Колонки

Почему стартапы должны присмотреться к модели spin-off

Колонки
Иван Афанасов
Иван Афанасов

Руководитель образовательной программы акселератора «Формула БИОТЕХ 2016», основатель ООО «НАПОЛИ»

Иван Афанасов

Руководитель образовательной программы акселератора «Формула БИОТЕХ 2016», основатель ООО «НАПОЛИ» Иван Афанасов рассказывает, что такое модель spin-off и чем она поможет старатапам.

В подготовке материала помогал заместитель генерального директора Научного Парка МГУ Василий Петреченко.

Почему стартапы должны присмотреться к модели spin-off
Присоединиться

Мнение о том, что биотехнологии – это та самая the next big thing после ИТ, хорошо распространено. Однако биотех гораздо сильнее завязан на науку, в том числе и фундаментальную, где входной порог для желающих придумать что-то новое гораздо выше, не говоря уже о попытках реализации такой идеи. 

В своей статье я хотел бы рассказать о модели spin-off (с англ. создание или формирование отдельной (дочерней) компании от уже существующей). Такая модель развития в биотехе уже доказала свою жизнеспособность во многих международных примерах (1, 2), а также и в России, где приверженцами идеологии стали дочерние компании «Инвитро».

Кстати, spin-off используется не только в биотехнологиях, но более всего она активна именно в наукоемких отраслях.

Я расскажу, чем полезна эта модель для развития биотехнологий в целом и конкретно для стартапов. Такую модель мы сейчас используем для развития стартапов в рамках акселератора «Формула БИОТЕХ 2016», поэтому я знаю, как все происходит, изнутри.


Как создаются проекты в биотехе

Есть три основных формата, как появляются новые технологии в биотехе.

Инновации в биотехе и биомеде – достаточно капиталоемкие. Семь раз проверить, один раз вывести на рынок продукт, препарат или запустить услуги – это под силу только крупным игрокам рынка. Поэтому часть проектов рождается в R&D-центрах больших корпораций: в фарминдустрии, в компаниях, которые занимаются производством медицинского оборудования, химической и пищевой промышленности, информационных технологий.

Другие возникают через фундаментальные исследования в научных центрах: университетах, академических институтах. Например, там работают над такими глубокими исследованиями, как новые направления терапии онкологических заболеваний, генетические методы борьбы с вирусами. При этом есть понятный механизм трансфера технологий, когда в университетах сделана разработка – дальше это может быть выведено в отдельную компанию.

Третий формат – это стартапы, которым удивительным образом удается сочетать в себе науку и бизнес – и достаточно быстро, в отличие от первых двух направлений, предлагать рынку полезные изобретения.

На стартапах остановлюсь подробнее.


Что мешает сделать биотех-стартап с нуля?

Почему стартап в биотехе сложно построить и растить, основываясь просто на сильной команде и крутой идее – как это часто происходит в разработке ПО или онлайн-сервисов?

Дело в том, что на пути такой команды встает множество препятствий:

  • отсутствие или высокая стоимость оборудования и компонентов;
  • большие затраты на тестирование и испытания (в том числе временны́е, часто – связанные с принципиальной невозможностью ускорить какой-то ключевой процесс за счет привлечения дополнительных ресурсов);
  • абсолютно иной уровень зарегулированности индустрии, необходимость регистрировать и сертифицировать продукцию.

Как итог – высокая вероятность неудачи на всех этапах.

  1. Научно-технологические риски поджидают биотех-предпринимателя на стадии подтверждения proof-of-concept и создания прототипов.
  2. Риск «зависнуть» – на стадии сертификации.
  3. Финансовые риски связаны с необходимостью размещения и/или закупки оборудования.

Безусловно, есть успешные примеры создания компаний с нуля, но их очень мало. В России, например, это компания Genotek – она создана выпускниками университета, и они уже вышли на определенный уровень продаж и капитализации, раскрутившись сами.


Что такое модель spin-off?

Spin-off – это одна из моделей развития биотех-стартапа. Она подразумевает запуск новых проектов путем «отпочковывания» их от существующего бизнеса, крепко стоящего на ногах.

Это позволяет на взаимовыгодных условиях использовать ресурсы и каналы материнской компании, при этом не убивает инициативу предпринимателя. Проектам проще привлекать дополнительные инвестиции – в первую очередь, из-за меньших рисков, о которых я говорил выше.

Я сам запустил два spin-off проекта, которые заняли свою нишу и успешно развиваются.  Так, компания «Наполи» – это spin-off от крупного производителя современных перевязочных средств «Биотекфарм».

Наша команда понимала потребность рынка в современных перевязочных средствах – и мы сделали повязку-пластырь, которую не надо снимать с раны. У нас был прототип – и оптимальным решением для вывода на рынок продукта «Хитопран» было стартовать вместе с лидером рынка, опираясь на его компетенции в сертификации, продажах и продвижении продуктов, на налаженную систему дистрибуции. На посевной стадии такая модель позволила привлечь инвестиции от ФПИ «РВК», что помогло развиваться с большой скоростью.  

Есть множество вариаций модели spin-off. Они отличаются между собой тем, что именно служит «материнской организацией» и для решения какой задачи образуется spin-off проект – это может быть создание нового направления, коммерциализация имеющихся наработок, решение какой-то конкретной задачи, отправка в свободное плавание сложившегося бизнеса и так далее.

Spin-off проекты могут создаваться внутри компаний, а также выходить из лабораторий.

Первый вариант обладает неоспоримыми преимуществами с точки зрения шансов на успех. Компания привносит в проект понимание спроса, дает возможность опереться на ее ресурсы, от производственных до каналов дистрибуции, и помогает стартапу связать свою работу с задачами реального мира.

Spin-off от лабораторий выстреливают реже, потому что они часто слабо связаны с рынком и делают то, что красиво с научной точки зрения, но слабо коммерциализируется. Это могут быть уникальные разработки или продукты, производство которых невозможно наладить в реальных жизненных условиях (или это будет стоить крайне дорого).

И все же, попытки реализовать подход technology push в биотехе – когда мы что-то сделали, а потом пытаемся это продать – задача, сложная вдвойне. А spin-off создается под конкретно существующий спрос. Когда есть четкое понимание проблемы и техническое задание – что нужно сделать.

 


Почему бы просто не собрать команду ученых?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо понимать, как работают ученые, изобретатели, и что обеспечивает их способность выдавать результаты:

  • Науку делают коллективы, а не одиночки;
  • Наука требует постоянного и интенсивного обмена информацией между учеными всего мира;
  • Главная ценность эффективного научного коллектива – в том знании, которое «распределено» между его участниками и еще не обрело своей итоговой формы в виде публикаций и научных работ.

Это означает, что сложившаяся команда ученых одной школы, работающая как самостоятельный научный коллектив, быстрее решит задачу, нежели набранные в штат в соответствии с необходимыми компетенциями специалисты. Думайте об этом как о рок-группе: вы можете набрать ее из хороших сессионных музыкантов, и она сможет выдавать записи из звездного репертуара – но если вам нужны новые альбомы и новый звук, сразу нужно искать группу.


Преимущества spin-off модели

С помощью spin-off стартап может решить несколько проблем, снизив риски на каждом из этапов развития. Вот почему:

  • Когда задача, над которой работает стартап, не придумана в кабинете или лаборатории, а поставлена рынком, научная работа начинает питаться обратной связью от реальной жизни;
  • Уже есть первичный рынок для готового решения;
  • Есть возможность опереться на производство, каналы дистрибуции и отраслевую экспертизу компании;
  • Есть возможность научиться работе в каналах от материнской компании с тем, чтобы в последствие развивать свои.

Такой способ развития интересен и самим компаниям, причем независимо от того, насколько они вообще продвинуты в области R&D. Потому что:

  • Это дает возможность получить новое направление или подконтрольный себе новый бизнес, не рискуя основным бизнесом;
  • Можно использовать уже наработанные каналы с целью предоставления других услуг;
  • Это дает возможность развиваться быстро, не увеличивая бюджеты на R&D;
  • Через сотрудничество с академическими учреждениями открывается важный канал сотрудничества с государством, доступ к различным программам развития, госзаказам;
  • Это позволяет максимально использовать интеллектуальный потенциал исследователей, задействуя их как целые команды, без отрыва от их рабочей среды и без потери связей с большой наукой;
  • Это помогает решить фундаментальную проблему роста бизнеса – сохранение в компании «духа предпринимательства»: ведь команда spin-off не превращается в штатных сотрудников, работающих за зарплату и бонус за KPI.

Развивая модель spin-off в биотехе, мы как будто запускаем механизм деления клеток. Есть компания, а от нее можно получить одну, две и три новые – и всем от этого хорошо.

Для материнской компании такая модель – это масштабирование, возможность привлечения инвестиций, повышение конкурентоспособности за счет расширения уже существующих направлений бизнеса.

Научные разработки становятся «живыми», начинает работать модель «наука для жизни» – изобретения четко направлены на потребности рынка (для людей, для медицинского сообщества или для смежных бизнесов).

Инновации здесь – не самоцель. Но они могут возникать в процессе.

Конверсия интеллектуального потенциала в бизнес – это одна из фундаментальных задач и проблем инновационного бизнеса. В биотехе эта задача в гораздо большей степени, чем в ИТ, например, приближена к задаче построения «мостика» между научным и деловым сообществом. И именно модель spin-off позволяет сделать это наиболее эффективно и минимизировать риски для всех сторон, сохраняя при этом те черты, которые делают такой динамичной стартап-среду – дух предпринимательства, стремление экспериментировать и непрерывно искать новые решения.


Материалы по теме:

Эти 5 вещей искусственный интеллект сделает в ближайшие два года

Компании опубликовали запросы на биотех-стартапы

У российского биотеха есть минимум три проблемы

Чем обернется 2016 для фармы и биотеха?

Видео по теме:

Фото на обложке: Shutterstock.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Управление состоянием и формирование команд: как еще применяют нейротехнологии в HR
  2. 2 Как перейти в IT-компанию: отвечают рекрутеры и HR
  3. 3 Шесть молодых российских ученых, которые двигали науку и технологии в 2021 году
  4. 4 Тренд: инвестиции в биотехнологии. Куда вкладываться частному инвестору?
  5. 5 «Наши предпочтения наследуемы, и корпорации пытаются это использовать»