Алексей Банников

Как я запустил три сайд-проекта и не сошел с ума

Алексей Банников, генеральный директор группы компаний Фотосклад.ру, рассказывает, зачем понадобилось запускать три сторонних проекта на базе основного и к чему это привело – в цифрах.


Когда у нашего интернет-магазина появилась аудитория в 200 тысяч пользователей, мы поняли, что ее можно и нужно дополнительно монетизировать. Предлагать решили не только наши товары, но и дополнительные услуги через сторонние проекты. Плюс мы рассчитываем на обратный эффект, когда сайд-проекты приводят на основной ресурс клиентов.

Так и появились мысли, что пора расширять бизнес – в том числе за счет дополнительных услуг. Меньше чем за полгода у нас появилось 3 новых проекта, и все они были созданы своими силами, без сторонних подрядчиков и привлечения дополнительных инвестиций.




Зачем это было нужно

Так, мы открыли «Школу» – обучающие занятия по фотографии, где курс для новичков из шести занятий стоит 3000 рублей. Да, мы не заработаем на этом проекте миллионы. Но слушатели курсов – это суперцелевой трафик, пользователи, которые хотят научиться фотографии на базовом уровне, понимать, что такое ISO, диафрагма и т.д. Естественно, они более склонны купить технику у нас – и заодно получают VIP-карту, промокоды. Так мы получаем на 100% лояльную аудиторию.

В «Школу» идет большой поток посетителей с нашего основного сайта, у которого посещаемость 30 тысяч уникальных пользователей в сутки, в месяц – 750 тысяч. С помощью таргетированной внутренней рекламы мы перегоняем эту аудиторию в школу.

Также мы запустили контентный ресурс, «Фотосклад.Эксперт». Мы увидели, что в интернете очень мало обзоров, качественных статей про хорошую технику – и решили сами делать новости, обзоры в формате полноценного тестирования, видеообзоры.

Это долгоиграющая история, как и любой контентный проект. Но в конечном итоге часть пользователей переходит в клиентов. Особенно хорошо контент работает в социальных сетях. Эти же обзоры мы используем как дополнительный инфоповод, делаем рассылки не только товарные, но и контентные. По ним переходят на сайт намного лучше.

Третий проект – мета-поисковик билетов «Фотосклад.Тревел» – работает как дополнительный сервис. Это тренд, сегодня все занимаются тревелом, и мы тоже решили попробовать. В этом смысле наша аудитория не отличается от остальной – она тоже путешествует.




Как мы это делали

Запускать сразу несколько проектов практически одновременно – испытание для всех. Нам пришлось немного изменить подход к работе и оптимизировать бизнес-процессы.


Секрет 1: Все делать самим, максимальный inhouse

Это связано с нашим убеждением, что никто не знает кухни лучше, чем внутренние сотрудники. Плюс контроль внутренних сотрудников осуществлять проще. Поэтому для запуска новых проектов мы практически не прибегали к аутсорсу. Да, в связи с новыми проектами отделы маркетинга и разработки увеличились в три раза.

Однако «болезни роста» не было: дело в том, что мы очень долго и очень скрупулезно подбираем сотрудников. Я сам ищу себе специалистов, минуя HR-службы. Такой подход позволяет избежать возможных недоразумений при найме новых людей, а интеграция новичков в компанию проходит максимально быстро.


Секрет 2: На ключевые должности нанимать мини-руководителей

Естественно, на всех сотрудников увеличилась нагрузка, и руководителям приходится больше заниматься стратегией, а не тактикой, делегируя все больше задач. Поэтому мы берем на работу не просто исполнителей, а людей, способных отвечать за проект целиком, мини-руководителей. Так, мы наняли отдельного проджект-менеджера, который отвечает за запуск сайтов. Появился новый специалист по интернет-маркетингу.


Секрет 3: Персональная ответственность

Для того, чтобы повысить эффективность работы и лучше контролировать процесс, мы используем вертикальную структуру.

У каждого из трех новых проектов есть проджект-менеджер, который и отвечает полностью за проект. У нас есть весь необходимый набор ресурсов, которым он может пользоваться – как в разработке, так и в маркетинге. Как говорится, много ответственных не бывает, много бывает только безответственных. Когда один человек отвечает за все, повышается и его мотивация, и эффективность. Такая вертикальная структура позволяет компании быстро и относительно безболезненно прирастать новыми проектами.


Совет 4: Адекватное планирование

Несмотря на утвержденный план работы, не забывайте «поднимать голову»: часто бывает, что, решая конкретные задачи, мы забываем про стратегию и не обращаем внимание на очевидные вещи. Например, что где-то не хватает исполнителей, и сотрудники проекта «зашиваются». Что запланированные сроки нереальны, а показатели, озвученные в самом начале, взяты с потолка.

Планы работы нужно пересматривать, собирая фидбеки от команды и принимая во внимание проблемы каждого проекта. Лучше всего устроить «глобальный смотр» в середине проекта, когда дата запуска близка и все цифры более реальны. 


Совет 5: Оптимизировать все, что можно оптимизировать

Период работы в режиме многозадачности как нельзя лучше показывает, что работает хорошо, а от чего стоит отказаться. Задача всей команды при увеличенной нагрузке и ограниченных ресурсах – заниматься только тем, что действительно важно. Например, в маркетинге мы делаем огромный упор на автоматизированный контекст и полноценное видео, которые генерят 20% трафика и заказов, отказавшись от тестирования кампаний на небольших площадках.

Казалось бы, все просто. Но безболезненное расширение бизнеса возможно, если в компании грамотно подобранный персонал, есть делегирование широкого круга полномочий и правильно выбрана система контроля качества. Только так можно не сойти с ума и совершить минимум ошибок при запуске одновременно сразу нескольких сайд-проектов. 


Материалы по теме:

Как запустить сарафанное радио на пользу стартапа

11 советов от сотрудников IT-гигантов

4 вопроса, которые нужно задать себе перед запуском стартапа

5 неприглядных качеств успешных бизнесменов

Генеральный директор Яндекс.Маркета назвал 5 фатальных ошибок интернет-магазинов


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно