Алексей Васильев

Мы запустили более 300 проектов, а сейчас нашей команде помогает «Билайн»

Руководитель проекта Tim the Fox Алексей Васильев рассказывает, как команда, запустившая 300 проектов, решила сделать образовательное приложение для детей и чем «Билайн» может помочь такой компании.


Наша команда сформировалась на базе студии веб-разработки «Интернет-Эксперт». С 2007 года мы занимались интернет-магазинами и корпоративными сайтами, запустили более 300 проектов. Из успешных можно упомянуть Evroballon.ru — это информационный сайт и интернет-магазин инновационных композитных газовых баллонов. Был спроектирован и создан нами с нуля, когда продукт еще не был известен на российском рынке. По сути, это мы «создали» запрос «композитные баллоны» в поисковых системах.

Потом мы заметили такую тенденцию. За последние 3 года произошел значительный рост смартфонов и планшетов среди пользователей — думаю, это ни для кого не секрет. А дети, в том числе и наши собственные, начинают взаимодействовать с этой техникой буквально с первых лет жизни!

Мы посмотрели на приложения, в которые они играют — и эти приложения нам не понравились. На рынке тогда существовало два типа игр для детей. Первый — обучающие: методически правильные, но скучные и неинтересные. Вторые — развлекательные, но не включающие образовательных элементов. Мы решили объединить эти два подхода и включить обучение в увлекательный игровой процесс. Так появился проект Tim the Fox.

Особенности «детского» контента

Несмотря на видимую простоту входа на рынок детского контента (меньше кода, проще разработка), при создании приложений для детей есть несколько особенностей, которые нужно учитывать.

Прежде всего, это исключительное требование к графике. Ребенок воспринимает информацию глазами, поэтому графическая часть должна быть очень сильной. Модные у взрослых и подростков игры со сложным геймплеем и простой графикой совсем не подходят для малышей. Здесь должно быть простое и очень понятное управление, понятная и идеально прорисованная картинка. У нас хорошая команда художников, есть дети, поэтому мы чувствовали себя уверенно.

Мы начали разработку серии развивающих игр Tim the Fox в 2014 году. Нарисовали несколько скетчей, собрали прототип и отправили на конкурс Nokia и Microsoft App Campus. Нас сразу же отобрали в участники конкурса и отправили учиться в Хельсинки.

Что нам дала поездка в Финляндию?

Месяц мы изучали, как разрабатывать мобильные приложения для разных платформ, принципы маркетинга и оптимизации. Главное, что вынесли, – это понимание, что надо сразу локализоваться на несколько языков, выходить на несколько рынков.

Так, наше последнее приложение реализовано на 10 языках. С учетом того, что некоторые игры у нас озвучены голосом, это достаточно трудная работа. Если что-то пошло не так, приходится переписывать полностью всю дорожку и все слова. Однажды у нас заболел ребенок-актер — и у него немного изменился голос, мы нашли другого мальчика и перезаписали с ним полностью весь текст, а это стоит денег.

В настоящее время у нас около 950 тысяч скачиваний и около 500 тысяч активных установок. 30% пользователей из России, еще примерно 30% — из Бразилии, остальные — из других латиноамериканских стран и Европы.

Команда Tim the Fox

Конкурсы и челленджи

После возвращения из Финляндии мы приняли участие в GMIC (Global mobile internet conference) в Пекине в мае 2014 года. Нас туда пригласила Nokia в качестве одного из десяти наиболее успешных стартапов программы AppCampus. Поездка дала массу контактов китайских издателей, но, к сожалению, в дальнейшем сотрудничество ни с кем из них не сложилось.

Осенью 2015 года мы подали заявку на участие в Eurasia Mobile Challenge — это евразийский этап самого крупного в мире соревнования по мобильным разработкам Global Mobile Challenge c финалом в Барселоне.

Чтобы попасть на Eurasia Mobile Challenge, который организовывал «ВымпелКом», мы прошли достаточно жесткий отбор (из 500 команд), вышли в региональный финал в числе 21 команды. Но не победили и, соответственно, на глобальный финал в Барселону (Global Mobile Challenge ежегодно проходит в рамках Мобильного Конгресса) не попали.

«Большая ставка»

После финала к нам обратились представители «Билайна» и пригласили принять участие в проекте «Большая ставка». Насколько мы поняли, в этот проект приглашались стартапы, которые сам «Билайн», вне зависимости от мнения международного жюри, посчитал перспективными. В итоге мы выступали перед Михаилом Слободиным и командой топ-менеджеров компании. Из 15 команд выбрали два проекта, включая нас.

Мы постарались сделать акцент на особенностях и отличиях нашей идеи от идей конкурентов. На самом выступлении никакого волнения не было — все проходило в спокойной атмосфере. Неожиданных вопросов от жюри, опять-таки, не было: опять-таки сказался опыт выступлений, все ответы у нас были отработаны заранее.

Если коротко, то суть проекта в том, что в развитии нашего бизнеса принимают топ-менеджеры «Билайн» и приглашенные эксперты (например, Андрей Романенко, известный российский инвестор и предприниматель, основатель Qiwi и Run Capital).

Но это участие не финансовое, а экспертное: они с высоты своего опыта и знаний могут дать нам рекомендации по дальнейшему движению вперед, новым рынкам, нишам, контактам, на сессиях мы вместе рассматриваем ошибки, ищем решения, обсуждаем маркетинговое продвижение.

Участие в «Большой ставке» занимает у нас 1-2 дня в месяц.

Нам важно, чтобы сотрудничество с «Билайном» было оправдано перед аудиторией. Одним из советов, которые мы получили после полугода доработки текущей версии игры, стал совет сосредоточиться на создании новых игр серии.

Для того, чтобы удерживать интерес аудитории и обеспечивать более долгий лайфтайм, необходимо все время предлагать новые и новые версии игры. Поэтому уже после первой экспертной сессии мы собрались и нарисовали новое приложение – Tim The Fox — Travel, в которой присутствуют некоторые элементы в стилистике «Билайн». Это не раздражает аудиторию, потому что не является рекламой, но обеспечивает связь проекта с компанией. Взамен «Билайн» дает нам лиды.

Наша цель — получить максимально возможное ускорение в развитии и широкий доступ к аудитории. Проект детских развивающих игр — не совсем тематика «Билайна», поэтому покупать или вкладываться они в нас пока не планируют. Но помочь выйти на аудиторию и найти экспертов помогают. А дальше — все в наших руках.

В июне мы провели рекламную кампанию в соцсетях «Билайн», приток с такой рекламы — около сотни пользователей в сутки.

Кроме этого, мы получили советы из тех областей, в которых у нас совсем не было опыта или глубоких знаний. Например, благодаря наработанным связям «Билайн» с Apple и Google, модераторы игровых магазинов указали нам на ошибки, которые мы допустили. Например, мы недостаточно хорошо составляли названия и описания приложений (с учетом локализаций для аудитории в разных странах), не согласовывали маркетинговые акции с модераторами заранее и так далее. Независимым командам выйти на модераторов практически невозможно, а сейчас у нас есть возможность вести разработку с учетом их правок.

Кстати, Андрей Романенко дал нам контакты своей команды, которые помогли решить вопросы с локализацией. А эксперт «Билайна» по аналитике и статистике мобильных приложений помог разобраться с аналитикой.

У нас маленькая команда, и, в принципе, некому было заниматься какими-то сложными аналитическими исследованиями. Мы получили рекомендации о том, как проще и понятнее собрать статистику по действиям пользователей внутри приложений, как ее интерпретировать и использовать для улучшения в дальнейшем.

Например, в нашей игре Tim the Fox — Puzzle у нас продается три дополнительных пакета уровней. Один из них покупали значительно реже, чем другие. Оказалось: на большинстве устройств этот пакет просто не влезал в экран пользователя: чтобы его увидеть, надо было проскроллить вниз. Это и снижало число покупок.

Или, например, нам посоветовали внести изменения в кросс-промо приложений. Раньше оно у нас было реализовано через периодически появлявшийся баннер с рекламой какой-либо другой нашей игры, а теперь мы переделали на общую кнопку «Другие игры», где есть список всех выпущенных игр. После внесения этих изменений количество установок приложений выросло примерно на 30%.

Благодаря советам от «Билайна», мы серьезно изменили бизнес-модель. Самое значимое изменение — мы перестали работать по premium-модели. Общая тенденция рынка — freemium, в том числе и в детских приложениях. Пока что это самый полезный совет. Переход на фримиум-модель радикально изменил количество скачиваний. Грубо говоря, на отдельные премиум приложения было 10-15 скачиваний в день, стало — 150-250.Продажи тоже выросли (по разным приложениям на 30-70%.

Другой совет касался самой игры: в Tim the Fox — Travel мы внедрили слишком много разноплановых игровых механик — и было сложно объяснить пользователю, о чем игра. Так делать не надо. В сегменте детского обучения надо как можно чаще выпускать небольшие проекты, заточенные на определенный возраст и образовательную методику.

Выступление во ФРИИ

Также могу отметить, что за время программы мы значительно ускорились и смогли за последние 3 месяца сделать 5 больших релизов. Раньше получалось только два в год. Это звучит как общие слова, но в реальности все участники команды по разработке детских игр постоянно фонтанируют новыми идеями, поэтому надо уметь правильно выбирать направление для приложений усилий. Общение с экспертами очень этому помогает.

Планы на ближайшее будущее таковы: два больших релиза в сентябре — масштабное обновление для Tim the Fox — Travel и выпуск новой игры для детей 4-6 лет. 


Материалы по теме:

Билайн и Vector научат превращать идеи в проекты

Что сказал Михаил Слободин на встрече со студентами Иннополиса

«Билайн» предложил услугу блокировки Pokemon Go для сотрудников компаний

Кто есть кто: Михаил Слободин


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно