Никита Широбоков

Как валидирование идей помогает запускать стартапы. Опыт #tceh

Стартапы-кометы — они собирают в одну команду дерзких вундеркиндов-суперзвезд, загораются ярким пламенем своей идеи, чтобы потом сгореть в атмосфере. Они пытаются изобрести технологии будущего и поменять правила игры. Иногда им удается вывести в мир новый продукт и достичь успеха, но их успех скорее аномалия, чем правило. Эти вспышки в небе стали ложной путеводной звездой.

Чтобы не сгореть на стадии выпуска продукта, нужно заранее валидировать идеи. Как это сделать – рассказывает Никита Широбоков, CMO #tceh.


Продукт, который никому не нужен

Хорошая идея стоит миллиард — неверное утверждение, которое полностью опровергается абсолютной бесполезностью большинства доведенных до релиза продуктов. Традиционные методы менеджмента — прогнозирование и планирование — могут быть полезны только компаниям, которые имеют длительную и стабильную историю. Начинающие предприниматели, не понимая потребности клиента до конца, отказываются от контроля процесса своей работы и выпускают новый продукт, который никому не нужен.


Валидирование идей до запуска стартапа

Жизнеспособность идеи лежит в плоскости решений клиентских задач, а не качественных характеристик. Для этого предназначен процесс валидирования — поиска совпадений между требованиями потенциальной пользовательской аудитории и возможностями решения.

Поэтапная подстройка под нужды клиента еще до релиза станет гарантом успешного запуска.

Процесс валидирования идей на базе опыта IMVU доступно описан Эриком Рисом в бестселлере «Lean Startup». Опубликованная в 2011 году книга учит выстраивать системы обратной связи, чтобы стартап мог принимать своевременные решения по движению в прежнем направлении или пивоту — развороту в другую сторону. Корректировка вектора, утверждает Рис, превратит идею в востребованный продукт.



По теме: Почему нужно выбрать стратегию lean startup?



При этом порицается полировка качества самого продукта — первая версия должна иметь самый базовый функционал. Крайне желательно делать ручные прототипы без автоматизации. Так, эксперт по ручному прототипированию Денис Поповцев рекомендует искать возможности обходиться без сложных конструкций.

Если команда разрабатывает систему доставки пиццы, то идеальная первая версия — чат в Telegram и основатель на скутере, взятом в аренду.


На каких стадиях важно валидировать

Критически важно проводить валидирование как можно раньше. Если представить, что мы строим дом, то валидирование — это фундамент. Чем больше мы надстроим этажей без проверки идей, тем больше в случае чего придется снимать и строить заново.

Валидировать идеи стоит и достаточно крупным компаниям — это актуально для запуска нового продуктового направления, функционала или масштабирования на новые рынки. Если говорить проще, то перед тем, как что-то делать, нужно понять, насколько это востребовано.


Пример 1: Валидирование идеи на примере #tceh

Мы, платформа для стартапов #tceh, перед запуском любой новой функции или направления всегда валидируем идеи. При проектировании нового образовательного курса тему нужно протестировать на востребованность: для этого проводятся проблемные интервью, исследуются другие предложения на рынке, организуются тестовые мероприятия с ведущим курса — всё это помогает выяснить, угадал ли #tceh потребности аудитории.

Например, недавно мы запускали курс по Ruby, который был нацелен на людей без опыта разработки.

В процессе запуска мы провели над собой ряд экспериментов:

  1. Попробовали изучить один из языков программирования с помощью онлайн-инструментов для самостоятельного обучения CodeAcademy и TreeHouse;

  2. Попытались овладеть языком программирования с помощью книг и учебников;

  3. Прошли несколько индивидуальных занятий у преподавателей-фрилансеров.



По теме: Какой язык программирования учить первым (если вы в России)?




Цикл подготовки помог выявить ряд инсайтов:

  • Без преподавателя очень тяжело сохранять дисциплину;

  • Хороший разработчик может не быть хорошим преподавателем;

  • Критерии к языку для новичков: большое сообщество и мультиплатформенность;

  • Без разбивки обучения на этапы сложно фиксировать прогресс.


Это все было учтено при поиске ведущего курса, формировании программы, выбора формата обучения и создании ценностных предложений для рекламной кампании. В итоге курс успешно запустился и получил высокие оценки от студентов.


Пример 2: Крутой пивот сервиса SnapTax

Новый стартап был призван упростить взаимодействие с системой налогообложения США с помощью автоматизации процесса сбора информации с карточек наемных сотрудников. Большинство потенциальных клиентов не смогли использовать получившийся на первом этапе продукт из-за отсутствия даже базовых знаний для работы с простой офисной техникой. Разработчики поняли это, и был совершен пивот в сторону мобильных устройств. Его плодом после пары лет работы с узкой группой пользователей стал успешный сервис SnapTax, который позволял выполнять схожие функции с помощью фотографии.


Последнее слово

Самоуверенность редко приводит к успеху — Марк Цукерберг несколько раз менял концепцию Facebook до того, как социальная сеть стала набирать популярность в попытках найти оптимальный вектор. Google проводит длительное тестирование сервисов на предмет востребованности. Илон Маск перед запуском вылизанной Tesla Model S покупал Lotus Elise и менял двигатель на электрический, и это тоже было в какой-то степени валидирование.

Слушайте Дениса Поповцева, читайте Эрика Риса, изучайте своих покупателей и проверяйте перед запуском идеи. Помните: успех стартапов-миллиардников — только верхушка айсберга. 


Фото на обложке: Shutterstock.

comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно