iDealMachine

«Русские — самые страшные белые». Что выдает нас в Америке?

Космополиты и предприниматели с более чем двадцатилетним опытом построения бизнеса за океаном, инвесторы, руководители программы по развитию бизнеса в Америке iDM USA Landing Михаил Авербах и Сергей Фрадков размышляют о различиях в менталитете русских и американцев, расхожих стереотипах на этот счет и о том, как все это сказывается на различных аспектах ведения бизнеса за океаном.


Про американскую улыбку и русский акцент

По каким признакам можно понять, что перед вами человек, совсем недавно переехавший из другой страны?

М.А.: Начнем с того, что наши люди мало улыбаются. Русские видны издалека: взгляд прокурора и зажатость, в отличие от американцев, которые более открыты.

Сразу режет слух произношение. При желании с этим можно бороться — есть специальные курсы, которые помогают убрать акцент, однако для бизнеса в этом большой необходимости нет. Америка и, в особенности, Нью-Йорк, — мекка эмигрантов. Как только ты приземлился на эту землю, принял здешние правила игры, живешь и работаешь здесь, значит, ты – местный, «свой». А сколько лет и поколений назад ты здесь оказался — никого не интересует, эта разница искусственная.

С.Ф.: Русских отличает категоричность суждений — «сказал, как отрезал» — и отсутствие гибкости. Здесь же люди внимательно выслушают и в, любом случае, дадут человеку высказаться. Наших людей отличает резкость, даже настырность.

Для примера наберите в ютубе ролик Russians are scary. Там с юмором показано типичное восприятие нашего соотечественника за океаном.


Та самая американская улыбка действительно является каким-то признаком нации?

М.А.: Признак нации — очень хорошее определение. Понимаете, эта улыбка не является бездумной, это не улыбка идиота.

Приведу пример: когда моему сыну было лет 7, мы привезли его в Москву. Во время прогулки по городу он говорит: «Странно, папа, а почему мне никто не улыбается?». Это эмоциональная реакция ребенка, он так чувствует.

Американцы честны в своей улыбке — они просто приветливы, не обременены какой-то строгостью, напускной суровостью.


Про отношение к эмигрантам в США

В Питере и Москве часто принято говорить, что ты местный, скрывая, что ты из маленького города. А в США?

М.А.: Там наоборот. Это одна из любимых тем для разговора – и проявление интереса. Такая открытость и легкость являются характерными чертами жителей Нью-Йорка. Своей детской непосредственностью они сильно отличаются от достаточно зажатых, закрытых выходцев из России.


Есть ли вопросы, которые можно ожидать русскому собеседнику?

М.А.: Сам факт того, что ты из России, никак не отражается на отношении к тебе. В целом, Россия находится очень низко на радаре интересов у большинства американцев, поэтому трудно ожидать повышенного интереса именно к тому факту, что ты из России.


И знаний о России тоже мало?

М.А.: Информация, которую можно расценивать как знание, есть у людей, которые этой темой интересуются по каким-то своим причинам. У широкой публики реальных знаний о том, что происходит в России, — нет.

Если в российском медийном поле США находится постоянно на слуху, то там ничего подобного нет. Информационное пространство занимают, скорее, Китай или Иран.


Менталитет и бизнес

Правда ли, что в переговорах американцы, или те, кто уже ассимилировался, в целом более жесткие, напористые, легко и много говорят о деньгах?

М.А.: Бизнес – это вообще про деньги.

С.Ф.:  Это русские придумали, что это про любовь (смеется).

На самом деле очень часто даже американцы покупаются на то, чтобы сделать какой-то бессмысленный, с точки зрения финансов, бизнес.

Есть такое понятие: Barney Deal (Барни — фиолетовый динозавр из мультфильма – примечание интервьюера). Это сделка, финансовая ценность которой остаётся на клочке бумаги. Она не несет финансовой прибыли ни одной из сторон. Часто такие соглашения заключаются для того, чтобы создать информационный повод. Это хороший PR-инструмент.


Про рекомендации

Насколько важны теплые контакты? Приходить не с улицы, а по рекомендации?

М.А.: Рекомендации безумно важны. Люди всегда принципиально уступчивее, когда есть ссылка на что-то или кого-то. Именно для этого и существует нетворкинг.

Однако в Америке, в отличие от России, необязательно встречаться, чтобы продавать. Сделки часто заключаются по телефону. Представить аналогичную ситуацию в России практически невозможно. У нас обязательно нужно встретиться, выпить чего-нибудь, «преломить хлеб». Это обусловлено тем, что в российской действительности вероятность обмана значительно выше.


Про отношения с инвесторами

Если говорить о взаимоотношениях «инвестор-проект», они тоже могут заключать сделки на расстоянии?

М.А.: Знаменитый постулат о том, что «мы не инвестируем в проект, до которого мы не можем доехать в течение двух часов на машине», — был придуман в Америке.

Эти взаимоотношения не просты сами по себе. Добавлять к этому дополнительный уровень сложности, связанный с физической удаленностью, не стоит. Поэтому в США стараются не вкладывать в проекты, которые находятся далеко. В качестве примера можно привести Кремниевую долину, где высока концентрация инвесторов и стартапов в одном месте.


Про русский «авось»

М.А.: В России необязательность — это норма, а обязательность — скорее, исключение. Приведу пример: однажды у нас неожиданно пропал веб-дизайнер, две недели не выходил на связь. В США такого не бывает, а у нас может выясниться, что он был занят каким-то другим проектом, но не посчитал нужным нам об этом сообщить.


Про репутацию

М.А.: Обязательность, сохранение своей репутации — это и есть профессионализм.

С.Ф.: Первый совет русскому, приезжающему в США, — выстраивать свою репутацию, дорожить ей. Это дорогого стоит.


Что еще характеризует русских как игроков на американском рынке?

С.Ф.: Есть такая тенденция: те сектора индустрии бизнеса, где скапливается большое количество русских, немедленно начинают коррумпироваться. Русские умеют это делать с удивительной скоростью.

Американцы тоже не святые — они могут обманывать налоговые органы или партнеров, но в России это практически система.


А что в итоге?

На данный момент русских в США довольно мало. Это сравнительно небольшая диаспора, и её трудно сравнивать с другими. Это значит, что у нас есть хорошие возможности без каких-либо условностей представить себя на этом рынке

 


Материалы по теме:

Почему мы ищем именно российские стартапы

Ученые заставили Путина и Трампа кривляться

4 поучительные истории из жизни стартапов

6 вещей, которые я понял, запустив бизнес в США

7 советов тому, кто хочет вести бизнес в США

Фото на обложке: Shutterstock.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно