Top.Mail.Ru
Колонки

Пять технологий, которые изменят сферу культуры и искусства

Колонки
Алексей Стеблев
Алексей Стеблев

Генеральный директор междисциплинарного интегратора цифровых технологий RDI.Digital

Полина Константинова

Еще недавно собственное мобильное приложение для музея или аудиогид, чувствительный к приближению к экспонату, казались вершиной технологического прогресса в мире искусства. Сегодня ситуация меняется, учреждения культуры рассматривают возможность использования биометрии в своих программах лояльности, а, например, Третьяковская галерея анонсировала блокчейн-проект, в рамках которого собирается оцифровать коллекцию на частные пожертвования пользователей.

О том, какие перемены грядут в мире искусства в ближайшие годы, рассказывает Алексей Стеблев, генеральный директор междисциплинарного интегратора цифровых технологий RDI.Digital.

Пять технологий, которые изменят сферу культуры и искусства

Самообучающиеся чат-боты

Общение с аудиторией и вовлечение в сферу культуры

Чат-боты сегодня успешно заменяют человека, отвечая на рутинные вопросы аудитории. Такие голосовые помощники, как Siri, Alexa и Алиса, имеют довольно сложную логику и готовы отвечать даже на абстрактные вопросы. В области искусства подобных технологий пока очень мало.

Даже простой помощник, который сможет подсказать время работы музея, ответить, на какие сеансы в кино остались билеты, или показать, как добраться до театра, — это маленькая революция в каждом отдельно взятом учреждении культуры.

При этом не только аудитория, но и сами представители культурных институтов нуждаются в таких технологиях, поэтому молодая компания, которая правильно презентует свои разработки в сфере чат-ботов, легко сможет найти заказчика.

Например, в Национальном художественном музее Беларуси внедрили технологию, которая помогает решать простую, но важную задачу. Перемещаясь по музею, посетитель может через Facebook Messenger попросить чат-бота рассказать побольше о предмете искусства, который сейчас осматривает.

В одном из музеев Милана. Фото предоставлено автором материала.

При этом конечная задача чат-ботов в области культуры, возможно, даже сложнее, чем у голосовых помощников. Идеальный чат-бот должен самостоятельно инициировать общение с пользователем, побуждать его зайти на какой-либо онлайн-ресурс или даже самому прийти в музей. Такому алгоритму необходим огромный арсенал знаний о человеке, о том, как с ним разговаривать, как его увлечь.

Грамотно реализованная технология проактивного общения с пользователями — будущее мира искусства, потому что привлечение новой аудитории — одна из первостепенных задач современного музея и театра.

Показательный пример привлечения с помощью чат-ботов новой, молодой аудитории демонстрируют в Сase Museo di Milano — это группа четырех миланских домов-музеев. Решая задачу приглашения новых посетителей, они обратились к геймификации: бот в Facebook Messenger призывает юных собеседников исследовать четыре дома на предмет скрытых ключей, которые помогут им сразиться с таинственным магом эпохи Возрождения.

Дополненная реальность

Дополнительные возможности для информирования пользователей

Сегодня часто можно услышать вопрос: «Что делать гуманитариям в век программистов?». Одним из множества возможных ответов может быть использование гуманитарных знаний во внедрении технологий в сферу искусства, например, дополненной реальности, которая уже используется во многих музеях мира. Технология дополненной реальности (AR) замечательно решает задачу демонстрации того, чего не видно взглядом.

Например, в Музее русского импрессионизма в Москве на выставке Бурлюка демонстрировалась картина, значительная часть которой утрачена, но исследователи точно знают, как она выглядела, что позволило показывать существующий физический подлинник и дополнить его воссозданным изображением остальной части картины на экране.

Хотя эта технология очень зависима от «железа» (а оно пока не самого высокого качества при довольно высокой стоимости), основное значение здесь имеет контент.

Фото предоставлено автором материала.

Недостаточно создать веселую визуализацию и анимировать, например, привидение, которое вылезает из картины. Такая разработка, может быть, и вызовет вау-эффект у детей от 7 до 11 лет, но едва ли будет с восторгом принята основной аудиторией музеев.

Качественный контент должен быть выполнен с большим вкусом, хорошим пониманием арт-контекста и основан на глубоких знаниях в области искусства.

Такие компетенции есть у многих сотрудников культурных учреждений, но они, как правило, пока не готовы переосмыслить их в применении к новым технологиям и транслировать результат разработчикам.

Специалисты, которые не только обладают знаниями в сфере искусства, но и могут грамотно их интерпретировать для создателей дополненной реальности, будут очень востребованы в ближайшие годы.

Виртуальная реальность

Супермасштабирование и организация культурного пространства где угодно

Бок о бок с технологией дополненной реальности идет реальность виртуальная, с той разницей, что во втором случае фантазия создателей контента ничем не ограничена: ни географическим местоположением, ни размерами помещений, ни погодными условиями, а иногда даже некоторые законы физики как будто подчиняются воображению авторов.

Такие условия открывают огромный простор для организации виртуальных выставок любого масштаба без необходимости перемещать коллекцию, а также дают возможность посетителю «потрогать» и «покрутить» даже самый хрупкий экспонат.

Фото предоставлено автором материала. 

Посетители Национального музея естественной истории в Париже благодаря VR могут отправиться в полет на самолете по миру живых существ, обитающих или обитавших когда-либо на Земле.

Благодаря этой технологии человек может исследовать связи между видами и осознать их размеры, осмотрев их со всех сторон. По словам Бруно Давида, президента музея, невозможно реализовать эту концепцию, ограничив ее традиционными изобразительными и текстовыми формами.

Нейросети

Рекомендации и формирование индивидуальных культурно-образовательных траекторий

В сфере культуры за много веков накопилось количество информации, которое не может вместить мозг даже самого продвинутого специалиста. Любому — от новичка до многолетнего поклонника искусства — требуется грамотный гид, который способен учитывать огромное количество факторов — от персонального вкуса до модных тенденций.

Кроме того, знания, которые требуются современному человеку, давно не вписываются в привычные рамки. Мы больше не можем сказать: я занимаюсь искусством, и мне точно не нужны ни математика, ни физика — мир требует сочетать знания из самых разных областей.

Иллюстрация предоставлена автором материала. 

В грамотной пропорции смешать дисциплины для каждого человека, чтобы он занимался тем, что ему действительно нужно и интересно — очень сложная задача, с которой при существующем объеме информации люди часто не справляются, а у нейросетей при правильном развитии — есть шанс.

Так, говоря о стремлении применить алгоритмизацию выбора в культуре, нельзя не упомянуть старейший российский пример рекомендательного сервиса — «Имхонет», целью которого было помочь пользователю оптимизировать свой выбор в разных культурных и околокультурных областях.

Сейчас таких сервисов, основанных на  нейросетях, множество (а в разработке находится еще больше). В какой мере алгоритмы смогут решить проблему ориентирования человека в огромном культурном пространстве, нам еще предстоит выяснить.

Блокчейн

Супернадежная аутентификация собственности, защита подлинности цифровых предметов искусства, совместное владение шедеврами и многое другое

Блокчейн способен обеспечить максимальный уровень защиты подлинности любого объекта и его принадлежности кому-либо, поэтому, в первую очередь, это очень надежный инструмент для аутентификации предметов искусства. Эта технология может гарантировать подлинность не только самого физического объекта, но и его цифровых копий, а также контролировать их количество.

С помощью блокчейна цифровое искусство перестанет бесконтрольно копироваться и распространяться. Воспроизведение копий предметов искусства может быть ограничено, а значит, ценность каждой из них может быть соотнесена с ценностью самого шедевра.

В этом направлении активно работает Третьяковская галерея: в сотрудничестве с нашей компанией она разрабатывает блокчейн-проект My Tretyakov, который позволит оцифровать экспонаты галереи и сделать уникальную коллекцию Третьяковки доступной пользователям по всему миру.

Иллюстрация предоставлена автором материала.

Еще одна область деятельности в культуре, которую открывает блокчейн — это возможность совместного владения предметами искусства. Предположим, у вас дома висит картина Рафаэля стоимостью $50 миллионов. Вы не собираетесь ее продавать, тем более, что за последние полвека ее стоимость выросла троекратно.

Однако в какой-то момент вам нужна ликвидность, и с помощью технологии блокчейн (и в мире есть уже несколько компаний, которые занимаются реализацией этой идеи), вы можете превратить эти «виртуальные» $50 миллионов в 50 миллионов акций, из которых, например, 20% выпускаете на рынок по их текущей стоимости.

Вы получаете $10 миллионов — при этом шедевр все еще остается у вас. Покупатели, в свою очередь, получат надежный финансовый инструмент (на горизонте 20-25 лет рынок искусства растет лучше, чем S&P 500) а также удовольствие от частичного обладания шедевром. Даже если оно и носит довольно виртуальный характер.


Материалы по теме:

Как Instagram возрождает поэзию

Как новые технологии могут полностью преобразить музеи

Знакомьтесь: робот-гид, который переводит картины в звуки для слабовидящих

Третьяковка идет в диджитал: как устроен маркетинг музея и чем привлекают посетителей

Внутри японского музея цифрового искусства

Фото на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Лучшие VR и AR-устройства в 2024 кроме Apple Vision Pro
  2. 2 NFT, ритейл-медиа и голосовой поиск: 10 трендов eCommerce в 2023
  3. 3 Digital на стройке: 4 технологии девелопмента, которые только набирают обороты
  4. 4 Часы и кошельки не нужны: топ трендов мобильной разработки в 2022 году
  5. 5 Apple и рынок маркетинга: как по бизнесу ударят ограничения IDFA
FutureFood
Кто производит «альтернативную» еду
Карта