Top.Mail.Ru
Колонки

Вам понадобятся знания в менеджменте, психологии и умение работать с людьми. Скрам-мастер — о своей работе

Колонки
Павел Колычев
Павел Колычев

Скрам-мастер потока «Цифровой банк для людей» в лаборатории «Ак Барс Цифровые Технологии»

Полина Константинова

За плечами Павла Колычева, скрам-мастера потока «Цифровой банк для людей» в лаборатории «Ак Барс Цифровые Технологии», – опыт руководства IT-отделом, три года разработки и два года работы в роли скрам-мастера. В колонке он рассказывает, что представляет собой эта профессия, и объясняет, какие задачи ему приходится решать в течение дня.

Вам понадобятся знания в менеджменте, психологии и умение работать с людьми. Скрам-мастер — о своей работе

Рубрика «Инновации в корпорациях» выходит при поддержке Spinon.


С возникновением скрама как фреймворка появилась и роль скрам-мастера. Он доносит до команд ценности скрама, стремится объединить команду для достижения общей цели, следит за соблюдением фреймворка. Скрам-мастер – это душа команды. Делюсь с вами успешным кейсом разработки и внедрения новой версии мобильного банка и профессиональными секретами.

Кто такой скрам-мастер?

В лаборатории мы работаем по фреймворку SAFe (Scaled Agile Framework), который подходит для разработки программных продуктов в больших командах. Скрам-мастер играет в этом процессе одну из ключевых ролей.

Скрам-мастер – помощник, фасилитатор, ментор и коуч команды, а также ключевой агент изменений.

Он способствует:

  • развитию и росту самостоятельности команды;
  • улучшению процессов;
  • эффективности коммуникации;
  • внедрению новых практик и инструментов.

Ежеквартально и раз в год проводим большое демо, на котором продуктовые команды подводят итоги работы за отчетный промежуток времени. Фото из архива компании.

У скрам-мастера нет подчиненных. Я не управляю проектами или командой, но могу влиять на процессы и стимулирую в команде инициативность, самостоятельность и самоорганизованность.

Я не создаю конкретного продукта. Результаты моей работы нельзя оценить сразу, они имеют отложенный эффект и становятся заметными лишь со временем. Работа с командами приводит к росту их эффективности постепенно.

Чего нам уже удалось достичь? Например, за два года мы вошли в тройку лидеров среди мобильных банков России. На базе АБЦТ мы объединили команды для развития новой версии мобильного банка «Ак Барс Онлайн 3.0» на собственной платформе.

Процесс разработки начали параллельно с внедрением в банке фреймворка скрам, который со временем масштабировали до SAFe. Я веду этот поток в качестве скрам-мастера.

Канбан-доска с задачами на спринт. Фото из архива компании.

Это был новый проект по развитию мобильного кошелька bankOK, в котором на тот момент выпускались предоплаченные виртуальные карты банка. С каждым релизом мы добавляли в кошелек свежие функции, и наши клиенты со временем стали пользоваться новой версией, не возвращаясь в старое приложение.

От задачи до результата

Я работаю не только со своими командами, но и участвую в развитии всей организации – вместе с другими скрам-мастерами мы проводим тренинги, инициируем решение организационных вопросов на уровне всего банка.

Работа потока – сложный процесс, в течение которого нужно решать серию задач.

Задача №1 – выстроить коммуникации между бизнесом и инженерами

Решение: по фреймворку SAFe мы проводим совместные планирования на квартал, используя техники приоритизации, привлекаем представителей бизнес-подразделений банка на командные встречи, где вместе прорабатываем задачи, каждые две недели проводим обзор выполненной командами работы с демонстрацией нового работающего функционала. На этой базе мы и дальше будем улучшать коммуникацию разработчиков и бизнеса. Еще есть куда расти.

Задача №2 – повысить кросс-функциональность команд, снизить зависимости от других подразделений банка, нарастить компетенции команд для разработки на различных бэкофисных системах

Решение: мы собрали людей с необходимыми компетенциями, включили их в состав команды потока, провели базовое обучение по скраму и адаптировали к работе в потоке.

У нас еще остаются внешние зависимости, но все же мы значительно улучшили кросс-функциональность команды.

Задача №3 – избавить команду от бюрократических и организационных задач, которые значительно замедляют ее работу

Решение: идеальный вариант, когда мы по максимуму упрощаем и автоматизируем организационные процедуры – согласование доступов, обновлений и закупок. Однако не всегда это можно сделать быстро, поэтому скрам-мастеру приходится брать на себя многие бюрократические задачи.

Он акцентирует внимание на существующих проблемах на уровне всей организации, тем самым помогая инициировать процессы изменений.

На совместные встречи приглашаем как разработчиков, так и представителей бизнеса. Фото из архива компании.

Одна из целей работы потока – сократить Cycle time – время от начала работы команды над задачей до публичного релиза. За полгода работы потока команде удалось уменьшить время реализации новых функций в среднем на 15%.

Максимальное упрощение и автоматизация бюрократических и организационных процедур требует времени и не всегда быстро реализуемы. Львиную долю этой нагрузки берет на себя скрам-мастер и hr, некоторая часть все же остается команде. Скрам-мастер обозначает такие проблемы на уровне всей организации, помогая инициировать процессы изменений.

Идеальный процесс – достижимо ли это?

Открою секрет – идеального процесса не существует. Любой фреймворк необходимо адаптировать с учетом специфики организации. Более того, меняется сама организация, ее внешнее окружение, поэтому изменение и адаптация – бесконечный процесс.

Мы стремимся максимально сократить цикл от выдвижения гипотезы до создания бизнес-ценности.

Что нам удалось сделать с помощью agile-подходов в течение двух лет?

  • Поставлять новый функционал в продуктив каждые две недели.
  • Повысить удовлетворенность и вовлеченность сотрудников.

Как выучиться на скрам-мастера

В Казани, где находится головной офис нашего банка, скрам-мастеров нигде не готовят. Я познакомился с agile-культурой в Университете города-спутника Иннополис на курсе «Project management». Программа называлась Software Engineering (управление разработкой ПО). Чем больше я изучал систему ценностей agile и фреймворк скрам, тем больше они мне нравились.

Знаю, что есть тренинговые центры, где можно пройти обучение по гибким методологиям, а также сертифицированные курсы для скрам-мастеров – Unusual Concepts, Scrum Alliance, Luxsoft, ScrumTrek. Но ничто не заменит практического опыта. И нужно обязательно читать книги.

Новичкам в первую очередь стоит изучить scrum guide, также рекомендую онлайн-справочник от Unusial Concepts и книгу Джефа Сазерленда «Scrum. Революционный метод управления проектами».

Для дальнейшего изучения можно почитать книги Лисса Адкинс «Коучинг Agile-команд», Майк Кон «Scrum. Гибкая разработка ПО», Зузана Жохова «Путь скрам-мастера», «Постигая Agile. Ценности, принципы, методологии», а также книги, посвященные фасилитации, инженерным практикам, коучингу, стратегии создания и развития продукта.

В неформальном общении часто рождаются самые лучшие идеи.

IT – самая динамичная отрасль. Новые технологии, практики, инструменты появляются быстро, фреймворки тоже совершенствуются. Накапливается опыт использования гибких подходов в отрасли. Поэтому скрам-мастер должен постоянно обучаться.

Специфика этой профессии – необходимость совмещать безупречное знание фреймворка со знаниями менеджмента, психологии, инженерных практик и умения работать с людьми.

Вместо заключения: как бороться с неисполнительностью

У меня есть один лайфхак по борьбе с неисполнительностью, которым хочу поделиться. Бывает так, что люди опаздывают на встречи. Я подтолкнул одну из команд к оригинальному решению – пишем имя опоздавшего на стикере и приклеиваем его на стену. Если накапливается больше двух стикеров, то провинившийся должен угостить всю команду пиццей.

Но это мелочи. Чтобы выстроить эффективную работу, нужно научить людей работать в команде.

Чтобы она работала эффективно, важно принимать решения совместно. Каждый должен чувствовать себя командным игроком, ощущать сопричастность и возможность влиять на принимаемые решения. Команды нужно объединять общей целью, достижение которой – успех всех специалистов. А если цель не достигнута – это проблема всей команды.

Люди должны выходить за рамки своих привычных обязанностей и делать все необходимое для достижения цели команды. Команда, которая хочет добиться успеха, должна забыть о привычных для большой корпорации бюрократических способах коммуникации. Ключ к успеху – в личном общении и устранении барьеров в коммуникациях.


Материалы по теме:

Люди vs процессы. Как работает agile на заводе?

Как перейти на agile и каких трудностей можно избежать еще в самом начале

Вы намерены трансформировать компанию. Как подготовить к этому сотрудников?

Исследование: какие IT-специалисты зарабатывают в России больше всего

Agile, scrum, kanban: в чем разница и для чего использовать?

Фото на обложке: архив компании

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Время большого перехода. Как подготовиться к смене старой ИТ-системы на новую и не разрушить бизнес
  2. 2 Гэмба: эксперимент, который помогает лучше понимать бизнес
  3. 3 7 неудобных вопросов корпоративным инвесторам — отвечает MTS Startup Hub
  4. 4 Первый блин комом? Как внедрить корпоративное предпринимательство за 7 этапов, если раньше вы этого не делали
  5. 5 Экосистемы как новая продуктовая модель: как бизнесу создать ее с нуля
DION
Что ждет рынок корпоративных коммуникаций в 2024 году?
Подробнее