INOSTUDIO

Топ-10 вопросов, которые говорят о проблемах в проекте

Вопросы, которые появляются у проектной команды или клиента, можно назвать своего рода индикаторами состояния хода проекта.

Если вы слышите вопросы от клиента: «Когда начнем еще один проект? Где оставить хороший отзыв о вас?», вы понимаете, что все идет хорошо. Если вы слышите от команды вопросы вроде: «Что мы еще можем сделать для проекта? А сколько наш проект принес клиенту прибыли?», вы тоже понимаете, что на верном пути.  

Но есть вопросы, которые заставляют вас задуматься – а все ли хорошо с вашим проектом? Анастасия Поветкина, менеджер проектов компании INOSTUDIO, составила топ-10 таких вопросов.


Вопросы от членов команды


1. Что мне сейчас делать?

В любой момент команда должна понимать, над какими задачами работать. А менеджер проекта должен знать, чем занимается каждый член его команды. Если у вас запланированы простои в работе по тем или иным причинам (ждете дизайн, пишется API, готовится контент), уведомляйте об этом команду на старте проекта и оговаривайте занятость каждого человека на этот момент.  

Любой член вашей команды должен четко понимать, чем он будет заниматься завтра, послезавтра, через неделю, через месяц на этом проекте.

Планируйте и еще раз планируйте!

2. Когда у нас релиз?

Вопрос, как правило, возникает из-за отсутствия планирования либо плохой коммуникации внутри команды. Команда должна четко видеть даты всех будущих вех, релизов, этапов тестирования, демонстраций для клиента и тому подобного. Это позволяет мобилизовать силы перед важными событиями, распределять нагрузку в течение каждой итерации проекта, планировать свой график работы (ранний уход с работы, отгул, отпуск).

  • Планируйте детально и долгосрочно, насколько это возможно.
  • Обеспечьте команде быстрый доступ к информации о важных датах.
  • Составьте вместе с командой календарь событий на проекте и разошлите его всем.

3. А где мне взять пароль для этого сервиса?

Это может быть вопрос не только про доступы, но и про проектные документы, ссылки на макеты, ТЗ, план-график и прочее. Проектная информация должна собираться централизованно, у всех членов команды к ней должен быть быстрый доступ и все должны знать, где она находится.

Вы можете использовать различные инструменты для реализации такого хранилища информации: общая папка на сервере, облачное хранилище, база знаний и другие инструменты. Мы в качестве такого хранилища используем проектный портал, где хранятся все ссылки на макеты, доступы, ссылки на Google-документы и так далее.

Портал доступен всей команде, по мере появления новой информации он актуализируется. Команда знает, что вся информация по проекту находится в одном месте. Другой плюс проектного портала – погружение новых сотрудников в проект происходит гораздо быстрее, им сразу становятся доступными все данные о проекте, вы избавляете себя от поиска и пересылки писем с полезными материалами, поиска нужных ссылок и затерявшейся информации в чатах.

4. «А для чего вообще этот продукт и какова цель проекта?» 

Такой вопрос, заданный в середине или конце проекта, должен сильно вас насторожить. Он означает, что проектная команда не видит планируемый результат, к которому нужно стремиться. Продуктивность у такой команды ниже, чем могла бы быть.

Наш мозг устроен таким образом, что мы работаем упорнее, увереннее, с вдохновением, когда видим смысл вещей и понимаем конечный результат. Чтобы исключить подобные вопросы, четко формируйте цель проекта на старте: принесет ли этот проект миллионы заказчикам, сделает ли популярнее его услугу, привлечет ли еще больше лояльных пользователей и так далее.

Также важно формулировать цель проекта для конкретно вашей компании и вашей команды (например, получат ли ребята определенный опыт, поставят ли новый рекорд)


Вопрос от QA-специалиста (инженера по тестированию)


5. А как это тестировать?

Этот вопрос вовсе не означает, что у вас не самый лучший QA-специалист. Возможно, вы плохо документируете происходящее, описываете или ставите задачи.

На старте проекта должна быть закреплена договоренность о том, какие устройства, операционные системы, версии браузеров будут поддерживаться, где взять устройства для тестирования и тому подобное. Опираясь на эту информацию, команда работает над проектом. И если этот вопрос возник только на этапе QA, задумайтесь: все ли вы предусмотрели в продукте, что было необходимо?

Опираясь на наш опыт, мы создали чек-лист для QA, в котором фиксируется вся эта информация. Но об этом в следующих статьях.


Вопросы от заказчика


6. С кем обсудить этот вопрос?

Клиенту на старте проекта лучше уточнить по каким вопросам к кому стоит обращаться, какие вопросы решает менеджер по продажам, какие аккаунт-менеджер, а какие – менеджер проекта. В том числе необходимо договориться о способе обращения.

К примеру, если вопрос срочный и важный – телефонный звонок, если не срочный – почта или мессенджер.

7. А как работает мое приложение?

Если возник такой вопрос, значит? вы не смогли вовлечь клиента в проектную работу (или степень его вовлечения была низкой). Вероятно, концепция проекта не обсуждалась детально на старте работ, не было хорошо налаженных коммуникаций, не проводились демонстрации решения. Подробнее о том, зачем нужны демонстрации и как их проводить, вы можете прочитать в статье.

Вероятнее всего, степень удовлетворенности у клиента от полученного продукта будет низкой, и вам понадобится потратить значительное количество времени и усилий, чтобы исправить эту ситуацию.

Если вы все же попали в подобную ситуацию, начать можно с демонстрации результата, проговаривания всех функций и опций продукта. Пусть клиент сам потрогает продукт, а вы ему покажете, на что именно обратить внимание. Возможно, он даже не подозревает, какую удобную опцию вы добавили или какое интересное дизайнерское решение вы использовали.

8. А как мне зайти в админку сайта?

Этот вопрос означает, что клиенту не была передана исчерпывающая информация о решении, которое было ему поставлено, или не был согласован регламент поддержки. В любом случае – продукт необходимо поддерживать, развивать и по возможности понимать, как он работает.

Покажите админку сайта клиенту, расскажите, для чего она и какие действия можно в ней совершать. Вполне вероятна ситуация, что доступ потребуется в срочном порядке для решения важных вопросов – и клиент должен знать, где его взять, не позвонив вам.

Чтобы исключить такие вопросы, мы отправляем клиенту документ с доступами и паролями к тем сервисам, с которыми работают его веб- или мобильные приложения, и указываем даты следующей оплаты хостинга, доменов, сервисов.


Вопрос, который менеджер проекта задает сам себе


9. Что нужно клиенту?

Кажется, что на этот вопрос ответа нет. Но менеджер проекта должен попытаться влезть в «шкуру» клиента, понять его бизнес, цели, мотивы. Главными инструментами для понимания клиента будут хорошо налаженные коммуникации, прототипирование, поиск и демонстрация примеров.  


Вопрос каждого члена команды самому себе


10. Как заставить себя работать эффективно?

Если вопрос возник, проект может быть под угрозой. В частности – немотивированный менеджер проекта может угробить проект, какие бы классные специалисты на нем ни работали, какие бы длинные сроки ни были и какие бы простые задачи ни стояли.

Что нужно делать:

  • найти для себя интересные стороны проекта;
  • бросить себе вызов или сильно задрать планку (поставить цель, сделать в два раза быстрее, попробовать новую технологию и т.д.);
  • пообщаться с клиентом, чтобы он вдохновил вас своей идеей (как правило, человек, который горит своей идей/проектом, заражает всех остальных);
  • придумать себе подарок, если проект завершится успешно, либо поговорить с руководством, какие плюшки они вам могут предложить за успешно выполненный проект.

Этот небольшой список вопросов поможет вам идентифицировать проблемы в вашем проекте. Мы же желаем, чтобы подобных вопросов в вашей проектной деятельности становилось меньше. Если у вас есть свои особые индикаторы проблем в проекте, будем рады их обсудить в комментариях.


Материалы по теме:

Что такое демонстрация проекта и зачем она вам нужна?

5 мифов, которые мешают работать

Чек-лист по выходу на зарубежный рынок

«И швец, и жнец, и на дуде игрец»: чем отличаются сейлзы в США и России


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно