ygrekov

Startup-библия Моськи Рунета. Глава 3. РИСКИ. ЧЕГО СТОИТ ОПАСАТЬСЯ ВКЛАДЫВАЯСЬ В СТАРТАП. БУДУ КРАТОК. ВСЕГО


Я сам не инвестор, потому что я очень risk-averse person. Если бы у меня было 1000 млрд. евро, которых у меня пока нет, я бы их ни за что не вкладывал в стартапы. Честно. Потому что я не люблю казино. Лучше положить деньги на депозит за маленький, но надёжный процент, то есть не в кипрский банк. Но это я. Другие же люди думают проще: деньги для того и существуют, чтобы их тратить, а много денег существует для того, чтобы их вкладывать.

Наука о вложении денег говорит, что вложения в стартапы это одни из самых рискованных вложений, которые только могут быть. Но эта же наука говорит, что, как правило, там где высокий риск, там же и высокий возможный доход, который этот риск компенсирует. Правда, знать наперёд, вложение в какой именно стартап принесёт огромный доход, нельзя. "Знал бы прикуп, жил бы в Сочи".

Если вы когда-нибудь видели настоящий инвестиционный меморандум (проспект эмиссии ценных бумаг), то вы знаете, что примерно 70% этих 300 страниц занимает описание рисков. И это для какой-нибудь огромной компании, состоявшейся, имеющей огромную выручку. Описать все риски стартапа просто невозможно, потому что буквально ВСЁ, что только можно подумать или написать в отношении стартапа, любая сфера деятельности стартапа - это риск. И, конечно, огромное большинство стартапов (90%) полностью оправдывают плохие опасения и проваливаются, но остальные 10% дают такие огромные доходы, что тысячи, да, да, именно ТЫСЯЧИ финансовых фондов во всём мире день и ночь роют землю в поиске этих новых 10%.

Самый большой риск технологических стартапов - это риск технологический. При всех огромных вложениях в новую технологию никто не может сказать, как долго она просуществует, будет ли востребована, или уже завтра на другом конце планеты будет изобретена новая, более совершенная технология в этой же области. Поэтому тут, безусловно, нужна удача и чутьё, но, порой, достаточно одного упорства, даже нет, не упорства, а упоротости и упёртости. Делать так, как другие не хотят. Думать так как другие не могут себе представить. Но предоставим слово самим стартаперам, их рассказы о конкретных рисках с которыми сталкивались их стартапы - это самое интересное...

Галим Мухитдинов angelicsphere.com - Юридический риск (патентование изобретений и know-how)

Для технологичного стартапа. главные риски связаны с патентованием. Всегда есть риск 1. не найти(упустить из виду) аналог на стадии поиска. Затем риск 2. не пройти экспертизу по существу. Риск третий нанять неграмотного или не профильного поверенного. Все эти риски, скажем, рабочие. Хуже риски будут, когда начнется поиск денег. Общая мода на полную открытость требует раскрытия сути изобретения на публику. Не обольщайтесь: вор всегда найдется, если нет патента. Если какая то организация опубликует материалы события с указанием ваших разработок, то включается 6-месячный срок, иначе вам откажут на основании этой публикации.

Еще патентовать нельзя сразу по другой причине. Сейчас объясню главный риск. Всякие фонды пресид. Бизнес Ангелы (большинство) да и предмет договора с ними все время сопровождается требованием подать заявку на патент. Тут надо учитывать риск уже финансовый. Если в планах международное патентование, надо знать стоимость этих услуг и быть уверенным что, когда придет время, а годы летят стрелою, у вас будут деньги на подачу национальных заявок по интересующим вас странам. И если к этому времени вы не найдете венчурного инвестора, Бизнес Ангельских и(или) денег Фондов поддержки точно не хватит. И вам в лучшем случае придется пробовать обходить свой собственный патент в России.

Victor Zamaraev ideipodarkov.net - Партнерский риск (риск непредсказуемости и потери ключевого партнёра)

С начала 2011 года мы работали с podarki.ru по их партнерской программе. Технически сайт был устроен очень просто - мы экспортировали подарки,
предоставляемые podarki.ru, и отображали их у себя. Поэтому на тот момент, пожалуй, самым большим риском было отключение от партнерской программы.
Так и произошло в феврале 2012 года, когда podarki.ru неожиданно отключили сайт от партнерской программы.
Сайт фактически опустел – кроме текстов статей на нем ничего не было.
Это сильно увеличило показатели отказов и уменьшило время пребывания посетителей на сайте.
Ситуация вынудила нас начать работать напрямую с интернет-магазинами подарков, т.е. создать с нуля что-то подобное podarki.ru.
Возможно, это был самый ключевой момент в развитии проекта - сейчас проект активно растет и находится среди лидеров рынка.
Таким образом, то событие, которое казалось наиболее рискованным (в негативном смысле) для проекта, в итоге оказало очень позитивное
влияние на развитие проекта.

Алексей Штарев, генеральный директор SeoPult.ru

Ничего не боялись. Была автоматизированная система внутри агентства, решили сделать похожую, но "более лучшую штуку" для всех. Написали и презентовали рынку. Чего бояться, если писал один человек - бешеных расходов на проект не было.

Таблица сводных проектных рисков стартапа из области B2B, компания - резидент Сколково, предоставил консультант Михаил Демидов.

Возможные риски, возникающие в ходе реализации данного проекта, и механизмы их минимизации перечислены в таблице. 


Риск



Величина ущерба


Вероятность наступления


Механизм
минимизации


Организационные риски


Риск затягивания срока разработки

Высокая

Средняя

Отслеживание сроков разработки продуктов по контрольным точкам (ежемесячно или чаще). Своевременное получение инвестиций

Риск возникновения сложностей с персоналом

Высокая

Средняя

Тщательный отбор специалистов, разделяющих ценности компании, долгосрочная мотивация с помощью опционов на акции компании

Риск несанкционированного тиражирования продуктов конкурентами

Высокая

Низкая

Система надёжно защищена от несанкционированного тиражирования: алгоритмы не поддаются простому извлечению из архитектуры решения

Риск более позднего выхода на точку безубыточности

Средняя

Средняя

Жёсткий контроль расходов со стороны учредителей и менеджеров

Риск роста расходов на разработку программных продуктов

Средняя

Низкая

Жёсткий контроль расходов со стороны учредителей бизнеса. Детальная проработка технического задания

Риск появления новых операционных систем, не поддерживаемых нашими продуктами

Средняя

Высокая

Наши продукты разрабатываются в строгом соответствии с рекомендациями производителей операционных систем, поэтому при появлении новых версий ОС проблем с адаптацией не возникнет

Риск морального устаревания продукции

Средняя

Средняя

Постоянное совершенствование нашего продуктового ряда, его технологических возможностей и дизайна


Коммерческие риски


Риск маркетинговых просчетов в ценообразовании, функциональном наполнении и выборе клиентов

Высокая

Высокая

Исследования рынка, мониторинг конкурентов, тесное взаимодействие с потенциальными клиентами

 

Риск низких продаж

Высокая

Низкая

Заключение предварительных соглашений о внедрении наших продуктов на этапе разработки. Продажи фондам и управляющим компаниям с целью использования мультипликаторов продаж

Риск прихода на
рынок России и СНГ конкурентов

Высокая

Низкая

Создание устойчивых конкурентных преимуществ наших продуктов. Учёт регулирующих требований ФСФР. Преимущество более раннего выхода на рынок. Формирование рыночных барьеров при переходе с наших продуктов на продукты конкурентов

Риск увеличения операционных расходов на развитие бизнеса

Средняя

Средняя

Жёсткий контроль расходов со стороны учредителей бизнеса. Использование труда фрилансеров


Финансовые риски


Риск изменения валютного курса

Низкая

Средняя

Доходная и расходная части бюджета проекта номинированы в российской валюте, поэтому изменение валютного курса не окажет влияние на проект

Риск изменения процентных ставок

Низкая

Средняя

Отсутствие заёмного капитала при финансировании проекта

Величина ущерба от риска может соответствовать четырём вариантам:

  • Высокая – данный риск может существенно влиять на результаты и привести к провалу проекта;
  • Средняя – риск оказывает заметное воздействие на результаты проекта;
  • Низкая – отклонения, связанные с данным риском, не окажут значительного воздействия на результаты проекта в целом.

Вероятность наступления риска может соответствовать одному из трёх вариантов:

  • Высокая – отклонения, связанные с данным риском, являются ожидаемыми или очень возможными;
  • Средняя – отклонения, связанные с данным риском, возможны, но не очень вероятны;
  • Низкая – ожидается, что никаких отклонений по данному риску не будет, хотя теоретически они и возможны.

Ааааааа! Что это было?! =)))) - наверное, подумали многие :) А это было всего лишь поверхностное перечисление (без раскрытия сути и описаний) рисков одного стратапа. Теперь представьте полный документ :) Вот это можно будет считать анализом рисков...

Следующая глава (4) будет называться "ПЕРВЫЕ ШАГИ СТАРТАПА. ЧЕГО НЕ НАДО ДЕЛАТЬ". Присылайте ваши комментарии мне по этому интересному вопросу, стартаперы! Не более 2-3 предложений с названием стартапа и ваше ФИО.

Предыдущие главы:

Startup-библия Моськи Рунета. Предисловие: кто я такой и почему всё это пишу

Startup-библия Моськи Рунета. Глава 1. ИДЕЯ. КАК ПРИДУМАТЬ СТАРТАП

Startup-библия Моськи Рунета. Глава 2. ПРЕЗЕНТАЦИЯ (PITCH). КАК ОФОРМИТЬ ИДЕЮ


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно