Тимофей Шиколенков

3 ошибки, которые убьют интернет-бизнес еще на старте

Директор по маркетингу и развитию бизнеса компании «Аудиомания» Тимофей Шиколенков рассказывает, какие ошибки традиционно совершают интернет-предприниматели на старте проекта и как их можно избежать.


На первый взгляд кажется, что для создания интернет-магазина нужно одно лишь большое желание и голова на плечах. На практике же «долину смерти» преодолевает далеко не каждый e-commerce проект.

Мы в «Аудиомании» не только развили собственный электронный бизнес, но и за все время его существования пообщались и стали свидетелями большого количества взлетов и падений в e-commerce. И в этом материале собраны наиболее частые ошибки, которые могут дорого стоить вашему онлайн-проекту еще на старте.


Кто тут главный?

Путь в тысячу ли, как известно, начинается с первого шага, и в данном случае сделать первый шаг по дороге в никуда – это деликатно уклониться от вопроса о том, кто будет в компании генеральным директором. Увы, решить этот вопрос необходимо. Как необходимо и полное понимание сферы ответственности каждого из основателей.

Это позволит зафиксировать, кто принимает окончательное решение в случае споров (генеральный). Тут нужно понимать: отвечать перед контрагентами, фондами и налоговой будет в первую очередь тоже он. Это же касается и всех остальных членов команды – у каждого должно быть понимание того, какая сфера ответственности за ним закреплена.

Такое распределение ролей не только позволяет понимать, чем человек в целом занят и что от него можно требовать, – оно служит дополнительным стимулом к эффективной работе.

Правило «если виноваты все, не виноват никто», к сожалению, работает – в результате у участников проекта возникает опасная иллюзия: якобы, в каждой сфере можно делать только то, что больше нравится, а остальную работу «подхватит» кто-то еще.

Основная ошибка: излишняя деликатность. Вам кажется, что строгость и насаждение правил, «зоны ответственности» – это история про большие корпорации, а не про бизнес, основанный на дружбе и взаимопонимании. Проблема в том, что деньги вам будут платить отнюдь не за то, какие вы с коллегами хорошие друзья.

Решение: ваша задача – с самого начала научиться задавать неудобный вопрос: с кого за что спрашивать? При этом борьбы за кресло генерального директора в ходе распределения ролей можно избежать: стоит начать с обсуждения всех сфер, которыми генеральный будет обязан заниматься (и в которых он должен будет нести прямую – административную, а то и уголовную – ответственность), и уже на этом этапе количество желающих руководить сразу уменьшится.


Программист – это навсегда

Очень часто среди сооснователей компании в области электронной коммерции оказывается как минимум один программист. Ничего плохого в этом, на самом деле, нет. Наоборот – наличие в команде технаря, способного писать код и работать за идею, компании пойдет только во благо.

Конечно, задачи, которые решает программист в e-commerce – не самые сложные с точки зрения ИТ в целом, но для отдельно взятого онлайн-бизнеса они критически важны. Сайт для интернет-магазина – главный канал взаимодействия с покупателем, и если что-то идет не так на сайте, все остальные бизнес-процессы тоже пойдут «не так», если вообще пойдут.

Уязвимость в данном случае состоит в том, что рано или поздно кодер-основатель может покинуть компанию (такое случается чаще, чем хотелось бы). В итоге команде приходится срочно отвечать на вопросы: чем занимался программист? На каком языке все написано?

Выясняется, что требования к новому программисту команда вдумчиво сформулировать не может, и даже если проект находит своего нового героя, тому приходится в буквальном смысле разгребать авгиевы конюшни. Потому что программист-основатель, разумеется, ничего не документировал, и разобраться в его коде – та еще задача.

Основная ошибка: для не-технаря – думать, что техническая реализация проекта – это «черный ящик». Для основателя-программиста ошибкой будет начать «играть по своим правилам», игнорируя обязательную документацию и комментирование кода как «бюрократические проволочки».

Решение: если вы не технарь, уменьшите пиетет перед тем, чем занят ваш ИТ-специалист. Он может (и должен!) объяснять команде, почему использует те или иные решения, какова логика его работы.

Если вы ИТ-спец, вспомните один из главных принципов гибких методологий разработки: «люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов».

Документация и комментарии – не менее принципиальный момент. Да, сейчас вашему программисту совершенно не хочется терять на них время (проще говоря, лень), но в будущем это понадобится если не новому кодеру, то ему самому: человеческая память, конечно, инструмент удивительный, но полагаться на него целиком и полностью по меньшей мере наивно.


Оставим планирование на потом

Еще один момент, с которым гораздо легче разобраться сразу – планирование, а также финансовый и управленческий учет. Конечно же, на начальном этапе эти задачи могут показаться излишними. Но по мере роста проекта все его бизнес-процессы будут усложняться, и рассчитывать на то, что вы сможете разобраться с происходящим «с первого взгляда», не стоит.

Тем не менее многие компании ограничиваются только бухгалтерским учетом (а ведь он не отражает текущую ситуацию и по определению направлен «в прошлое») – и то лишь потому, что этого требуют контролирующие органы. В итоге возникают крайне неприятные ситуации. К примеру, в случае предоставления отсрочки платежа поставщику или рекламному сервису, интернет-магазин начинает бездумно тратить внезапно высвободившиеся средства.

Формально (если учитывать исключительно движение средств, то есть cash-flow) у компании в этой ситуации действительно есть деньги. Однако при ведении учета прибыли/убытков очевидно, что оперировать этими средствами можно с большой осторожностью – ведь деньги, пусть и отражаются на балансе компании, ей фактически не принадлежат.

Отсрочка платежа предполагает использование высвободившихся средств, однако в отсутствие учета компания не может оценить перспективы таких вложений: их доходность и сроки возврата. В результате к моменту выплаты кредиторской задолженности поставщику бизнес приходит ни с чем.

Внезапное отсутствие средств стимулирует попадание в новый «порочный круг»: в игру вступают системы стимулирования спроса, приводящие к приросту выручки в краткосрочном периоде, но фактически убыточные (продажа товара с огромными скидками, непродуманные бонусные программы). Такая беспечность в обращении со средствами может стоить основателям бизнеса, причем в очень короткие сроки.

Основная ошибка: уверенность в том, что финансовые вопросы можно решать «с лету», в режиме ручного управления  – а для всего остального есть бухгалтер.

Важно понимать: бухгалтер не поможет вам принять решение о том, как спрогнозировать возврат с инвестиций и какие затраты запланировать в следующем месяце. В небольшом интернет-магазине эти вопросы должен решать основатель, и при этом на базе реальных цифр, а не в силу «глубокого внутреннего убеждения».

Решение: первые месяцы работы новой компании – удачное время для того, чтобы начать разбираться в вопросах финансового и управленческого учета. Пусть сейчас ваши таблицы, диаграммы и значения показателей будут очевидны всем – так вы сформируете основной шаблон, по которому будете работать в будущем. И под шаблоном в данном случае понимается не табличка в Excel, а принципы: поведения, работы с данными и принятия решений.


Материалы по теме:

Как мы увеличили заказы из регионов на 300%

Генеральный директор Яндекс.Маркета назвал 5 фатальных ошибок интернет-магазинов

4 правила успешных руководителей

Инфографика: выбираем схему налогообложения

Интеллектуальные ассистенты – катализаторы онлайн-торговли

Предприниматели, имейте в виду: успеха в бизнесе достигнут настойчивые, а не терпеливые


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно