Колонки

От отделения полиции до переговоров с Копенгагеном: история, которая вдохновит вас на бизнес

Колонки
Амаяк Елян
Амаяк Елян

CEO MOVER

Виктория Кравченко

Амаяк Елян, основатель MOVER, рассказал, каково это: прийти в новую сферу и начать рушить стереотипы. Rusbase публикует историю проекта, которая, возможно, вдохновит вас на собственный бизнес.

От отделения полиции до переговоров с Копенгагеном: история, которая вдохновит вас на бизнес
Присоединиться

О времени, когда не было связей, но были тысячи юных фанаток


Костяк команды сформировался еще 10 лет назад, вместе мы играли в КВН, пробовали себя в малом бизнесе, работали в рекламных агентствах, ну и иногда перевозили грузы. Опыт в перевозках почти всегда был печальный, вещи ломали, сроки срывали.


Я и три моих хороших товарища, ныне сооснователи нашего проекта — Ваня, Тимур и Юра — познакомились в университете, играя вместе в КВН. Целыми днями мы не вылезали из аудиторий и бесконечно штурмили, придумывали шутки, снимали рекламные и вирусные ролики, размышляли над проектами, которые могут упростить жизнь людей.


В то время у моего дяди была небольшая транспортная компания, заказов всегда не хватало, дядя искал их по старинке через знакомых диспетчеров, я ему помогал, размещая заявки на логистических биржах вроде АТИ.


Всё это отнимало кучу времени и сил, через всю эту боль мы и вышли к идее создать MOVER. Сервис, который упростит все процессы с обеих сторон как для клиента, так и для перевозчика.


Конечно, первая бизнес-модель, разработанная в стенах университета, была далека от нынешней, но это были семена, которые через 10 лет выросли в то, что мы имеем сейчас.

Создание подобного сервиса было отложено, потому что не было связей, опыта и инвестиций.


Шло время, мы закончили институт, Юра набрал десяток килограммов, работая в международном рекламном агентстве, Иван успел поучаствовать в реалити-шоу на MTV и обзавестись тысячами юных фанаток, я же открыл несколько небольших бизнес-проектов, которые и послужили катализатором к воскрешению идеи грузоперевозок нового поколения.


Основным моим проектом была фотостудия 8bit, мы построили уютный хаб для всех людей, создающих контент на улице Правды по соседству с крупнейшими телекомпаниями и в самом сердце медиарынка страны, и начали строить фотобизнес. Но тут снова возник вопрос грузоперевозок.


Был один случай... который привел нас к инвестору

Как-то продавец выкинул на «Авито» точную копию кресла из сериала Star Trek, мы вызываем газель, мчимся на ней сквозь пробки чуть ли не по тротуару, приезжаем, а продавец говорит: «Вы опоздали, кресло забрали буквально час назад».


Водитель в панике, так как он планировал получить деньги за полноценную перевозку, мы чуть ли не плачем — на кресле капитана Кирка теперь сидит кто-то другой, продавец всех выгоняет и орет. Приехали подельники нашего грузоперевозчика, стали выколачивать деньги за обратный холостой пробег, всё закончилось дракой и вечером в милиции.


Уже сидя в отделении, я осознал, что нужно возрождать наш проект по грузоперевозкам — сейчас или никогда.


Собрав всю старую гвардию, мы принялись за разработку. Ваня подключил к процессу своего друга Александра, который в то время владел строительным бизнесом и не понаслышке был знаком с грузоперевозками. Пообщавшись буквально 30 минут, мы с полуслова поняли друг друга, посмеялись вместе над той неразберихой, которая творится в индустрии, и решили, что нужно совместить усилия.


На следующий день Саша позвонил мне и предложил инвестировать в наш проект.


В скольких чашках кофе можно измерить MVP?


После того как мы, наконец, получили зеленый свет на разработку проекта своей мечты, мы сразу решили вспомнить старые КВН-е годы. Мы уехали за город на целый месяц, закрылись на даче, запаслись безлимитным интернетом, мешком отборных зёрен арабики и начали ресерч.


На протяжении всего периода добровольной изоляции мы прошерстили весь рынок, проверили все свои гипотезы и пришли к выводу, что наш проект уникален и прямых аналогов ему нет.


Что мы сделали: устраивались на работу во все крупные логистические компании РФ, лично связывались с основателями крупных международных сервисов, даже оказавшись в Гонконге, сами попробовали GOGOVAN, хотя нам нечего было перевозить.


Что мы поняли: как правильно формировать тарифы на услуги, как оценивать квалификацию персонала, как избежать всех ошибок, которые допустили наши конкуренты. Мы пытались досконально узнать всю подноготную.


Опробовав на себе все бизнес-модели наших конкурентов, мы пришли к выводу, что всё это один большой рынок, цена на котором формируется в зависимости от настроения продавца и может в процессе поменяться не раз.


К концу месяца пребывания в заточении мы исписали блок-схемами все, что только возможно — тетради, стены, окна — и в итоге родили нашу первую бизнес-модель, которая была по своей сути UBER Like, но при этом принимая одно решение за другим, мы все сильнее отдалялись от неё.


Детально проработав все процессы, мы стали собирать команду. На этом мы потеряли больше всего времени.


От нашего инвестора по наследству нам достались сотрудники, которые могли работать только в комфортном им ритме, но режим с тремя обеденными перерывами и десятью перекурами в час сервис инновационных грузоперевозок не устроил, тогда мы начали полную реструктуризацию, брали на работу людей с горящими глазами, фанатиков, которые действительно хотят перевернуть мир грузоперевозок с помощью мобильного телефона.


Сейчас, спустя полтора года работы мы чувствуем себя в некотором роде Лигой Справедливости или командой Мстителей в логистике. Например, у нас в команде есть безумный физик-лазерщик, он же UX-разработчик, который был в Фукусиме во время катастрофы и после этого научился круто рисовать.


Так складывается, что сумасшедшие гики приживаются у нас и чувствуют себя как дома. За полтора года, которые мы делаем проект, мы поменяли двух технических директоров, четырех дизайнеров, шесть программистов.


На своем горьком опыте осознали, что junior с горящими глазами и зарплатой в 50 тысяч рублей в 10 раз эффективнее senior-специалиста за 200 тысяч.


Совет, который мы хотим дать всем, кому еще предстоит запустить проект: на стадии создания продукта никогда не нанимайте на работу людей, которые не готовы стать рабами идеи, особенно в самом начале. Только плотная командная работа и вовлеченность в процесс 24/7 принесут результат.


Реалии рынка: как мы в день релиза попали в топ AppStore


Не было ни ленточки, которую мы очень торжественно разрезали, ни пресс-конференции с журналистами, все случилось очень быстро и неожиданно для нас. Мы выложили проект в AppStore, наши друзья и друзья друзей скачали приложение и, нам на радость, тестировали.


Но тут Apple нас удивил, в первый же день релиза мы попали в традиционную подборку Store, как одно из лучших новых приложений. За первую же неделю наше приложение скачало более 5000 человек, мы точно не были к этому готовы.


Саппорт вешался, программисты без сна исправляли баги, а у меня ровно в этот день еще и ребенок родился. Приложение скачивали в Турции, Китае, Индии — в общем, везде, кроме Москвы, москвичей было всего пару сотен.


Но неожиданная популярность ушла так же быстро, как и пришла, началась ежедневная рутина. Чтобы понять, как мы чувствовали себя в тот момент, представьте: вы плывете по горной реке, в мороз, против течения, на берегу стоят люди и болеют за вас, и вам кажется, что вот он — берег, вы приплыли! Но не тут-то было, в реке куча крокодилов, и, вообще, на землю летит метеорит, который к чертям все разнесет.


Когда нас сравнивают с UBER...


У поездки в такси есть только точка А и Б, максимум, что может произойти — то, что кто-то захочет оплатить картой или заказать авто с детским креслом. В мобильном сервисе по грузоперевозкам все в 10 раз сложнее, точек бывает как две, так и десять, есть грузчики, которые не всегда самые послушные и покладистые парни, грузы имеют свойство не проходить в лифт, иногда их нужно собирать и разбирать, грузить особым способом, упаковывать и так далее.


Мы смогли все это учесть, делать это быстро и главное — дешево, прозрачно и понятно. Упростили все, что смогли. Многим людям все еще сложно переходить к мобильным сервисам, но те, кто пользовались нами хоть раз, гарантированно не заказывают перевозки по старинке, тратя по 20-30 минут в телефонных разговорах.


Мы хотим, чтобы люди перестали планировать перевозку грузов, чтобы услуга стала в один ряд с вызовом такси или доставкой пиццы. Захотел перевезти диван из IKEA сегодня — вызвал нас, и через 30 минут уже едешь счастливый с диваном домой.


Конец истории или начало?


На сегодняшний день мы разработали уже пять продуктов — IOS и Android-приложение, приложение для водителей, b2b-кабинет для владельцев бизнеса, CRM-систему для управления своей транспортной компанией.


На этом мы точно не хотим останавливаться, оптимизировать логистические процессы можно бесконечно. Сейчас мы готовимся к очередному раунду инвестиций, после которого начинаем масштабировать сервис.


До конца 2018 планируем запуститься в 10 городах-миллионниках России, уже сегодня общаемся с представительствами в Копенгагене, Берлине и Стамбуле. Люди по всему миру хотят доставлять свои грузы просто и быстро. Сейчас делаем большую ставку на b2b-направление: одно из последних партнерств — Michelin, мы совместно разработали онлайн-сервис по доставке шин.


Мы считаем, что в нашей нише кому-то нужно рвать шаблоны и выходить за рамки классических грузоперевозок. Искать новые пути и способы доставки, оптимизировать процессы. Хотим запустить беспилотные грузовики, подключить нейросети для распознавания груза и так далее. Но не будем раскрывать все секреты сразу. Stay tuned.


Материалы по теме:

Как перевозят фармацевтические грузы: опыт UPS

Сервисы, которых нет: будущее российской логистики

Метро 2016: как высокие технологии спускаются под землю

Почему Uber для дальнобойщиков «не взлетит» в России

Российский сервис по оптимизации маршрутов Zig-Zag привлек инвестиции

В Европе запускают доставку с помощью шестиколесных роботов

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Таможенное оформление и его этапы
  2. 2 В Москве открылись первые пункты выдачи маркетплейса «Магнит Маркет»
  3. 3 В 2024 году объемы белой доставки из Китая превысят карго: цифровой рубль, «Честный знак» и еще пять предпосылок
  4. 4 Топливный кризис — как работать? Опыт транспортной компании
  5. 5 Высокая конкуренция, низкий чек. Что будет с рынком доставки во второй половине 2023 года