Колонки

Будущее за свободным ПО?

Колонки
Ярослав Мешалкин
Ярослав Мешалкин

директор по стратегическим коммуникациям ESforce Holding

Ярослав Мешалкин

Ярослав Мешалкин, советник президента Российской ассоциации свободного программного обеспечения (РАСПО), написал, почему это направление сейчас особенно перспективно, зачем в России нужно open-source community и как СПО повышает эффективность бизнеса.

Будущее за свободным ПО?
Присоединиться

Начну с факта: без свободного программного обеспечения (СПО) не было бы сегодня ни Google, ни Facebook, ни Twitter – то есть, самого интернета в том виде, к которому мы привыкли. Это отражено в многочисленных интервью первых лиц компаний, в публичных описаниях используемых ими средств разработки, платформ и архитектур, а также очевидно по их обратному вкладу в open-source community. Роль СПО в глобальных компаниях легко верифицируется даже по материалам Википедии.

В open-source community задействованы миллионы человек по всему миру. Объем венчурных инвестиций в open-source растет из года в год и, по последним данным, составил $1,3 млрд при средней стоимости сделки $33,9 млн. 50% крупнейших мировых компаний готовы участвовать в развитии и адаптации СПО под задачи бизнеса, а 30% стремятся облегчить своим сотрудникам запуск их собственных СПО-проектов. Рекомендую всем сомневающимся, но при этом желающим работать в IT-корпорациях или запустить свой успешный стартап, полистать Black Duck Software’s 2014 Review – там вы найдете все, вплоть до ориентиров по отраслям и направлениям, в которых СПО-решения прямо сейчас совершают очередную революцию.

Свободное ПО в России

Случаи успешного применения СПО-решений есть и в России, пусть их число пока относительно невелико. Очевидно, что от них есть положительный экономический эффект.

Внедрение СПО SugarCRM CE в банках «Открытие» и «Уралсиб» дали прямую экономию бюджетов в более чем 3 раза против использовавшихся ранее проприетарных (то есть, не СПО) решений.

О старте тестирования SugarCRM публично объявили и в ВТБ. А собственная СПО-разработка уже более чем 18 лет полностью обеспечивает развитие и эксплуатацию биллинга для «ОмскВодоканала» с экономической выгодой от 5 раз и более – это не сопоставимо ни с одним альтернативным проприетарным решением без каких либо изъянов в части функциональности.

Я не случайно делаю такой акцент на применении СПО в крупных отечественных банках. ИТ в банковской сфере всегда были одними из самых сложных и прогрессивных. Сейчас под эгидой РАСПО формируется рабочая группа из представителей банков и ИТ-сектора, которые запускают пилотный проект по совместной разработке ядра автоматизированной банковской системы (АБС) нового поколения на СПО-компонентах. При этом разрабатываемая АБС обойдется банкам-пользователям намного дешевле и, главное, будет подстраиваться под их клиентов и продукты, а не наоборот, как это часто происходит. Стоит ли говорить, насколько обоснованно применение СПО в стартапах (хоть использующих СПО, хоть разрабатывающих), если даже такие консервативные тяжеловесы в ИТ, как банки, готовы идти на настолько серьезные изменения в своей ИТ-инфраструктуре?


По теме: Минэкономразвития не поддержало гранты для импортозамещения ПО


В чем смысл?

Почему же СПО-решения оказываются эффективными и популярными? Суть в том, что это – только задумайтесь! – возможность использовать в своем бизнесе (неважно, молодой ли это технологичный стартап или крупный банк с солидной историей) самые современные технологии при минимальном пороге вхождения, стоимости обслуживания и обучения. И дело здесь не только и не столько в стоимости, а в возможности и легкости внесения изменений, скорости развития, гибкости, то есть, в конкурентных преимуществах, которые могут дать только СПО-решения. Фактически, свободное ПО сегодня – это ИТ-стандарт для построения любого нового сервиса и повышения эффективности старого бизнеса.

Но будущее СПО в России на перспективе 3-5 лет вызывает большие вопросы – вместе с желанием способствовать их решению. Основная проблема здесь – низкие навыки и умение использования СПО в каждой организации и низкий уровень коллективного взаимодействия таких организаций (то есть отсутствие open-source community, развитого во всем мире). Эта проблема одновременно тесно связана с устаревшими подходами к управлению проектами в целом – в то время как в мире все большее распространение получает модель agile management (гибкая и динамичная система), в России все еще в ходу традиционные «жесткие скрепы» управления.

Может ли развиться open-source community в России?

Мы в РАСПО видим своей главной задачей как раз консолидацию представителей IT-сектора, занимающегося СПО (разработчиков, интеграторов, SaaS-провайдеров, консультантов и учебных центров), и конечных заказчиков, потребителей СПО в единое сообщество. Именно РАСПО сейчас становится той экспертной площадкой и одновременно центром знаний, на базе которых как крупный бизнес, так и стартапы смогут вырабатывать решения своих задач в сообществе таких же (по отрасли, задачам и т.д.) потребителей.

Участники российского СПО-сообщества (наконец-то можно будет говорить о его фактическом существовании) получат методологическую поддержку, прототипирование решений, сравнение альтернатив (в т.ч. на основе проприетарного ПО), а также доступ к практикам и сравнительным отраслевым показателям использования по рынку.

Представители ИТ-индустрии, планирующие развивать и предлагать СПО, получат – прежде всего – максимальную отдачу со стороны пользователей и заказчиков, то есть, обеспечат себя их доверием, рекомендациями и, как следствие, прибылью на долгие годы вперед.

Почему это так – уже сказано выше. По сравнению с проприетарными решениями вырастет и маржинальность на работах и сервисах. Мы также ожидаем более чем 10-кратного роста объема рынка (из-за снижения порога вхождения и стоимости ТСО одновременно с повышением ценности и эффективности для пользователей и заказчиков). Ну а сами разработчики как сообщество ИТ-профессионалов получат бóльшие зарплаты и перспективную работу.

Насколько удастся РАСПО консолидировать ключевых заказчиков, пользователей, разработчиков для создания критической массы и последующей цепной реакции? Покажет время, но мы думаем, что удастся. В случае успеха нас ждет взрывной рост. И здесь я говорю не только об СПО-сообществе или даже ИТ-сообществе – я говорю обо всех тех сферах, где во всем мире СПО-решения находят успешное применение и работают на эффективность бизнеса. Робототехника? Пожалуйста. Медицина? Отлично! Образование, игровая индустрия, мобильные приложения и облачные сервисы – в любой из этих сфер СПО способно стать драйвером роста. 

Станет ли оно таким драйвером в России – вопрос времени и восприятия.


Еще одна важнейшая задача РАСПО – это взаимодействие с таким площадками, как Rusbase, чтобы понимать, какие проблемы сейчас стоят перед различными сообществами и как мы можем помочь их решить. Приглашаю к открытой дискуссии в комментариях к колонке!

Написано при содействии Буша С.А, Президента РАСПО.

Фото: Shutterstock.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 7 вредных советов: как не надо контрибьютить в open source
  2. 2 Бизнес-модель open source: как зарабатывают на альтруизме
  3. 3 Стартовал прием заявок на Всероссийский конкурс open source-проектов школьников и студентов
  4. 4 Real-time маркетинг и ускорение обработки данных — как бизнес применяет in-memory-технологии
  5. 5 Импортозамещение с человеческим лицом: как перейти на российские системы бизнес-аналитики?