Top.Mail.Ru
Колонки

10 странных вопросов на собеседовании: почему их так любят (и как на них отвечать)

Колонки
Дарья Тулубенская
Дарья Тулубенская

Партнер компании «Контакт» (InterSearch Russia)

Полина Константинова

Дарья Тулубенская, партнер компании «Контакт» (InterSearch Russia), поделилась самыми необычными вопросами на собеседованиях, которые задают топ-менеджеры и рекрутеры компаний, и объяснила, как на них реагировать кандидатам.  

10 странных вопросов на собеседовании: почему их так любят (и как на них отвечать)

Сегодня вопросы от работодателей становятся все более изощренными, так как кандидаты уже имеют заготовки ответов на стандартные темы. На такие каверзные вопросы нет правильной реакции: каждый вкладывает в ответы свой смысл, задают их с целью лучше понять ход мыслей и проверить стрессоустойчивость кандидата.

Особенно это характерно для собственников бизнеса, которым интересно посмотреть, как вы себя ведете в стрессовой ситуации, как проявляется ваша так называемая «темная сторона», которая может разрушить не только вашу карьеру, но и нанести много вреда будущему работодателю. А деструкторы обычно проявляются именно в стрессовых условиях. Но то, что является стрессом для одного человека, не факт, что будет стрессом для второго.

Начни карьеру HR-менеджера с нуля – сравнивай лучшие программы обучения и читай отзывы в каталоге курсов управления персоналом.

1. Зачем вам деньги?

С первого взгляда, совсем простой вопрос, но на практике далеко не все кандидаты могут на него ответить, а соответственно, и обосновать, на что конкретно тратят средства. Как правило, работодатель хочет услышать четкий ответ, куда уходят деньги по статьям.

Фото: Unsplash

Пример ответа, который, скорее всего, устроит интервьюера: «У меня есть несколько статей расходов: на детей, путешествия, кредит и тому подобное. На детей у меня следующие траты: …». Суть не в том, чтобы показать выписку с банковского счета, а проявить структурный подход. А вот ответ «надо зарабатывать, чтобы кормить семью» понравится работодателю гораздо меньше: он размытый, шаблонный и довольно пессимистичный.

2. Объясните, что такое «чистая прибыль», чтобы понял ваш 8-летний сын

Это один из любимых вопросов нашего клиента на собеседованиях с топ-менеджерами. Ответ кандидата, который однажды его повеселил, но полностью устроил, звучит так:

«Представь, что яблоко – это твоя прибыль. Пришел твой папа – он «банк» – и откусил кусочек. Потом пришла бабушка – она «заработная плата» – и тоже взяла кусочек и так далее. В итоге у тебя остается огрызок. Вот это и есть чистая прибыль».

Цель вопроса – понять, насколько кандидат может объяснить сложную идею простыми словами.

3. Что бы вы сделали, если бы узнали, что ваш близкий друг ворует на работе?

Этот вопрос должен показать, есть ли у вас определенные принципы и насколько вы умеете решать межличностные конфликты, особенно если вы с другом работаете вместе. Здесь нет правильного ответа, так как каждый работодатель подбирает человека с определенными компетенциями.

Фото: Unsplash

Например, одному будет важно, чтобы сотрудник обладал развитым эмоциональным интеллектом и эмпатией. В этом случае хорошо будут восприняты ответы, подразумевающие желание разговаривать с человеком, понимать его мотивацию и давать время на исправление.

А кому-то, напротив, нужен жесткий руководитель, который быстро выведет компанию из кризиса, и в такой ситуации хорошо будут восприняты ответы об однозначном разрыве отношений с другом или его увольнении.

4. Как бы вы описали мне красный цвет?

Это любимый вопрос другого нашего клиента: он дальтоник, который не различает красный цвет. Один из кандидатов при ответе начал сравнивать цвет с эмоцией: «Красный – это гнев».

Другой предложил ему вспомнить красивую блондинку, а потом сказал: «Красный – это роковой цвет, похожий на эффектную блондинку».

Помните, что правильных ответов на этот вопрос не существует, а важен образ мышления и креатив. Неправильный ответ только один: вы ничего не можете сформулировать.

5. Кто вы по гороскопу? Какие преимущества дает вам ваш знак зодиака в работе?

Один наш клиент выбирал кандидатов в управленческую команду по знаку зодиака, и у него даже был астролог в штате. Так что подобные вопросы в обязательном порядке задавались на собеседовании.

Фото: Unsplash

Здесь вам придется выбирать: либо вы разделяете корпоративную культуру компании и обстоятельно отвечаете на этот вопрос, либо понимаете, что с этой командой вам не по пути. Поэтому мой совет: всегда заранее узнавайте у рекрутера, что вам нужно знать перед собеседованием, спрашивайте обратную связь у коллег с рынка о будущем боссе и изучите все, что есть в интернете и социальных сетях.

6. Вы готовы помыть пол в магазине, если это будет необходимо?

Этот вопрос задает топ-менеджер крупной розничной компании.

Сам он начинал свою карьеру с начальной позиции в магазине, поэтому для него до сих пор важно, чтобы кандидат на любой должности умел работать «в полях». Он оценивает реакцию соискателя.

Дело в том, что любой офисный сотрудник, который присоединяется к его команде, в обязательном порядке проходит трехнедельную стажировку в магазине – работает как продавец-консультант, стоит на кассе или выполняет функции мерчендайзера.

7. Какое вы животное? Какое вы растение? Какая вы геометрическая фигура?

Такие вопросы были очень популярны в Европе и Америке 15-20 лет назад, а потом дошли и до нашего рынка. Самое интересное, что человек, который их задает, не знает, какой ответ для него будет приемлем.

Фото: Unsplash

Здесь работодатель скорее оценивает вашу красноречивость и смекалку, возможность сориентироваться в нестандартной ситуации, нежели реальные компетенции. Но так или иначе этот вопрос вполне может добавить штрихов к портрету кандидата. 

8. Этот автомобиль стоит 3 миллиона рублей, как вы на него заработали?

Вопрос про деньги очень любит задавать один из наших клиентов. Если вы расскажете, что заработали на него сами в рамках больших проектов – отлично. Если скажете, что с машиной вам помогла семья – тоже ничего криминального, но работодатель сделает определенные выводы по поводу вашей мотивации и задаст дополнительные вопросы, чтобы точно понять, как вы будете искать средства на решение задач.

Вполне приемлем вариант в стиле «не ваше дело», но только в максимально вежливой форме: «Я думаю, этот вопрос не имеет отношения к моим профессиональным качествам, поэтому если вы позволите, я бы не стал на него отвечать».

Но вы должны понимать, что в большинстве случаев такой ответ может не удовлетворить работодателя и зародить у него сомнения, особенно если вы работаете в коммерции.

9. Если бы вас позвали на работу, а у сына был день рождения, что бы вы выбрали?

Нередко работодатели используют проективные вопросы, чтобы понять, как человек будет действовать в той или иной ситуации. Чтобы ответить «правильно» на этот вопрос, нужно понимать корпоративную культуру и ценности компании: кому-то важно, чтобы сотрудники работали 24/7 и полностью отдавались работе, а кто-то, наоборот, практикует work&life-balance.

Фото: Unsplash

В этом случае отвечайте честно (вам же потом в этой компании работать, зачем же врать?), но обязательно уточните, случаются ли подобные истории и переработки на этом месте.

10. Вам уже за 35. Почему вы не замужем/не женат?

Этот вопрос – вполне в духе стрессового собеседования: работодатель хочет вывести вас из равновесия и посмотреть на вашу реакцию. Кроме того, ответ может показать, как вы умеете отвечать на неудобные вопросы и насколько откровенны можете быть.

Если вы хотите получить работу, то лучше всего сохранить вежливый тон и рассказать о своих жизненных приоритетах: «Я не готов пока заводить семью, так как хочу реализоваться в карьерном отношении. Но, конечно, когда-нибудь она у меня будет». 

Лучше не закрываться. Единственный неправильный ответ в таком случае – «я не хочу обсуждать с вами личную жизнь».

***

В заключение надо сказать, что собеседование – это не экзамен: нет правильных или неправильных ответов, у каждого человека есть своя позиция, которая имеет право на существование.

Успех зависит не от умения подготовиться и вычислить правильные ответы, а от способности отвечать логично и структурированно. И если ваши ответы не устроят работодателя – это не значит, что проблема в вас. Значит, эта корпоративная культура вам не подходит.  


Материалы по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Автоматизация или Excel: почему компании продолжают вести учет в таблицах
  2. 2 «Не включайте батю»: как быть хорошим руководителем
  3. 3 Штатное расписание: как правильно составить и вести
  4. 4 «Автоматизируйте это немедленно», или что влияет на автоматизацию ритейла и FMCG
  5. 5 Топ-5 советов по моделированию схем для вашего бизнеса
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти