Иван Афанасов

Почему стартапы должны присмотреться к модели spin-off

Руководитель образовательной программы акселератора «Формула БИОТЕХ 2016», основатель ООО «НАПОЛИ» Иван Афанасов рассказывает, что такое модель spin-off и чем она поможет старатапам.

В подготовке материала помогал заместитель генерального директора Научного Парка МГУ Василий Петреченко.


Мнение о том, что биотехнологии – это та самая the next big thing«Новый хит» после ИТ, хорошо распространено. Однако биотех гораздо сильнее завязан на науку, в том числе и фундаментальную, где входной порог для желающих придумать что-то новое гораздо выше, не говоря уже о попытках реализации такой идеи. 

В своей статье я хотел бы рассказать о модели spin-off (с англ. создание или формирование отдельной (дочерней) компании от уже существующей). Такая модель развития в биотехе уже доказала свою жизнеспособность во многих международных примерах (1, 2), а также и в России, где приверженцами идеологии стали дочерние компании «Инвитро».

Кстати, spin-off используется не только в биотехнологиях, но более всего она активна именно в наукоемких отраслях.

Я расскажу, чем полезна эта модель для развития биотехнологий в целом и конкретно для стартапов. Такую модель мы сейчас используем для развития стартапов в рамках акселератора «Формула БИОТЕХ 2016», поэтому я знаю, как все происходит, изнутри.


Как создаются проекты в биотехе

Есть три основных формата, как появляются новые технологии в биотехе.

Инновации в биотехе и биомеде – достаточно капиталоемкие. Семь раз проверить, один раз вывести на рынок продукт, препарат или запустить услуги – это под силу только крупным игрокам рынка. Поэтому часть проектов рождается в R&D-центрах больших корпораций: в фарминдустрии, в компаниях, которые занимаются производством медицинского оборудования, химической и пищевой промышленности, информационных технологий.

Другие возникают через фундаментальные исследования в научных центрах: университетах, академических институтах. Например, там работают над такими глубокими исследованиями, как новые направления терапии онкологических заболеваний, генетические методы борьбы с вирусами. При этом есть понятный механизм трансфера технологий, когда в университетах сделана разработка – дальше это может быть выведено в отдельную компанию.

Третий формат – это стартапы, которым удивительным образом удается сочетать в себе науку и бизнес – и достаточно быстро, в отличие от первых двух направлений, предлагать рынку полезные изобретения.

На стартапах остановлюсь подробнее.


Что мешает сделать биотех-стартап с нуля?

Почему стартап в биотехе сложно построить и растить, основываясь просто на сильной команде и крутой идее – как это часто происходит в разработке ПО или онлайн-сервисов?

Дело в том, что на пути такой команды встает множество препятствий:

  • отсутствие или высокая стоимость оборудования и компонентов;
  • большие затраты на тестирование и испытания (в том числе временны́е, часто – связанные с принципиальной невозможностью ускорить какой-то ключевой процесс за счет привлечения дополнительных ресурсов);
  • абсолютно иной уровень зарегулированности индустрии, необходимость регистрировать и сертифицировать продукцию.

Как итог – высокая вероятность неудачи на всех этапах.

  1. Научно-технологические риски поджидают биотех-предпринимателя на стадии подтверждения proof-of-concept и создания прототипов.
  2. Риск «зависнуть» – на стадии сертификации.
  3. Финансовые риски связаны с необходимостью размещения и/или закупки оборудования.

Безусловно, есть успешные примеры создания компаний с нуля, но их очень мало. В России, например, это компания Genotek – она создана выпускниками университета, и они уже вышли на определенный уровень продаж и капитализации, раскрутившись сами.


Что такое модель spin-off?

Spin-off – это одна из моделей развития биотех-стартапа. Она подразумевает запуск новых проектов путем «отпочковывания» их от существующего бизнеса, крепко стоящего на ногах.

Это позволяет на взаимовыгодных условиях использовать ресурсы и каналы материнской компании, при этом не убивает инициативу предпринимателя. Проектам проще привлекать дополнительные инвестиции – в первую очередь, из-за меньших рисков, о которых я говорил выше.

Я сам запустил два spin-off проекта, которые заняли свою нишу и успешно развиваются.  Так, компания «Наполи» – это spin-off от крупного производителя современных перевязочных средств «Биотекфарм».

Наша команда понимала потребность рынка в современных перевязочных средствах – и мы сделали повязку-пластырь, которую не надо снимать с раны. У нас был прототип – и оптимальным решением для вывода на рынок продукта «Хитопран» было стартовать вместе с лидером рынка, опираясь на его компетенции в сертификации, продажах и продвижении продуктов, на налаженную систему дистрибуции. На посевной стадии такая модель позволила привлечь инвестиции от ФПИ «РВК», что помогло развиваться с большой скоростью.  

Есть множество вариаций модели spin-off. Они отличаются между собой тем, что именно служит «материнской организацией» и для решения какой задачи образуется spin-off проект – это может быть создание нового направления, коммерциализация имеющихся наработок, решение какой-то конкретной задачи, отправка в свободное плавание сложившегося бизнеса и так далее.

Spin-off проекты могут создаваться внутри компаний, а также выходить из лабораторий.

Первый вариант обладает неоспоримыми преимуществами с точки зрения шансов на успех. Компания привносит в проект понимание спроса, дает возможность опереться на ее ресурсы, от производственных до каналов дистрибуции, и помогает стартапу связать свою работу с задачами реального мира.

Spin-off от лабораторий выстреливают реже, потому что они часто слабо связаны с рынком и делают то, что красиво с научной точки зрения, но слабо коммерциализируется. Это могут быть уникальные разработки или продукты, производство которых невозможно наладить в реальных жизненных условиях (или это будет стоить крайне дорого).

И все же, попытки реализовать подход technology push в биотехе – когда мы что-то сделали, а потом пытаемся это продать – задача, сложная вдвойне. А spin-off создается под конкретно существующий спрос. Когда есть четкое понимание проблемы и техническое задание – что нужно сделать.

 


Почему бы просто не собрать команду ученых?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо понимать, как работают ученые, изобретатели, и что обеспечивает их способность выдавать результаты:

  • Науку делают коллективы, а не одиночки;
  • Наука требует постоянного и интенсивного обмена информацией между учеными всего мира;
  • Главная ценность эффективного научного коллектива – в том знании, которое «распределено» между его участниками и еще не обрело своей итоговой формы в виде публикаций и научных работ.

Это означает, что сложившаяся команда ученых одной школы, работающая как самостоятельный научный коллектив, быстрее решит задачу, нежели набранные в штат в соответствии с необходимыми компетенциями специалисты. Думайте об этом как о рок-группе: вы можете набрать ее из хороших сессионных музыкантов, и она сможет выдавать записи из звездного репертуара – но если вам нужны новые альбомы и новый звук, сразу нужно искать группу.


Преимущества spin-off модели

С помощью spin-off стартап может решить несколько проблем, снизив риски на каждом из этапов развития. Вот почему:

  • Когда задача, над которой работает стартап, не придумана в кабинете или лаборатории, а поставлена рынком, научная работа начинает питаться обратной связью от реальной жизни;
  • Уже есть первичный рынок для готового решения;
  • Есть возможность опереться на производство, каналы дистрибуции и отраслевую экспертизу компании;
  • Есть возможность научиться работе в каналах от материнской компании с тем, чтобы в последствие развивать свои.

Такой способ развития интересен и самим компаниям, причем независимо от того, насколько они вообще продвинуты в области R&D. Потому что:

  • Это дает возможность получить новое направление или подконтрольный себе новый бизнес, не рискуя основным бизнесом;
  • Можно использовать уже наработанные каналы с целью предоставления других услуг;
  • Это дает возможность развиваться быстро, не увеличивая бюджеты на R&D;
  • Через сотрудничество с академическими учреждениями открывается важный канал сотрудничества с государством, доступ к различным программам развития, госзаказам;
  • Это позволяет максимально использовать интеллектуальный потенциал исследователей, задействуя их как целые команды, без отрыва от их рабочей среды и без потери связей с большой наукой;
  • Это помогает решить фундаментальную проблему роста бизнеса – сохранение в компании «духа предпринимательства»: ведь команда spin-off не превращается в штатных сотрудников, работающих за зарплату и бонус за KPI.

Развивая модель spin-off в биотехе, мы как будто запускаем механизм деления клеток. Есть компания, а от нее можно получить одну, две и три новые – и всем от этого хорошо.

Для материнской компании такая модель – это масштабирование, возможность привлечения инвестиций, повышение конкурентоспособности за счет расширения уже существующих направлений бизнеса.

Научные разработки становятся «живыми», начинает работать модель «наука для жизни» – изобретения четко направлены на потребности рынка (для людей, для медицинского сообщества или для смежных бизнесов).

Инновации здесь – не самоцель. Но они могут возникать в процессе.

Конверсия интеллектуального потенциала в бизнес – это одна из фундаментальных задач и проблем инновационного бизнеса. В биотехе эта задача в гораздо большей степени, чем в ИТ, например, приближена к задаче построения «мостика» между научным и деловым сообществом. И именно модель spin-off позволяет сделать это наиболее эффективно и минимизировать риски для всех сторон, сохраняя при этом те черты, которые делают такой динамичной стартап-среду – дух предпринимательства, стремление экспериментировать и непрерывно искать новые решения.


Материалы по теме:

Эти 5 вещей искусственный интеллект сделает в ближайшие два года

Компании опубликовали запросы на биотех-стартапы

У российского биотеха есть минимум три проблемы

Чем обернется 2016 для фармы и биотеха?

Видео по теме:

Фото на обложке: Shutterstock.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно