Егор Карпов

Soft launch мобильных приложений: где и как


Стоит ли сразу после релиза приложения нажимать педаль в пол и стараться всех обогнать? Не всегда — иной раз лучше применить особый маркетинговый подход и сделать «прогревочный круг». Такая тактика получила название Soft Launch. В этой статье мы расскажем, чем она полезна при запуске нового приложения.

Для чего нужен «мягкий запуск»

Даже профессионалы своего дела часто ошибаются и без проверки боем не всегда могут идеально настроить все механики и монетизацию приложения. Поэтому ошибки при резком старте могут дорого обойтись, а то и вовсе привести к провалу продукта.

Soft launch же позволяет сначала протестировать приложение на небольшой, но реальной аудитории. Тесты в «лабораторных» условиях, когда создается специальная группа или привлекаются друзья и знакомые, не всегда позволяют найти все ошибки и недоработки.

Итак, мягкий запуск поможет вам:

  • найти и исправить баги;

  • отточить все механики приложения;

  • сделать тонкую настройку монетизации;

  • доработать интерфейс и юзабилити;

  • получить фидбэк от «живых» пользователей;

  • собрать нужные аналитические данные.

«Обкатка» приложения

В рамках метода soft launch — после загрузки приложения в сторы не делается залп из всех пушек, а напротив — покупается совсем немного рекламы. При этом расходуется фиксированная сумма, которая способна привлечь достаточную аудиторию и обеспечить репрезентативность выборки. В среднем для приложения, ориентированного на широкий круг, это $3-5 тысяч.

Выборка должна быть такой, чтобы можно было собрать достоверные данные и на их основе сделать прогноз ситуации после полномасштабного запуска. После soft launch нужно посчитать LTV, ARPU, средний чек и retention. Кроме того, при определенных условиях есть шанс вычислить коэффициент виральности.

Следующее, что вы должны сделать, — это проанализировать поведение аудитории. Надо внимательно проследить, на каком этапе задерживаются пользователи, что у них вызывает затруднение, какие функции их интересуют больше всего. Например, в играх может потребоваться обучающий уровень, а в е-Commerce приложениях — более прозрачная организация каталога товаров. Обязательно проверьте все механики монетизации, возможно, что-то нужно поменять. Например, в играх часто сложно отыскать оптимальный момент для предложения IAP.

Soft launch — самое время для доработки интерфейсов и дизайна. Поведение пользователей подскажет вам, где надо увеличить кнопку и сменить ее цвет. Если хотите провести A/B-тестирование, лучшей возможности не найти.

Отдельно стоит сказать о багах. Те, которые не удалось «поймать» при предрелизном тестировании, вы просто обязаны найти и устранить во время мягкого старта. Особенно это касается Android — спектр устройств, на которых может быть запущено приложение, несравнимо шире.

Тест для рекламной кампании

Soft launch крайне полезен для «обкатки» не только самого приложения, но и маркетинговой кампании:

  • Тестовые закупки

Стоите перед выбором рекламной сети? Не гадайте, а проверьте, какая лучше подходит именно для вашего приложения. Для этого купите объявлений в разных сетях и посмотрите, какая принесет больше трафика.

  • Отбор площадок

Запустив рекламную кампанию в социальных сетях, блогах и на других сайтах, вы сможете отследить, откуда идет хороший трафик. Но не зацикливайтесь только на количестве установок, обращайте внимание и на качество трафика. Вам важно получить наиболее лояльных пользователей.

  • Настройки таргетинга

Анализ аудитории подскажет вам, как настраивать таргетинг при размещении объявлений. Планировали, что ваша игра будет интересна только подросткам? Вполне может оказаться, что она станет куда популярнее у домохозяек, которые принесут намного больше выручки.

Где и как делать плавный старт

Soft launch можно осуществить двумя способами: «мягкой» рекламной кампанией и локальным запуском.

Первый подход подразумевает закупки рекламы на небольшую сумму, о чем мы уже упоминали выше. Эти меры привлекают небольшой трафик, которого как раз достаточно для «обкатки» приложения.

А второй способ подойдет для тех, кто планирует запускать приложение во многих странах. Суть этого метода в том, что сначала делается релиз лишь в одной из стран. Например, Supercell, один из крупнейших игроков рынка, свой очередной продукт сначала запускал в Канаде, а лишь потом представил его всему остальному миру.

Но при локальном soft launch можно столкнуться с рядом проблем, связанных с особенностью конкретной страны. Аудитория в разных регионах может очень различаться, поэтому смысл мягкого старта может потеряться.

Как не прогадать с выбором испытательного полигона перед полноценным запуском? Нужно руководствоваться тем, на рынок какой страны вы прежде всего ориентируетесь. Аудитория Великобритании во многом похожа на самый крупный рынок — США. По данным из Таиланда можно сделать прогноз для приложения на рынке Юго-Восточной Азии. Если ваша главная цель — Россия, можно попробовать сделать мягкий запуск в Казахстане или Белоруссии, сделав поправку на более низкую платежеспособность в этих странах.

Сергей Бабаев

Директор по развитию Nekki

Мягкий запуск определенно нужен.

У разработчика нет другой возможности получить фидбэк от живых игроков, не рискуя при этом потерпеть ошеломительное фиаско вроде падения серверов при успешном запуске и наплыве сотен тысяч пользователей, внезапных багов, крашей клиента  и т.п. напастей.

Особых требований к стране запуска софт-версии игры нет. Выбор ограничен лишь здравым смыслом. Страна для тестового запуска не должна быть слишком большой по объему аудитории, чтобы не наработать плохую «карму», если проект вдруг начнет расти, что называется, «на вирале». С другой стороны — не стоит опускаться и на самое дно, чтобы потом не гадать — это ваш проект плох или просто пользователи Гваделупы малочисленны и не привыкли платить за мобильные развлечения.

Запуститься можно в Канаде, Австралии, Франции, Германии, Турции. А вот излишне увлекаться Россией как тестовым полигоном — не рекомендуется. При должной сноровке отечественный стор может приносить существенный доход и уверенно набирать аудиторию. По крайней мере, стоит исключить РФ из первичного пула стран.

Многие разработчики после софт лонча вообще удаляют игру из стора, чтобы избавиться от «балласта» низких оценок и плохих отзывов. Если не ошибаюсь, в Google Play до сих пор есть особенность, что открывшись на весь мир после запуска хотя бы в одной стране — приложение уже не попадает в новинки, а следовательно, теряет часть потенциальной стартовой аудитории.

Выводы

Soft launch — это своеобразная «обкатка» приложения и рекламной кампании в реальных условиях. Именно такой метод позволит вам сделать финальную «полировку» приложения. Кроме того, он поможет скорректировать маркетинговую стратегию и выбрать самые эффективные площадки для рекламы.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно