Артем Велькер

10 причин предпочесть Кремниевый берег Кремниевой Долине

Артем Велькер (основатель LikeHack, евангелист Testimoniacs, ментор Lisbon ChallengeSpeedUp Europe) начинает серию статей о построении инновационного бизнеса в крупных городах мира. Сегодня речь пойдет о венчуре в районе Greater Los Angeles Area, что недалеко от Кремниевой Долины. В материале рассматриваются плюсы этой локации для владельца проекта.


В пору, когда венчур, технологии и инновации де факто ассоциируются с Кремниевой Долиной, может сложиться впечатление, что других вариантов с точки зрения места построения технологического бизнеса попросту не существует.


По теме: 5 альтернатив Кремниевой Долине


Без сомнения, Долина как кузница стартапов играет сегодня ключевую роль. Цифры говорят сами за себя. Однако я, отдавая должное «кузнице твиттеров», замечу, что в мире существует еще не меньше десятка мест, где вы также вполне успешно можете запускать и развивать глобальный бизнес. Сегодня мы поговорим о Greater Los Angeles Area, в котором происходит примерно 30% моих бизнес-активностей, а также о 10 причинах, по которым имеет смысл делать технологический бизнес именно здесь. 

Silicon Beach и Greater Los Angeles Area

Под Silicon Beach обычно понимается западная сторона мегаполиса LA (Santa-Monica, Venice, Marina Del Rey), где сегодня комфортно обосновались офисы Google, Yahoo, YouTube, Microsoft, а также различных венчурных фондов и акселераторов. Здесь же вы можете встретить хедквартеры гигантов музыкальной индустрии вроде Interscope, с которыми в свое время печально расстались Nine Inch Nails.

Но сегодня технологическая среда стала все больше продвигаться на юг – в область Long Beach, юго-восток – Orange County и восток – в сторону районов Culver City, постепенно приближаясь к даунтану LA. Те же IdeaLab и вовсе благополучно разместились в Pasadena, а ребят из Originate я встретил в области бульвара Wilshire.

Таким образом, город голливудских звезд и моделей и территория вокруг него все больше становятся частью инновационного бизнеса и стартапов.

А происходит это по следующим причинам:

1) LA – это тинейджер с большим потенциалом

Если сравнивать Сан-Франциско и Лос-Анджелес с точки зрения венчура, то SF – это зрелая женщина за 30 с солидным опытом и сформировавшимися вкусами и взглядами. А вот LA, скорее, молодая тинейджерка, страстно делающая шаги в новом для нее деле.

Лос-Анджелес сегодня занимает 5-ое место по объему венчурных инвестиций в США, и по темпам роста вполне приближается к лидерам. Подобная динамика заставляет стекаться сюда все новые и новые проекты, которые по разным причинам (часто финансовым или конкурентным) не стали останавливаться в других городах – Нью-Йорке, Бостоне или Сан-Франциско.

2) Здесь проще начать

Как любит говорить мой коллега: «Косты решают все». Стоимость жилья и аренды в LA в среднем 1,8 раза ниже, чем в SF. Мне приходилось жить в разных местах – KoreaTown, Culver, Pasadena, Orange County. Но во всех случаях жилье не было для меня серьезным бременем.

При этом я частенько мог наблюдать,  как ребята, приехавшие из России в Долину, жили в просто ужасающих условиях, снимая одну комнату, причем иногда на двоих. На эти деньги в LA они могли бы снять отдельные апартаменты с бассейном. Не хотите апартаменты? Вложите деньги в разработку вашего продукта. Это в любом случае рациональнее кормежки раздутого монстра недвижимости в SF.

То же касается и продуктов питания. Разница в стоимости достигает 45%. Причем по этому параметру Лос-Анджелес выигрывает еще примерно у десятка других крупных городов США.

3) Разнообразие сфер бизнеса

На первый взгляд может показаться, что большая часть проектов сфокусирована на сфере медиа и контенте. Но это не совсем так. На сегодняшний день LA вместе с пригородами занимает второе место по ВВП в стране. И достигается это как раз благодаря диверсификации экономики. Мало кто знает, что Long Beach – это один из самых крупных морских портов в мире.

Еще меньше людей знают о наличии здесь серьезной нефтяной промышленности и других сфер производства и обработки. Хотелось бы отдельно выделить значительный кластер медицинских проектов. Когда я занимался поиском стартапов, связанных с лечением онкологических заболеваний, я нашел их именно здесь. Рядом с ними органично сосуществуют компании, связанные со здоровым питанием и спортом (близость модельной индустрии и Голливуда оказывает серьезное влияние).

Таким образом,  у вас есть шансы построить успешный бизнес вне зависимости от той сферы, которую вы собираетесь выбрать.

4) Наличие свободных ниш

Когда я приехал сюда впервые, я был крайне удивлен почти полному отсутствию тематических конференций в сфере моего бизнеса (контент-маркетинг). Не меньше я был удивлен относительно небольшому количеству Digital-агентств. Что это значит для нас, предпринимателей? – Надо делать!

Таких ниш в LA довольно много, поэтому здесь вы не чувствуете себя очередным проектом в сфере big data среди еще ста таких же.

5) Обилие венчурных игроков

Уникальность LA состоит в том, что в сферу венчурного бизнеса здесь вовлечено огромное количество людей, которых мы обычно ассоциируем с совершенно другими индустриями и сферами бизнеса. Все знают Дэйва Маклюра, все знают Стива Бланка, потому что 99% времени они говорят о стартапах, инвестициях и бизнес-моделях.

В LA люди не говорят – они просто вкладывают, причем суммы порой в разы большие относительно тех, что инвестируют популярные венчурные игроки.

Простой пример – Эштон Катчер, который успешно вложился (не без помощи своих консультантов) в AirBnb, Optimizely, Skype и ряд других технологических проектов.

Джессика Альба – актриса? Неверно, стартапер. Вы можете частенько видеть ее на стартап-митапах, где она продвигает свой новый проект. Таких примеров очень много. Для меня это стало возможностью найти бизнес-партнеров среди, казалось бы, совсем нерелевантных персон.


По теме: Как привлечь американских инвесторов – опыт проекта Fairwaves


Дефицита в венчурных фондах, аксселераторах, стартап-студиях здесь также нет. Фонды меня интересовали редко, так как средства вкладывались свои или же привлекались в других местах. А вот с акселераторами приходилось взаимодействовать достаточно часто. На сегодняшний день я оценил бы их на 7 из 10, если брать Долину за 10 баллов.

Сказывается недостаток местных звезд (которых с лихвой компенсируют приглашенными  специалистами из других городов). Так что, если ваш проект не пройдет в очередной Batch Y Combinator или 500.co, вы можете попытать счастья с местными акселераторами.

Отдельно хотелось бы выделить организации, сфокусированные на медиа-проектах, такие как MediaCamp и Disney Accelerator. Если у вас медиа-компания – вам сюда. Найти что-то сопоставимое в мире довольно сложно. Разве что BBC Worldwide в Лондоне, с которыми я недавно познакомился.

6) Самостоятельный рынок

Greater Los Angeles Area – это огромный мегаполис, который сегодня насчитывает около 18 миллионов человек. Это значит, что здесь вы не только можете запускать продукты, но и успешно их продавать. Недостатка в платежеспособном спросе как в количественном, так и в качественном плане здесь нет. Радует и наличие самых разнообразных целевых аудиторий ­– студентов, спортсменов, ученых, актеров, представителей национальных диаспор и меньшинств, и т.д. При этом никто не мешает поднимать деньги где-нибудь в Кремниевой Долине или Нью-Йорке.

Обычно мы придерживаемся следующей стратегии: сначала проверяем свою идею на рынке LA. Если все идет хорошо, то масштабируем ее на весь рынок США, а затем и на мир. Местные игроки зачастую забывают, что есть страны помимо США – в этом смысле иммигранты здесь гораздо амбициознее и дальновиднее.

7) Здесь не инвестируют в твиттеры и инстаграммы

Мне приходилось пару раз общаться с Марком Састером (Mark Suster). Главный вывод из этого общения в том, что в LA инвесторы гораздо прагматичнее (и, кстати, в большинстве своем старше). Здесь вкладывают деньги на уже относительно зрелых стадиях при наличии серьезного тракшена и успешных продаж.

По этой причине LA ­– отличный выбор, если вы собираетесь запускать бизнес, ориентированный делать деньги здесь и сейчас. В мечты о новой многомиллиардной компании здесь обычно не верят, к Unicorns относятся негативно.

8) Вдохновение и генерация идей

Есть чудесное мнение, что предпринимателю, чтобы генерировать отличные идеи, нужно много путешествовать и активно заниматься сексом. Скажу честно, по этим двум параметрам крайне сложно найти другой аналогичный город в США.

Если же говорить серьезно, то особенность LA – это разнообразие и наличие рядом совершенно разных вещей. Это, с одной стороны, создает ощущение эклектики, а с другой – вдохновляет на создание новых бизнес-идей.  

Когда я жил, например, в Korea Town, то к востоку от меня был Downtown и бизнес-центр, на севере – Голливуд и, соответственно, кинобизнес, на западе – Google, стартапы и венчурные фонды, а на юге – производство и hardware-компании, рядом – Orange County с динозаврами игровой индустрии вроде Blizzard. При этом здесь одно из самых крупных в мире ЛГБТ-сообщество, корейские, армянские и еще десятки других диаспор, модельные и спортивные бизнесы, бесконечные пляжи, уличные музыканты и торгаши, тысячи бездомных и, конечно же, легендарный Compton.

Как любят говорить местные риэлторы, «вы находитесь в центре всего», со всеми плюсами и минусами. Меня это вдохновляет и по сей день.


По теме: Стартап в другой стране. Гид по переезду


9) Лучше выглядишь – дороже стоишь

Я убежден, что фаундер должен выглядеть на миллион долларов. Только тогда он этот миллион может успешно привлечь. LA в этом смысле предоставляет гораздо больше возможностей. Если в SF или NY вы будете работать, работать, рвать на себе волосы после очередного фейла, а потом опять работать – то в LA все эти процессы можно совмещать с пляжами, ресторанами и прогулками в горы. Таким образом, здесь гораздо больше шансов построить бизнес в стиле Тима Ферриса.

10) Наличие метро: больше бизнес-встреч

Я не хотел бы идеализировать транспортную ситуацию в LA, так как на протяжении долгого времени она была головной болью для Калифорнии. Но власти активно работают над этой проблемой, и уже к концу 2015 года от центра города будет проложена ветка Expo Line Phase 2 в область Santa-Monica, так что можно будет быстро перемещаться между Downtown, Pasadena и Long Beach без авто. Это значит, что будет возможность проводить уйму бизнес-встреч, сэкономив не только время, но и средства на бензин, цены на который в Калифорнии не радуют.


Я мог бы назвать еще 5-10 других причин, которые сподвигли лично меня обратить пристальное внимание на рынок Greater Los Angeles Area. Однако вряд ли это было бы полезно другим предпринимателям. Перечисленные же доводы более или менее универсальны и помогут сделать выбор тем, кто решил сдвинуть свой бизнес на американский рынок. Кроме того, если вы начнете много и серьезно зарабатывать, то всегда успеете переехать в Долину. Здесь недалеко.

В ближайшее время я планирую поделиться своим опытом работы и в других крупных городах, таких как Дубай, Куала-Лумпур, Сингапур.

Фото: предоставлены автором и сайтом Shutterstock.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно