Дмитрий Малютин

Туристический рынок не падает, а уходит в интернет

Дмитрий Малютин, генеральный директор компании Level.Travel, утверждает, что точки роста можно найти даже на падающем рынке. Например, если продавать туры в интернете и приучать к этому платящего клиента.

 


Как мы знаем, туристический рынок в России в последние годы вошел в крутое пике. По оценке Российского союза туриндустрии, только за последний квартал 2015 года он рухнул на 50%. Но, как ни странно, негативные тенденции почти не сказались на продажах туров онлайн. Более того, рост за прошлый, трагический для туриндустрии, год составил, по оценкам экспертов, от 10 до 17% в натуральном выражении, и 20-25% в рублях. Собственно, и оборот Level.Travel за прошлый год вырос в несколько раз. Попытаюсь объяснить причины этого феномена.


Причина №1. В интернете дешевле

По оценкам АТОР, за последний год количество туроператоров, работающих на рынке выездного туризма, уменьшилось с 2050 до 650, то есть на 2/3. Пока вслед за туроператорами банкротились офлайновые турагентства, в интернете и в 2014, и в 2015-ом годах появлялись новые проекты. Доля онлайна в целом на туристическом рынке в прошлом году достигла примерно 20-25% (более $9 млрд), а, по данным PwC, около половины россиян, совершавших туристические поездки по России за последние два года, использовали интернет для организации и планирования путешествия.

Однако эта статистика пока не сильно отражается на рынке туров. Люди бронируют в интернете отели, покупают авиабилеты, но только 5% россиян, покупают онлайн готовые туры.      

Как и с любыми другими товарами,  люди выходят в интернет в расчете найти что-то дешевле. В случае с турами, например, только онлайн-сервисы позволяют пользователю увидеть динамику цен в реальном времени и дают возможность совершить бронирование по текущей стоимости. Это важный момент, учитывая то, что многие туроператоры перешли на систему динамического ценообразования, и действительно выгодный тур может быть доступен в системе всего в течение несколько минут. На данный момент высокотехнологичные продукты, в том числе и наш проект, делают жизнь туриста проще и позволяют тратить деньги максимально эффективно: он точно знает, что видит лучшую цену тура (включая все услуги и сборы) от всех туроператоров, доступных на данный момент.


Причина №2. Жители регионов тоже вышли в интернет

Если обе столицы (Москва и Санкт-Петербург) уже давно оценили преимущества  онлайн-бронирования туров, то во многих регионах интерес к ним стал заметен лишь недавно. Мы видим, как растет трафик из других городов-миллионников (за последний год трафик из регионов у нас на сайте вырос в 3 раза). Люди начинают интересоваться подобными сервисами: ищут, выбирают… в меньшей степени бронируют – но это вопрос времени.


Причина №3. Развивающийся рынок

Если рынок онлайн-продаж авиабилетов и отелей во многом близок к насыщению, то сегмент бронирования туров в интернете в России только начал развиваться. Еще 2 года назад никто не верил, что такой сложный и неповоротливый сегмент, как туры, может полноценно выйти в онлайн. По сути, сегодняшние ОТА (онлайн-агентства путешествий) для туров формируют у людей новые привычки и новый образ жизни, а это очень благоприятная среда для роста. От классических турагентств ОТА отличаются тем, что: 

  1. Пользователь в режиме реального времени видит все актуальные и доступные туры на интересующие его даты, может выбрать любую дату заезда и время вылета, посмотреть всю информацию о туре, выбрать поставщика, перелеты и дополнительные услуги самостоятельно. Все доступно и понятно, а это сейчас важно;
  2. Можно моментально забронировать и оплатить тур картой, в этом случае его цена останется неизменной;
  3. Пользователю доступны инструменты, которые позволяют самостоятельно найти самые выгодные предложения;
  4. Круглосуточный колл-центр, где клиенту в любой момент помогут.

Причина №4. Интеграция и новые сервисы   

OTA имеют преимущество перед офлайном и с точки зрения гибкости процессов. Игроки в онлайне легче перестраивают бизнес. Большинство онлайн-агентств в последнее время расширяет набор услуг вместе со своими партнерами, в то время как классические, офлайновые турагентства продолжают делать упор на акции и скидки, которые неминуемо ведут в пропасть.

Мы посчитали, что самое важное в кризис – это сервис поиска низких цен. Ведь цена тура весьма динамично меняется, в зависимости от многих факторов. Скажем, вылет в субботу – это дорого, а во вторник и среду может быть дешевле.

Клиенту важен выбор и общее понимание того, что и за какие деньги можно купить в принципе. Но, получив максимальное количество предложений, не факт, что даже в кризис клиент захочет сэкономить на комфорте.

Впрочем, и на рынке online travel не все так гладко. К примеру, сейчас мы видим, что  не все клиенты, традиционно приобретавшие пакетные туры офлайн, лояльны к интернет-продажам и готовы совершить покупку в сети. В результате некоторые туристы сейчас используют наш сайт лишь как бесплатный инструмент  для поиска предложений, а покупают в другом агентстве.

Но и это мы рассматриваем как возможность для роста: ведь эти туристы уже обратились к нам, а значит, они уже выбирают в интернете. Значит, в скором времени и начнут покупать.

 


Материалы по теме:

Почему нужно инвестировать в путешествия?

Как Booking.com поможет российской медицине

Этот способ найти свою нишу на рынке не оставил меня равнодушной

Российский венчур вступил в стадию острого кризиса – RMG

Фото на обложке: Shutterstock.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно