Top.Mail.Ru
Колонки

Как молодому проекту оценить свою стоимость?

Колонки
Маргарита Маслова
Маргарита Маслова

Директор по проектам, Евразийская Венчурная Академия

Маргарита Маслова

Rusbasе запускает новую рубрику – «Дневник ЕВА», Евразийской Венчурной Академии. Приглашенные спикеры каждую неделю рассказывают о своем опыте, делятся кейсами и дают советы начинающим. Сегодня в «Дневник ЕВА» пишет Маргарита Маслова, Директор по проектам ЕВА. Маргарита рассказала, как начинающему проекту оценить свою стоимость на рынке и понять, какую долю отдавать инвесторам.

Как молодому проекту оценить свою стоимость?

Последнее время венчурный рынок в России показывает определенный уровень смещения с присутствовавшей ранее переоценки проектов ранних стадий к их более серьезному анализу. Конечно, чем дальше в кризис, тем строже отбор. И, хотя где-то деньги еще до сих пор можно получить за идею (что, в общем-то, не очень хорошо, если учесть влияние таких денег на качество рынка, подготовку и уровень серьезности самих стартапов), все меняется.

Спартанские условия заставляют рынок взрослеть и становиться умнее.


Инвесторам все равно – их деньги должны работать

Оценка стартапов на самых ранних стадиях – вещь крайне рискованная, так как ни один из классических методов оценки тут не действует.

Для чего она, собственно, вообще нужна? В первую очередь, для того, чтобы инвестор и стартап смогли сойтись на сумме и стоимости инвестиций. Иными словами, на конкретных цифрах, сколько получит команда, и на доле в проекте, которая перейдет инвестору.



По теме: Чего хотят инвесторы?



Первые сравнительно крупные инвестиции в проект, который уже мог пройти стадию «трех F» (Friends, Family and Fools) или остаться в рамках собственных накоплений основателей, дают бизнес-ангелы и фонды посевных стадий. У профессиональных инвесторов есть серьезное отличие от «трех F». Посыл «вклада в развитие молодого рынка», «помощи отрасли» в российском венчуре, конечно, имеет место быть, но речь не об этом. Деньги, как шаблонно говорят, не пахнут. И, выбирая конкретный стартап, инвестор намерен получить высокую прибыль.


Как можно оценить проект?

Способов может быть несколько.

Один из вариантов – оценить проект по возможным, «прогнозируемым» денежным потокам. Но они, по большей части, являются «очень позитивным предположением» инициаторов на базе аналогичных, как правило, западных, проектов. При этом «аналоги» функционируют в других условиях или построены на расчете предполагаемой клиентской базы (с учетом суммы доходностей от одного клиента), зачастую очень приблизительного. Оба варианта принимаются инвесторами, но риск переоценки чрезвычайно высок, особенно если проект находится на стадии недавно созданного или только разрабатываемого прототипа и еще даже не преступил к фактическому, реальному взаимодействию со своим целевым рынком.

Часто предлагают рассчитать стоимость по осуществленным затратам или по тому, сколько денег понадобится, чтобы полностью повторить проект до его современной стадии. Результат обычно выходит не в пользу начинающего бизнеса и не слишком радует его основателей, а потому не так часто используется.

Некоторые фонды любят оценивать команды. Смысл такого подхода вот в чем: сильная команда сможет вытянуть и вовремя доработать, в случае необходимости, любой проект (но есть и противоположное суждение – сильный проект сможет реализовать любая адекватная команда).

Именно о «сильных командах» много пишут в СМИ. Но если команда, что называется, «звездная», и у стартаперов уже есть опыт успешной реализации, их проекты зачастую переоцененивают – от 20% до 80% стоимости предлагается приплюсовывать только благодря этому фактору. А в абсолютных значениях за команду могут прибавить до $1-2 млн (когда стоимость проекта без учета команды формируется на уровне от $700 тыс.).

Но, как показывает практика, «опытные» стартаперы, увы, промахиваются не меньше.


Какой объем инвестиций необходим и как их обосновать инвестору?

На мой взгляд, это первый и наиболее значимый вопрос, на который должен ответить стартап, привлекая инвестиции и оценивая себя. 

Тут все просто, надо брать бюджет и смотреть, сколько денег нужно проекту на 9-18 месяцев – столько и просить. Обоснование простое – меньшего количества не хватит, чтобы сделать что-то приличное, а больше не нужно – потом можно поднять еще раунд по более высокой оценке, если все пойдет хорошо.
Александр Дадашев Associate в фонде Inventure Partners
image description

А уже оценка стартапа позволяет понять, какова стоимость этих самых инвестиций, или иначе – доля, которую стартаперы должны отдать (заплатить) за привлеченные средства.



По теме: Как подготовить победную презентацию для инвесторов?



Александр Дадашев предлагает пойти от обратного, обсуждая с инвестором его доли в проекте за вкладываемые средства:

Никакой конкретной доказательной базы тут не может быть, это вопрос исключительно спроса и предложения. Можно обосновать, почему инвестор не должен получать 50%, сославшись на то, что потом компания не сможет привлечь еще деньги – так как никто не будет верить в достаточную мотивацию основателей. Можно поискать статистику по западным рынкам, какую долю в подобных проектах отдают на этой стадии. Но в целом это вопрос договоренностей, и отдашь ты 15% или 30% – достаточно часто зависит от способности убеждать людей. А убеждать придется в том, что ты сможешь выстроить большой бизнес.
Александр Дадашев Associate в фонде Inventure Partners
image description

Все посты рубрики можно найти по тегу #EVADiary.

Фото: Shutterstock.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Кэшбэк – лишняя головная боль?
  2. 2 Новости российского венчура: 13 июня – 19 июня
  3. 3 Дайджест российского венчура: 6 – 12 июня
  4. 4 Чем Чехия хороша для бизнеса?
  5. 5 Новости российского венчура: 30 мая – 5 июня