Колонки

Как выбрать между работой, учебой и личной жизнью?

Колонки
Станислав Сажин
Станислав Сажин

Основатель «Доктор на работе»

Станислав Сажин

Работать больше 40 часов в неделю – вредно. Лучше почитайте руководство Станислава Сажина, основателя социальной сети для врачей «Доктор на работе», по эффективному тайм-менеджменту. 

Как выбрать между работой, учебой и личной жизнью?
Присоединиться

Как мне кажется, вопрос распределения времени может стоять только перед предпринимателями и топ-менеджерами крупных компаний. У наемных сотрудников (неважно – больших компаний или стартапов) такого вопроса, по-хорошему, быть не должно. С чем это связано?

Я буду говорить в первую очередь про Россию, но это касается и остального мира.

Наемный труд – это, прежде всего, обмен времени на деньги. Даже те люди, которые якобы обменивают на деньги результат, на самом деле попадают в обычную воронку. В которой деньги – это функция от времени, а не от их усилий.

Есть прекрасный пример в книге «Маркетинговые войны», где показано, что 1000 обычных солдат выигрывают у армии из восьмисот хорошо обученных. Потому что 1000 это 1000, а 800 это 800. Люди и количество их времени, которое они способны потратить на дело, намного важнее, чем навыки. Это фундаментальный принцип управления.

Поэтому надежда на то, что сотрудник будет обменивать на деньги не время, а свои навыки, тщетна, наивна и не является фундаментом, на котором строится известный мне бизнес в России или за рубежом. Неважно – работаете ли вы в продажах, дизайнером, программистом или вы простой дворник. Скорее всего, фундаментом ваших взаимоотношений с работодателем является обмен вашего времени на его деньги. И если ваше время тратится больше, чем вы договорились, вы возмущены. Возможно, открыто, возможно, нет, но возмущены. Если тратится меньше, то вы радуетесь, но в итоге все равно привязаны ко времени.

Раз вы привязаны ко времени, то глупо обсуждать, как его распределять.

Я не могу судить о других городах России, я работал только в Москве и Санкт-Петербурге. И там, и там рабочий день – это девять часов. Плюс час до работы, час с работы. Получается 11 часов.

А еще есть отдых. Обычный отдых – это сон, душ, еда, например – часов девять. В итоге у вас из 24 часов в сутках остается пять часов на личную жизнь и развлечения. Этого очень мало. Но выбора у вас нет.

Вы не можете встать с утра и сказать: «Я буду тратить треть своего времени на обучение». Потому что каждый день вы должны работать по девять часов. Исключение  –предприниматели и топ-менеджеры (о них мы поговорим отдельно), а также фрилансеры и те, кто еще учится. И, например, совмещают работу с учебой. Фрилансеров и студентов можно назвать в какой-то мере предпринимателями. В какой-то мере – даже такими учеными, которые тратят время на саморазвитие или на развитие науки.

Я бы здесь не впадал в иллюзии. Фрилансеры, которые много зарабатывают, могут считать себя предпринимателями. Остальные фрилансеры, конечно, тоже могут, но я отношу их скорее к «предпринимателям в песочнице». И, если честно, не очень интересно обсуждать, как может распоряжаться своим временем человек, который нигде не работает. Вариантов немного – работает на себя и сидит дома. Например, зарабатывает 30 тыс в месяц и живет у мамы. Или зарабатывает 50 и живет на съемной квартире. После уплаты аренды ему остается тысяч 15 на себя… Как фрилансер распределяет время – мне все равно, а вам?



По теме: Чем опасна подработка на фрилансе?



Поговорим о предпринимателях и топ-менеджерах. Откуда у них может взяться время? У предпринимателя по определению нет фиксированного рабочего дня, так как бизнес в нем может нуждаться все время, но может долго обходиться и без него. Все напрямую зависит от того, как человек выстраивает свои собственные отношения с бизнесом. Неважно – он владеет целиком бизнесом или лишь его долей. Топ-менеджер – это тот, кому компания доверяет результат. В одной хорошей книге про Евгения Чичваркина, не помню, как она называлась, журналист написал вот что.

В «Евросети» у самых низовых сотрудников были длинные списки правил. Во сколько приходить на работу, что там делать, как мыть руки, во что одеваться. И чем выше поднимался сотрудник по иерархической лестнице, тем меньше пунктов у него оставалось. И у директоров филиалов, по сути, оставался всего один пункт. Это результат.

Например, прибыль за квартал. И он уже сам решал, что делать и как работать. Это связано не с тем, что ему больше доверяют или он более дисциплинирован. Дело в том, что топ-менеджеры в крупных компаниях – это «мини предприниматели», которые должны принимать много рисковых решений и руководствоваться прежде всего интересами бизнеса, а не своими. Что пытаться их вогнать в рамки времени, одежды, длительность обеденного перерыва или количество командировок? Это значит – осознанно снижать их эффективность.



По теме: Сотрудники «Евросети» будут рекомендовать ваше приложение — интервью с Add In App



Надеюсь, я достаточно понятно объяснил, почему я считаю топ менеджеров и предпринимателей людьми, которые имеют возможность распределять свое время.

К моему счастью, практически все время после окончания школы я был человеком, который мог распределять свое время. Если есть такая профессия – «распределитель своего времени», то у меня в ней уже 15 летний стаж.

Это связано с тем, что я работал по найму с фиксированным рабочим днем, по-моему, всего четыре месяца в жизни. И оттуда быстро сбежал, потому что понял, что моя главная ценность – это решения, которые я принимаю. А не то время, которое я трачу на работе.

Все остальные годы я был либо предпринимателем, либо работал по найму. Да, такое было, но меня не ограничивали в плане времени. Могу сказать, что я этим никогда не злоупотреблял. Потому что я во всех смыслах трудоголик и меня, скорее, от работы нужно оттаскивать.

Как бы я на месте топ-менеджеров и предпринимателей распределял свое время? Мне уже 31 год. У меня много раз менялась точка зрения на этот вопрос. Были годы, когда я думал, что можно работать все время. Еще раньше были годы, когда я считал, что если я много зарабатываю, то имею право просто на все забить и уехать отдыхать. И ни о чем не думать. Сейчас мне эти обе крайности кажутся неверными.

Я все больше склоняюсь к тому, что благодетель находится между двух «концов зла». Между полным подчинением себя работе и полным подчинением себя ничегонеделанию, постоянным наслаждением.

Можно сказать, я сторонник такой модели ценностей раннего Возрождения в Европе.

Итак золотое сечение между злом и злом – это благодетель. Это то, что я предлагаю. Прежде всего это следующая ценность:

Человек, счастливый в личной жизни, будет лучше работать.

И наоборот. Я практически не знаю компаний в России, которые бы об этом думали. За исключением Западных, где российские топ менеджеры по-хорошему не понимают навязанных ценностей. Но следуют им, потому что где-то там, например, в Швейцарии, в США, давным-давно поняли эту ценность про семью. И спустили ее вниз в виде стандарта, который нужно исполнять, даже не понимая, зачем.

У меня есть два хороших примера. Пример первый. Год назад от нас, по соглашению сторон, ушел один хороший разработчик. Почему ушел? Дело в том, что ему было свойственно такое качество – он постоянно задерживался на работе. Да, ему нравилось работать, ему нравилось решать новые задачи. И я ему постоянно напоминал, что задерживаться на работе – это значит – идти наперекор корпоративным ценностям. И это непременно приведет к проблемам в его семье (у него есть жена и двое детей). Он кивал головой и делал по-своему.

В результате события постепенно стали развиваться как цепная реакция. То, что он задерживался на работе, стало влиять на атмосферу в семье. Атмосфера в семье стала бить по нему, и он стал еще больше задерживаться на работе. Стал уставать, стал психовать, стал нервничать. Он стал делать небольшие ошибки. Он стал совершать действия, которые вредили компании. Постепенно от человека, который был нам полезен и приносил нам много денег, который был краеугольным камнем всех разработок в компании, он превратился в того, каждое действие которого было для нас угрозой. Потому что он вполне мог ночью, будучи уставшим, злым, после ссоры с близкими, в три часа ночи прийти на работу. Сделать какие-нибудь правки в код, выложить сайт, а затем лечь спать прямо в офисе, не заметив, что сайт не работает. Вот это яркий пример того, как цепная реакция бьет по человеку.



По теме: Руководители тоже плачут, или статья об управлении временем для руководителей.



И наоборот. В «Докторе на работе» больше половины сотрудников женаты, замужем. У многих есть дети. Для нас семья – это фундаментальная ценность. И я могу вам привести в пример многих, кто не задерживается в офисе и не берет работу на дом. Они намного более эффективны, чем тот человек, который сидел в офисе допоздна. Потому что в то время, которое им выделяется, они успевают делать намного больше, чем тот, который работал по 15 часов в сутки.

И это ведь не я придумал. Я помню, было исследование, которое доказывало, что люди, работающие в неделю восемь рабочих часов, успевают в сумме больше, чем те же самые, которые работают шесть дней из семи.

40 рабочих часов в неделю эффективнее, чем 48. Потому что те, кто работают 48 часов, в каждый свой час выкладываются не на 100 %, а на 80. Устают. Ошибаются. Принимают неверные решения.

Собственно, моя рекомендация по распределению времени такова: стройте свое время вокруг своей семьи, вокруг личной жизни. Даже если у вас никого нет – прекрасно, стройте вокруг увлечения – не знаю, баскетбола, чтения и всего остального, что приносит вам удовольствие.

Второй пример – в продолжении материала.

.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Деньги в России найти легко. Как?
  2. 2 Пожалуй, это наш самый рискованный эксперимент
  3. 3 Наши сотрудники должны одобрить решения, принятые акционерами
  4. 4 «Мне казалось, что я гениальный предприниматель...»
  5. 5 Из российского стартапа можно выйти только «вон»