Тайский стартап

Стартапы в Таиланде есть!


Прошло уже почти два года с момента публикации на Хабре статьи под заголовком "Стартапов в Таиланде нет!", одним из авторов которой был я. С тех пор изменилось многое. 2012й стал годом взрывного роста стартап-движения в Таиланде и оно стремительно продолжает набирать обороты. Появились первые истории успеха, о стартапах начали регулярно писать такие, ранее далекие от этой темы издания, как Bangkok Post и The Nation, о них заговорили на ТВ, "Rework" была переведена на тайский, и на стартапы начала появляться мода.

В середине 2010 года, когда я волей случая влился в тайскую стартап-тусовку, все сообщество было очень немногочисленным и на 80% состояло из иностранцев. Иностранцы же и были организаторами первых редких мероприятий, конференций, нетворкинг-ивентов, в которых принимали участие интернет-предприниматели, разработчики, дизайнеры. Крупнейшим ежегодным событием стала "неконференция" Barcamp, собиравшая в Бангкоке более 1000 единомышленников и представлявшая из себя марафон из спонтанных докладов, темы которых выбирали голосованием сами участники. Локальный успех этих мероприятий мало способствовал развитию тайской стартап-сцены в целом. Неспособный повлиять на сложившийся status quo родоначальник тайских Баркэмпов John Berns уезжает в Сингапур, предварительно поделившись своими мыслями в программной статье "Почему Таиланд такое отстойное место для стартапов".

Вялый рост интереса к интернет-предпринимательству в то время объяснялся рядом причин: языковым барьером, неэффективными методами преподавания в учебных заведениях, социально-культурными особенностями (в частности, сильным влиянием родителей на выбор профессии студентами), отсутствием финансовых институтов, готовых инвестировать в стартапы, и, конечно, очень малым количеством местных историй успеха. Чуть ли не единственной такой историей, широко освещавшейся в тайских СМИ, была покупка японским гигантом электронной коммерции, компанией Rakuten тайского "викимарта" Tarad.com за 100 миллионов батов. Ее основатель Pawoot Pongvitayapanu, начавший строить Tarad в одиночку в 1999 году, стал для тайцев кем то вроде местного Марка Цукерберга. Но его путь к успеху, длиной в 10 лет, видимо, показался большинству слишком долгим и тяжелым, вдохновив на подвиги немногих. Студенты продолжали выбирать работу в больших IT-корпорациях, вроде Thomson Reuters.

Определенным катализатором интереса к онлайн-бизнесу в Таиланде послужили выход на экраны фильма "Социальная сеть" и бум купонных сайтов, начавшийся с конца 2010 года. Но переломным моментом стало проведение в Бангкоке первого в Таиланде Startup Weekend'а в декабре 2011. Его организатором выступил сингапурский акселератор JFDI, а генеральным спонсором – крупнейший тайский мобильный оператор AIS, который использовал все свои мощные каналы для продвижения мероприятия. Количество заявок от желающих принять участие в трехдневном стартап-марафоне удивило всех. На Уикенд в Бангкоке съехались IT-люди со всех концов страны. Победители получили посевные инвестиции от JFDI и возможность провести 100 дней в Сингапуре, работая над созданием прототипа. В результате появились несколько заметных стартапов, таких как мобильный маркетплейс Shop Spot и приложение для карт лояльности got.it.

Первый Startup Weekend широко освещался в прессе, но и по его окончании количество технологических новостей в тайском информационном эфире не пошло на убыль. Начался бурный рост интернет-предпринимательства в Таиланде, а с ним появились и истории успеха стартапов новой волны. Pagemodo – приложение-конструктор страниц для Facebook, созданное двумя датчанами и командой тайских программистов в Чианг Мае на Севере страны, было приобретено компанией Webs. Пионеры тайского рынка коллективных скидок Ensogo куплены главными конкурентами Групона, компанией LivingSocial. OOKBEE за два года сумел захватить 85% тайского рынка электронных книг и журналов, получил $2M инвестиций от местного венчурного фонда Intouch, начал экспансию на рынки Вьетнама, Индонезии и Сингапура, и сейчас только в Таиланде растет на 7000 пользователей ежедневно. Стартап Builk с уникальным SaaS-сервисом для строительной индустрии и интересной бизнес-моделью выиграл конкурс питчей на главном стартап-событии Юго-Восточной Азии Echelon, проводящемся ежегодно в Сингапуре, после чего отказался от всех предложений инвестфондов и сейчас, выйдя на самоокупаемость, планирует развиваться за пределы Таиланда – в Индонезию и Австралию.

За последний год в Королевстве появилось более ста новых стартапов, открылось 5 новых коворкингов, образовалось несколько фондов, проявили себя бизнес-ангелы, еженедельно проводятся мероприятия для стартаперов – в общем, жизнь бьет ключом, а 2013 год обещает быть еще более богатым на события.

Эта заметка является первой в моей серии статей о стартап-сцене Таиланда. В будущих постах планирую осветить такие темы как:

  • перспективы рынков Юго-Восточной Азии для российских стартапов
  • легализация пребывания в Таиланде, регистрация компании для стартапа
  • поиск кофаундера и сотрудников в стартап в Таиланде
  • русские инвестиции в стартапы Юго-Восточной Азии
  • обзор лучших мероприятий и коворкингов Таиланда

Всех, кому эта статья показалась интересной, приглашаю присоединиться к нашей группе в Фейсбуке "Стартапы в Азии-Австралии".

Со мной можно связаться по эл. почте denis сoбaкa nemtsev.me


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно