Ирина Рябовол

Как кризис влияет на туристический бизнес

Ирина Рябовол, представитель туристического метапоиска momondo в России, рассказала, какие изменения происходят в travel-сегменте в связи с кризисом и как momondo подстраивается под клиентов, которые хотят платить меньше.


Сегмент онлайн-туризма пока демонстрирует высокую адаптивность к кризисным ситуациям и, несмотря на сильный экономический шторм, который начался в конце прошлого года и напомнил о себе в этом августе, крупные игроки рынка остались в строю. Но, как говорится, цыплят по осени считают! Осенне-зимний туристический сезон, возможно, покажет иную картину.


Что выбирают российские туристы

После небольшого затишья в начале года лето отметилось восстановлением показателей роста в секторе самостоятельных путешествий. По данным momondo, количество запросов на авиабилеты в летний период возросло в 2015 году по сравнению с 2014 на 49,35%.

Кроме того, за 2014-2015 год произошла переориентация наших туристов на путешествия внутри страны. Этот разворот подтверждает и летняя статистика momondo, согласно которой, наиболее популярным направлением для отдыха россиян уже два года подряд является именно Россия (нами были проанализированы более 4 млн поисковых запросов на перелеты из России с отправлением в июне-августе за период с 1 января 2013 года по 25 августа 2015 года).

Если летом 2013 года запросы на внутренние перелеты в июне-августе составляли 24,83% от общего количества, то в аналогичный период 2014 года – уже 41,85%, а в 2015 году – 44,63%.

Причем в этом году, по сравнению с прошлым, спрос на рейсы по России вырос на 77,86%, тогда как на авиабилеты за рубеж – только на 34,56%.

Помимо колебаний на валютном рынке, на такую тенденцию оказало влияние еще нескольких факторов. В частности, развитию туристической отрасли в России способствует поддержка, которую сейчас активно оказывает государство, и организация в регионах таких масштабных мероприятий, как Олимпиада и FORMULA 1 ГРАН‑ПРИ РОССИИ в Сочи, Всемирная летняя Универсиада в Казани и так далее. Благодаря подобным событиям, сами россияне и зарубежные гости знакомятся с интересными и перспективными в туристическом плане городами, плюс в регионах выстраивается необходимая для отдыхающих инфраструктура.

В рамках опроса, который наша компания проводила в начале этого года среди более чем 15 000 человек по всему миру, выяснилось, что россияне намерены меньше тратить на путешествия, чем годом ранее.

Так, в 2015 году 28% путешественников собирались потратить на летний отпуск сумму в размере 7500 – 37 500 руб., а 26% опрошенных – от 37 500 до 75 000 руб. Тогда как 22% закладывали на свои каникулы 75 000 – 150 000 руб. Годом ранее 32% российских туристов надеялись отдохнуть семьей на 45 000 – 90 000 руб., 23% – на 22 000 – 45 000 руб., 22% – на 90 000 – 220 000 руб.  Оно и понятно, доходы россиян стремительно начали падать вслед за рублем. Также опрос показал, что в основном россияне собираются экономить на шопинге (43%), вечерних развлечениях (49%) и аренде автомобиля (37%). Покупать более дешевые и, как правило, менее удобные авиабилеты готовы только 19% респондентов, поступиться уровнем отеля – 17%, а экскурсиями и осмотром достопримечательностей и вовсе 12%. 



По теме:  9 зарубежных сервисов для опытных путешественников



Уже год назад можно было предположить, что путешествовать российские туристы не перестанут, но средний чек на поездки понизится. Так и получилось: туристы стали сокращать время своих поездок, пересматривать планы в пользу более бюджетных направлений и так далее.

Еще один тренд, который влияет на развитие внутреннего туризма – постепенный переход россиян с пакетных туров на самостоятельные путешествия. Поскольку в Крым и города Краснодарского края удобно добираться самим, плюс на месте можно с легкостью арендовать жилье, а не останавливаться в дорогом отеле, турпоток на данные курорты увеличился.

В итоге рейтинг популярных стран в 2015 году, согласно статистике momondo, сильно изменился по сравнению с прошлогодним. Помимо России, в лидирующей тройке оказались бюджетные Таиланд и Турция, интерес к которым вырос на 17,43% и 119,29% соответственно. А более дорогая Испания набрала только 1,86% поклонников и со второго места спустилась на четвертое. Италия (+13,04%) сменила четвертую позицию на пятую.  Германия и Франция стали менее востребованы – на 7,66% и 17,32% соответственно – и разместились теперь на восьмом и десятом местах. США (-28,74%), Чехия (-3,71%) и Украина (-24,72%) вылетели за пределы первой десятки. А Болгария (+215,71%), Черногория (+128,51%) и Греция (+90,61%) только вошли в топ и сразу же разместились на шестом, седьмом и девятом местах соответственно.

Среди городов наиболее востребованными для летнего отдыха в 2015 году, как и год назад, стали российские направления – Симферополь, Москва и Сочи. Причем их популярность еще больше возросла – на 92,78%, 21,99% и 85,13% соответственно. Бангкок (+21,05%) обогнал Санкт-Петербург (+13,73%) и встал на четвертом месте, Барселона (-1,33%) опустилась с шестой строки на восьмую, а обычно популярные Рим (+7,65%), Париж (-24,37%), Нью-Йорк (-33,87%) и Прага (-1,72%) покинули топ. Вместо них в лидирующей десятке в 2015 году оказались более бюджетные Бургас (+277,86%), Анталия (+216,39%), Тиват (+151,13%) и Стамбул (+49,42%). Еще одна причина для появления в топ-10 черногорского и турецких городов – безвизовый въезд для россиян. Так, в Турции наши туристы могут отдыхать без визы в течение 60 дней, а в Черногории – 30.



По теме: Яндекс запустил сервис для путешествий



Планы россиян на ближайшую осень несколько отличаются от летнего выбора, однако Россия, в частности, Симферополь, все-таки остается самым популярным направлением для отдыха наших соотечественников. Согласно анализу поисковых запросов (мы проанализировали более 2,7 млн поисковых запросов на перелеты из России с отправлением в сентябре-ноябре 2015 года), в сентябре-ноябре россияне также собирались посетить Испанию, Таиланд, Италию, Турцию, США, Грецию, Черногорию, Германию и Вьетнам. Среди городов российские туристы этой осенью выбирают по большей части теплые курорты. Так, на первых строчках топа стоят Симферополь, Бангкок и Сочи.  Из внутренних направлений в десятке неизменно остаются крупные культурно-экономические точки, Москва и Санкт-Петербург – они разместились на четвертом и последнем местах. Кроме них, в рейтинг вошли Барселона, Рим, Тиват, Анталия и Пхукет.


Как momondo ведет себя в кризис



Мы постоянно следим за изменениями на рынках, где присутствует наш туристический метапоиск, и, естественно, корректируем свою работу вслед за ними. Так, в связи с тем, что сейчас одна из основных тенденций в российской туристической отрасли – переориентация путешественников на внутренние поездки, мы запускаем специальный сервис «Куда поехать?» по России, который будет доступен только в этой стране. Он подскажет интересные места для отдыха, поможет вдохновиться перед отпуском, а также предоставит полезную информацию по выбранному направлению, к примеру, о погоде и ценах на питание, проезд и шопинг. Достаточно только указать бюджет, время выезда и настроение, и сервис предложит варианты на любой вкус – для семейного отдыха, романтического уикенда, погружения в особый местный колорит, единения с природой и многого другого.

Помимо этого, до конца этого года мы планируем запустить еще несколько опций, которые призваны облегчить жизнь российских путешественников и помочь им максимально экономить средства.

Помимо цены, сегодня многие пользователи больше, чем когда-либо, сосредоточены на безопасности покупки туристических продуктов. И в этом смысле мы уделяем работе с партнерами – с продавцами билетов и отелей – особенно пристальное внимание. Мы находимся с ними в постоянном диалоге, чтобы знать, как «чувствует себя» бизнес игроков рынка, и вовремя реагировать на любые изменения. Также мы пытаемся повысить прозрачность процесса покупки авиабилетов и отелей онлайн. Например, при поиске перелетов каждый пользователь может воспользоваться опцией «Детектор дополнительных сборов», чтобы еще до перехода на сайты партнеров выяснить, какие комиссии за оплату разными картами его ожидают, каковы нормы провоза багажа (напомним, что многие российские авиалинии в этом году изменили правила) или во сколько обойдется выбор места в самолете.



Фото на обложке: Shutterstock.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно