Top.Mail.Ru
Колонки

Что такое Telegram-боты и какому бизнесу они подойдут?

Колонки
Александр Корс Косенко
Александр Корс Косенко

Основатель Botmaker

Алина Алещенко

По данным исследования Mediascope, среди российской аудитории Telegram растет быстрее других приложений. Это видно невооруженным глазом: каждый второй бренд запустил там свой канал или бот на пороге блокировки Meta*. 

Александр Косенко, основатель Botmaker, рассказал, какие существуют нетривиальные возможности Telegram-ботов для бизнеса, поделился реальными кейсами и объяснил, в каких случаях этот инструмент может быть полезен бизнесу.
Что такое Telegram-боты и какому бизнесу они подойдут?

 

Содержание:

 

О чем речь

Telegram-бот — это «приложение внутри приложения», которое позволяет пользователям совершать разные действия через мессенджер. Оно помогает пользователям автоматизировать рутину, сэкономить время и упростить жизнь.

До блокировки Meta* спрос бизнеса на чат-боты формировался по «сарафанке» — люди видели успешные кейсы и хотели так же. Но обновление приложения с анонсом нового web-интерфейса для ботов сильно подогрело интерес к теме.

Web-бот — не принципиально новый формат. Возможность сделать привлекательный user-friendly интерфейс для ранее существовавших функций стала логичным и предсказуемым витком развития Telegram.

Пока что желающие не могут реализовать это самостоятельно и вынуждены обращаться к нам или похожим компаниям.

 

Какими бывают боты

 На основе функциональных характеристик можно выделить основные категории ботов:

  • поисковики (поиск музыки, кино, документов);
  • помощники (штрафы ГИБДД, бухгалтерия, напоминания);
  • сервисы (словарь, переводчик, конвертация аудиосообщений в текст);
  • развлечения (мемы, шуточные гадания и даже симулятор девушки).

Отдельным направлением являются Telegram-боты для бизнеса — симбиоз категорий с широким функционалом. Глобально они преследуют одну цель в виде увеличения прибыли, но используют для этого разные стратегии: построение долгосрочных отношений с клиентом либо получение выгоды «в моменте» за счет активных продаж.

Я всегда рекомендую первый вариант: Telegram-боты отлично подходят для привлечения, удержания и возврата клиентов, а также повышения LTV. Во втором случае вы можете просто «сжечь» аудиторию.

 

Польза ботов для бизнеса

Как известно, чтобы что-то продать, компании нужно совершить несколько касаний с потенциальным покупателем. В этом помогают контекстная и таргетированная реклама, поисковая оптимизация, email-рассылки и другие классические инструменты. 

Из-за того, что большая часть экранного времени аудитории приходится на общение и развлечения, относительно недавно возникло направление мессенджер-маркетинга.

Это новый тренд в продвижении компаний, который стремительно растет. Его главный инструмент — чат-бот — позволяет брендам нативно интегрироваться в онлайн-жизнь человека и регулярно присутствовать в его поле зрения, обеспечивая множество касаний.

 

Кому и зачем стоит присмотреться к Telegram-ботам

Инструмент уже зарекомендовал себя среди маркетологов, рекрутеров, сотрудников клиентского сервиса и специалистов по бизнес-процессам. Боты автоматизируют многие действия и значительно снижают нагрузку на менеджеров, освобождая время на работу и внедрение новых идей.

Например, для салона красоты мы внедрили автоматические напоминания о повторных процедурах, рекомендации дополнительных услуг, аналитику по продажам, сбор обратной связи и другие моменты, на которые у администраторов часто не хватало времени. В итоге Telegram-бот позволил снизить издержки и увеличить прибыль за счет удержания клиентов.

Когда мы начали работать с другой компанией, Black Star Car Wash, на автомойке постоянно были очереди, из-за чего люди тратили много времени или уходили к конкурентам. Сложности были и в коммуникации: клиенты не могли дозвониться, чтобы получить ответы на свои вопросы.

Мы реализовали сервис онлайн-записи на мойку с возможностью выбрать время, ознакомиться с меню услуг и построить маршрут до места за пару кликов. Это позволило сделать дополнительную выручку, которую раньше бизнес терял из-за очередей.

 

Другие возможности, которые делают Telegram-ботов помощниками для бизнеса

Бесшовная экосистема

Очевидно, что Telegram вдохновляется концепцией супераппа, объединяющей личную и коммерческую жизнь людей: можно написать другу, прочитать новости, выбрать фильм на вечер и забронировать столик, не выходя из приложения. В Китае, на родине крупнейшего супераппа WeChat, можно даже оплатить штраф и сделать пожертвование бездомному.

 

Низкая конкуренция

Пока оппоненты плодят Telegram-каналы и продолжают делать посты в Instagram*, можно проявить смекалку и захватить внимание пользователей в относительно свободной нише чат-ботов. Сейчас тот момент, когда бренды легко найти, трудно потерять и невозможно сравнить.

 

Экономия времени и денег

Большинство предпринимателей не любят вспоминать, сколько сил и средств было вложено на разработку собственного сайта или приложения. Telegram-бот обойдется в несколько раз дешевле, а на его создание нужна всего неделя.

 

Привлечение, удержание и возврат клиентов

Акции, новости, напоминания и автоматические поздравления с Днем рождения позволяют увеличить выручку на 20-30% в год как онлайн, так и офлайн бизнесу. С помощью бота можно сделать полноценную систему лояльности и быть на связи с клиентом 24/7. При этом никаких назойливых рассылок не будет — взаимодействие с ботом всегда начинает пользователь. 

 

Расширение рекламных возможностей

Платное продвижение может не работать из-за того, что форма заявки на сайте собирает слишком много данных или находится в неочевидном месте. Чат-бот закрывает оба эти возражения, а еще помогает сегментировать пришедших с рекламы людей.

 

Сегментация и персонализация

Индивидуальное общение с каждым клиентом было привилегией корпораций с большими бюджетами, но с помощью чат-бота это стало доступно любому бизнесу. Отвечая на ряд вопросов, пользователи разбиваются по категориям в зависимости от пола, возраста, интересов и т.д. 

Это позволяет бренду создать полноценные сценарии общения, повысить вовлеченность клиентов и говорить только на интересные им темы. Бот подскажет, когда пора обновить стрижку, и никогда не предложит заказать стейк вегетарианцу.

 

Эффективная реферальная система

Классическая реферальная схема: получи ссылку, скачай приложение, зарегистрируйся, ввести код. Цепочка монотонных действий и необходимость что-то скачивать значительно снижает конверсию. С помощью бота пользователи могут привлекать рефералов несколькими кликами в мессенджере.

 

Широкий функционал

В чат-бот можно интегрировать всё что угодно: CRM, платежную систему, программу лояльности, меню, календарь с расписанием, свободные места в зале и многое другое. По функционалу боты не уступают приложениям, которые легко теряются в мобильных сторах, если у компании нет сотен тысяч покупателей ежедневно.

 

Вывод

Мир меняется, скорость коммуникации растет, и бизнес должен использовать новые возможности, чтобы соответствовать ожиданиям своей аудитории.

Я не говорю, что боты — это панацея, и всем нужно отказаться от остальных каналов. Важно успевать адаптироваться, поддерживать долгосрочные отношения и взаимодействовать с клиентами там, где они проводят своё время. 

* Meta и входящие в нее Facebook и Instagram признаны экстремистскими организациями, деятельность которых запрещена в РФ.


Фото на обложке: Shutterstock / DenPhotos

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как и зачем интегрировать чат-боты в систему 1С
  2. 2 Телеграм-боты как инструмент для увеличения вовлеченности аудитории
  3. 3 6 AI-ботов, которые помогут найти и сохранить любовь
  4. 4 Люди и роботы: как «подружить» сотрудников с технологиями
  5. 5 Как благодаря ChatGPT чат-боты стали интеллектуальными цифровыми ассистентами
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти