего лишь одна компания, и то в премиальном сегменте. В это же время я познакомился с Ксенией Котельниковой, будущим сооснователем проекта. Она работала в сфере образования, занималась детскими лагерями, сначала как преподаватель, а потом уже как менеджер.

Мы самостоятельно нашли две площадки в Москве и запустили примерно за полмесяца две учебные группы по 10 человек. Ксения нашла первых преподавателей и вместе с ними взялась за разработку методик обучения. Я же нашел маркетологов, которые гнали заявки.

Так появилась сеть школ программирования для детей «КодКласс».

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте

Два месяца мы искали инвестиции

На начальном этапе мы вдвоем с Ксенией занимались продажами наших курсов по телефону. За один месяц мы продали 100 образовательных курсов. К январю 2017 года школа насчитывала уже пять площадок. Это примерно 12 групп, более чем 120 детей.

Мы начали понемногу отстраивать процессы и поняли, что все вроде бы работает, даже приносит неплохую прибыль. Издержки были минимальными, поскольку не было никаких дополнительных расходов. Мы не содержали целый офис, как сейчас. Были только сами преподаватели и дети.

Фото предоставлено пресс-службой школы

Когда я начинаю заниматься чем-то новым, то стараюсь привлекать профессионалов из этой области, знакомиться с полезными людьми и набираться у них опыта. Я общался с крупными бизнесменами на различных мероприятиях, с наставниками и они, когда я рассказывал им о проекте, в один голос говорили: «Ну что, масштабируйте. Делайте не пять, а двадцать пять школ».

Изначально я самостоятельно финансировал проект от доходов предыдущего бизнеса. Но очевидно было, что расширение невозможно без внешних финансовых вложений. И мы начали искать инвесторов.

Источники финансирования мы привлекали самыми разными способами. Поиск инвестиций занял около двух месяцев, на протяжении которых у меня каждый день было по несколько встреч.

Было три ключевых источника поиска инвесторов.

  • Первый – это, конечно, знакомые знакомых. То есть, условно говоря, я приходил к какому-либо бизнесмену и спрашивал: «У тебя есть люди, которые занимаются инвестициями, готовые вложиться в новый проект?». И я либо получал контакты нужного человека, либо отказ.
  • Второй – различные мероприятия. На них я подходил к крупным бизнесменам, спрашивал, занимаются ли они инвестициями, просил визитки. Затем созванивался с ними и назначал встречи.
  • Третий – это «массовая бомбежка» в социальных сетях. Каждое утро я начинал с того, что писал более пятидесяти сообщений всем фондам, инвесторам, всем, кого находил.

В общем, за счет такой бешеной активности мы получили три принципиальных согласия на наши условия и выбрали одно из них. Это был достаточно крупный инвестор, который в свое время построил крупнейшую компьютерную компанию в России.


О трудностях

В сентябре 2017 года после привлечения инвестиций мы быстро расширились с пяти школ программирования до 25. Это было очень тяжело. Все недочеты, которые были, сразу же дали о себе знать.

Одной из проблем, которая возникла после расширения проекта, стал рост оттока клиентов. Когда у нас было всего пять школ, отток составлял только 5% в месяц, когда их стало больше, отток составил 25%.

Мы думали, что у нас при масштабировании так и будет сохраняться показатель retention (процент перехода детей из месяца в месяц) на уровне 95%. Но это оказалось не так. Retention – один из самых ключевых показателей в этом бизнесе, потому что стоимость привлечения клиентов соизмерима со стоимостью месячного абонемента.

Показатель сохраняемости резко снизился, как оказалось, за счет того, что мы не смогли проконтролировать качество продукта и предоставляемых услуг в наших школах. Мы не занимались активным обучением и контролем преподавателей, не так досконально прописывали методики, и это сыграло с нами злую шутку.

Мы учли наши промахи, выстроили систему, и это дало свои плоды: самый высокий retention и самые лучшие преподаватели на рынке.


О системе отбора кадров

В нашей школе методики высоко стандартизированы и прописаны вплоть до минуты: что нужно говорить преподавателю, как ему общаться с родителями и детьми. Мы проводим обучение преподавателей, ассистентов преподавателей и администраторов.

Фото предоставлено пресс-службой школы

У нас существует трехэтапная система отбора кадров, через которую проходят все преподаватели. На заключительном этапе проводится финальное интервью, до которого доходят только самые сильные специалисты.

Успешные кандидаты дополнительно обучаются по нашей специальной методике свыше 60 часов. На выходе мы имеем только самых лучших специалистов, максимально готовых к обучению детей в наших школах.

Собрать команду профессионалов оказалось тоже очень непросто. Сложно нанимать людей в сфере образования. Если ты работаешь, например, в банковской сфере, то рынок сотрудников просто огромный. В других банках есть куча менеджеров, которых ты можешь взять к себе на работу. В сфере дополнительного образования рынок не так велик. Есть всего несколько компаний с высококвалифицированными сотрудниками. В остальных же компаниях очень слабая кадровая составляющая с точки зрения руководителей.


Как мы строим продажи

Многие специалисты в нашей команде выросли из преподавателей. Они понимают продукт, персонально работают с ним и на основании этого хорошо могут им управлять. Продажи в нашей компании мы строим через performance-маркетинг в социальных сетях, закупаем очень большие объемы трафика в сезон, с августа по октябрь.

У нас есть отдел продаж, состоящий из 10 человек, который занимается обработкой заявок и продажей абонементов в нашу школу программирования. Также мы используем мероприятия – открытые уроки.

Открытые уроки проводятся по выходным. На них приходят дети с родителями и получают бесплатный и очень интересный урок, после которого многие дети заражаются желанием к изучению программирования.

Это мероприятие в равной степени важно как для детей, так и для их родителей. Дети могут понять, что конкретно они бы хотели изучать, а родители в свою очередь более подробно узнают о продукте, как строится обучение и за что, собственно говоря, они будут платить деньги.


О планах

Рынок делится на Москву и регионы. И в столице мы одна из самых крупных, если считать по выручке, сетей школ программирования для детей. Наша выручка за период с сентября 2017 по сентябрь 2018 составила более 50 миллионов рублей.

Сейчас «КодКласс» – это более чем 35 школ программирования для детей от 5 до 16 лет. (30 из которых – собственные точки и 5 франчайзинговые) А еще, этим летом мы открыли самый крупный лагерь в Москве, который насчитывал более 500 детей.

Мы работаем по собственным уникальным методикам, одобренным в МГПУ. Наши ученики являются призерами и победителями олимпиад по математике и информатике. Они поднимают свой средний балл до 4,75, заводят новые знакомства, получают огромное портфолио, да и просто весело проводят время.

Мы имеем высокие амбиции, относительно развития компании, и  уже в следующем году откроем еще 100 новых школ.


Материалы по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 История Веры Фирсановой: как в 19 веке девушка развила успешный строительный бизнес
  2. 2 Кто покупает Ferrari: портреты клиентов из биографии Энцо Феррари
  3. 3 «Инвестиции — это игра чисел». Интервью с основателем Improvado
  4. 4 Компании, которые успешно масштабировались, не покидая Россию
  5. 5 5 компаний, которым кризис пошел на пользу: что стоит почерпнуть из их опыта?
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти