Андрей Белевцев

6 событий в телекоме–2015


Андрей Белевцев, сооснователь и CEO RooX Solutions в России, прокомментировал значимые события, произошедшие в телекоме с начала 2015 года.

Мировые новости

1. Verizon выступил против правил «сетевой нейтральности» – с помощью Азбуки Морзе. Компания использовала код и пишущую машинку, чтобы выпустить заявление, в котором принятые правила назывались «устаревшими». – The Guardian

Андрей Белевцев:

Битвы по поводу «сетевой нейтральности» ведутся с 2007 года, когда Comcast, крупнейший американский интернет-провайдер, стал ограничивать скорость передачи данных в p2p-файлообменных сетях (например, BitTorrent). Законодательно этот вопрос до 2015 года в США так и не был оформлен, хотя судебные прецеденты указывали в сторону нейтральности. Теперь услуги интернет-провайдеров классифицируются как телекоммуникационные (а не информационные, как было раньше), а значит, принцип «сетевой нейтральности» вступил в силу.

При этом было заявлено, что распространяться он будет с оговорками, которые формулируются именно сейчас. В итоге положения «сетевой нейтральности» могут оказаться настолько мягкими, что провайдеры получат официальную возможность свободно регулировать трафик.

2. Ericsson объединяется с Intel, чтобы помочь сетевым операторам в создании дата-центров. Это должно приблизить компании к «облачным» гигантам, таким как Google, Facebook и Amazon. - BusinessInsider

Андрей Белевцев:

Сейчас вопрос построения собственной облачной инфраструктуры стоит в приоритете практически у каждого оператора. Программные решения для управления private cloud стали достаточно продвинутыми, их уже можно использовать при решении критичных для бизнеса задач, и экономия в стоимости администрирования инфраструктуры выходит существенная. Появляется задача глобального обновления дата-центров, а вместе с этим – новый рынок. В Ericsson его видят и вполне резонно хотят на него войти. Учитывая их налаженные отношения с крупнейшими операторами, думаю, все получится. Как и у Huawei , и у других крупных вендоров, причем не только из «традиционного» телекома, например, у IBM и HP. Но все же вопрос переноса инфраструктуры телекомов в public cloud типа Amazon Web Services или Microsoft Azure – вопрос не этого десятилетия.

3. У Google появилась собственная мобильная сеть. Компания подтвердила, что собирается работать над широкополосными подключениями по всему миру. – The Guardian

Андрей Белевцев:

Google – компания, основной бизнес которой связан с накоплением огромных массивов данных о пользователе, его привычках и предпочтениях. Только сетевые операторы обладают сравнимым запасом знаний о своих абонентах – так как все действия совершаются в их собственных сетях.

MVNO от Google поможет создать новые сценарии взаимодействия с сервисами и устройствами, а потом и собрать дополнительные данные про людей. Это увеличит ценность Google-поиска – основного продукта компании.

Стоит отметить, что Google, как и Apple, давно хочет сделать так, чтобы пользователи выбирали только устройство, а не оператора. Этот проект – еще один шаг на пути к цели. В идеале можно будет купить устройство с Android (вероятно – без отдельной sim-карты) и пользоваться сетями операторов-партнеров.

Российские новости

4. Основным трендом 2014 года стало увеличение объемов передачи данных. В 2016 году, по прогнозам, доходы от голосовых услуг серьезно сократятся, а лидерами рынка станут те, кто сможет компенсировать их средствами, полученными от опций мобильного интернета. – КоммерсантЪ

Андрей Белевцев:

Мобильные тарифы в нашей стране и раньше были существенно ниже, чем в Европе и Северной Америке, а после снижения курса рубля валютная выручка операторов сократилась еще больше. Уже в ближайшее время мы увидим постепенный рост тарифов на связь со стороны всех операторов. Такие инициативы уже проскакивают, и делается это вместе с постепенным обновлением линейки тарифных планов.

Увеличение выручки от мобильных данных будет происходить в основном за счет привлечения новых пользователей в 4G-сети и изменения объемов трафика. Пока в этом направлении нет никаких особенных сервисов, которые могли бы оказать существенное влияние на доходы.

5. Tele2 первым из крупных российских операторов повысит тарифы внутри России, но пока только на звонки и сообщения вне домашнего региона. – Ведомости

Андрей Белевцев:

Телеком – это традиционно контрцикличный бизнес, то есть, роль его базовых услуг во время экономического спада растет. Поэтому никакого шока для операторов, помимо сокращения доходов в валюте, не будет. Но услуги роуминга и стоимость оборудования в долгосрочной перспективе все же привязаны к курсу валюты, поэтому операторы будут искать пути для увеличения своих доходов, чтобы покрыть свои издержки. Пока что тарифы, в то числе и роуминговые, не выросли, но это вопрос времени. Вообще, повышение тарифов – достаточно тонкий вопрос: помимо ARPU (средние доходы на пользователя), операторов и их инвесторов интересуют и другие ключевые показатели – MOU (среднее потребление услуг в минутах) и churn rate (показатели оттока). Последние данные важны в долгосрочной перспективе, поэтому любое повышение цен и изменение тарифной политики будет происходить таким образом, чтобы удовлетворенность абонентов не падала.

По теме: VoIP и мессенджеры – как быть телекому?

6. МТС первым из операторов «большой тройки» объявил, что его выручка от услуг по беспроводной передаче данных превысит доход от «голоса» к концу 2015 года – пока только в Москве. – РБК

Андрей Белевцев:

Смещение фокуса с голосовых услуг на услуги передачи данных – дань времени. Операторы последовательно работают над этим со времени появления 3G-сетей, а с появлениям LTE тенденция только усилилась.

Однако надо внимательно относиться к классификации выручки по типам услуг. Сейчас на рынке представлено много комплексных предложений, когда за фиксированную сумму предлагается пакет данных, звонков, смс. В этом случае, в зависимости от позиционирования самого пакета, выручка может быть классифицирована как, например, «от данных», хотя в состав пакета входят и «голос», и смс.

Фото: 2nix Studio / Shutterstock.com


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно