Олег Родионов

«А вдруг наша целевая аудитория – это холостяки?»

Год назад молодые предприниматели из Читы Олег Родионов и Дмитрий Астафьев получили 9,3 млн рублей от Венчурного фонда Промсвязьбанка и «ОПОРЫ РОССИИ» на открытие бара, который сначала развивался по франшизе сети «Дорогая, я перезвоню...». Этот год стал для бизнесменов определяющим: подбиралась команда, пробовались варианты развития, новые кризисные условия рынка вносили свои коррективы. 

В начале 2016 года было решено отказаться от франшизы и поменять название – на «Первым делом самолеты» вместо старого «Дорогая, я перезвоню...». Олег Родионов, основной генератор идей и руководитель нового заведения, делится впечатлениями о прошедшем годе работы и новыми планами проекта.     

Интервью с Олегом Родионовым по поводу запуска проекта можно прочитать тут.


В новый год мы «влетели» с новым именем

Бар «Дорогая, я перезвоню...» остался в прошлом. Наше новое название – «Первым делом самолеты...». Мы решили отказаться от франшизы и попробовать развиваться самостоятельно. Думаю, от этого мы должны выиграть: у нас появился дополнительный стимул работать лучше. Все в наших руках.

Заведение меняет только название, а интерьер, меню, персонал, руководство и концепция останутся прежними.

Кстати, если говорить о команде, то у нас практически все бармены работают с открытия. Основной костяк официантов – тоже больше полугода. Всего в команде 25. Я считаю, что у нас очень хорошая команда, ни одного лишнего человека. И больше ответственности сейчас, во время перемен, я ощущаю за ребят, чем за себя.

Наша особенность – в том, что ребята работают открыто, позитивно, свободно.

В нашем баре официант может запросто  подсесть к кому-то за столик, пообщаться, в других заведениях – это будет восприниматься «в штыки». 

Наш персонал для гостей – как добрые друзья. Нигде в заведениях Читы не принято громкое приветствие гостей. Тем более – сразу всей командой. Такие простые вещи дают понимание, как здесь принято себя вести, что здесь открытая публика, позитивная и все друг друга рады видеть.

Сейчас мы работаем над тем, чтобы изменить представление о нас и все-таки придать бару уникальность.

Дело в том, что в больших городах на каждое заведение найдется свой клиент. Как я уже не раз говорил, можно быть не такими уж яркими – все равно люди к тебе придут, потому что в большом городе живет много людей. Нас же изначально восприняли как заведение с высокими ценами на еду и напитки. Меню было скорректировано под среднюю цену по городу, но первое впечатление клиентов сыграло для нас в минус. Теперь сложно вернуть доверие, отчасти поэтому мы решились на такой глобальный шаг.


Раньше люди считали, что мы – стрип-клуб

Новое название бару мы сами придумали. Наш арт-менеджер предлагал разные варианты, я выбрал именно этот. Были заданы критерии – похожее по эмоциям и смыслу название. Думаю, получилось похоже, даже чуть-чуть приличнее, чем было (смеется).

Прежнее название вызывало у людей разные ассоциации. Некоторые думали, что это гостиница – а-ля «Вдали от жен», другие считали, что стрип-клуб. В общем, название было неоднозначное, с новым таких ассоциаций возникать не должно.

Как бы то ни было, я убежден, что дело не в названии, а в продукте. Вряд ли кто-то когда-то думал, что красиво звучит название «Кока-колы».

Когда есть продукт – как канал продвижения очень хорошо работает сарафанное радио. В нашем случае, как практика показала, люди нас узнавали практически год. До недавнего момента некоторые не знали, что есть в городе такой бар. Ушел целый год, чтобы о нас услышали. 


Мы находимся в поиске нашей целевой аудитории

Хотим понять – кто это все-таки, на кого мы хотим работать. В настоящее время мы известны как тусовочное место – куда в пятницу, субботу многие хотят попасть. В выходные мы успешные, но есть еще целая будняя неделя! В такие дни посещаемость заведения сильно снижается, так как по-прежнему бытует мнение, что у нас дорого. Хотя вот ланчи у нас хорошо проходят. Мы находимся в бизнес-центре, и сотрудники местных офисов часто обедают у нас.    

Сейчас мы сделали новое меню на ужины будних дней – «комфортные ужины», запустили неделю назад. Но делать акцент только на еде – это не наша история. 

А вдруг наша целевая аудитория – это холостяки, которым не нравится готовить дома? Возможно, на них и надо строить продукт, какие-то более удобные штуки добавлять, например, раздавать купоны на стрижки в мужской парикмахерской, на фитнес-зал, на уборку в квартире.

Мы вообще в постоянном поиске. Например, продумываем, чем можно заманивать гостей в будние вечера, если они не пьют и не танцуют. У нас есть интересная игра – «Киносхватка». Собираются команды, показывают фрагменты из фильмов, музыку, участники  отвечают на вопросы. Игра проходит каждый вторник – и вполне успешно. В среду у нас живая музыка – играет местная кавер-группа «Контропанда». Пока непонятно, интересно ли это нашим гостям. Иногда бывает полный зал, иногда – вообще никого. Так, методом проб и ошибок, мы познаем барный бизнес в нашем городе.  


Региональные особенности

Самое главный фактор, влияющий на общепит в маленьких городах – то, что здесь человек быстро может добраться до дома, за 10 – 20 минут. В столицах на это уйдет 2 – 3 часа. Там на обед уже сложно уехать домой, так же – с завтраками и ужинами. Ехать до дома далеко, поэтому сначала поужинали – потом поехали домой.

В столицах кафе и бары раскручены в разы больше, потому что потребность в них в разы выше. Москвичи меньше едят дома, могут запросто обедать каждый день в заведении около работы.

В Чите такой потребности в общепите нет, как и в большинстве российских городов.

У нас и цены ниже. Уровень цен везде складывается от спроса, а у нас спрос в десятки раз меньше, чем в столицах.

В маленьком городе всегда думают, мол, «просто покушать я и дома могу, а обед в заведении – это особенной выход». Поэтому, если у нас люди куда-то идут, они собираются, готовятся, для них это отчасти – событие.

В этом вся региональная специфика, которая и проявляется в зависимости от размера города. 


Что изменилось за год?

В нашем подходе, в наших взглядах кардинально ничего не изменилось. Мы движемся вперед. Осуществляем все, что задумали. Возможно, не так быстро, как хотелось бы. Радует, что сейчас у нас положительная тенденция. Гости наше заведение любят и охотно посещают. Будние дни начали понемногу наполняться, стал стабильным ланч по посещаемости.

В подходе к делу мы себе не изменяем, все также зависит от нас. Изменения происходят только в процессе деятельности: мы почувствовали аудиторию, поняли, что нужно публике, постоянно придумываем разные «фишки», от некоторых отказываемся. Все происходит методом проб и ошибок. 

Сейчас думаем еще над одной «фишкой». Хотим попробовать такую штуку, связанную, скажем так, с упрощением знакомства девушек и молодых людей.

Наш бар посещает много молодежи. А в бары, кафе и рестораны многие ходят, задумываются они над этим или нет, познакомится с противоположным полом. Значит, наша задача – упростить им этот момент. Назвать его правильно, чтобы это выглядело на уровне, достойно, преподнести через  игру, например, танцы. Хотим сделать такой продукт, чтобы все знали, что в любое время, в любой день недели – придешь, а здесь буде происходить что-то интересное.

Изначально то, что мы делали для аудитории, не совсем им подходило. Но за то время, пока мы узнавали гостей, они к нам привыкли. Сейчас народ в Чите только начал понимать, что такое барная культура. Отчасти благодаря нам приходит понимание, что бар – это круто, это универсальное место – одновременно ресторан, кафе, танцплощадка. Все в одном, удобно и позитивно. Человек свободно себя чувствует в баре, и это большой плюс относительно других заведений.

Сегодня мы лучше понимаем, что нужно публике. Оказалось, все просто – людям ближе все знакомое и понятное. Еда должна быть простой, незамысловатой, вкусной и недорогой. Именно такую любит большинство, и по напиткам – то же самое. В меню должны быть проверенные напитки, которые люди уже знают.

Редкий случай, когда человек приезжает что-то новое пробовать. В большинстве своем люди приходят и уже знают, чего хотят выпить.    

Конечно, стартануть год назад нам помогли инвестиции: если бы не Венчурный фонд Промсвязьбанка, мы бы и не отрылись тогда. До сих пор, если возникают какие-то трудности, Фонд идет нам навстречу. Сотрудники стараются помочь, даже лично. Поэтому нам бывает неудобно, что мы не всегда оправдываем ожидание, где-то подводим.

Кроме того, сейчас я понимаю, что нам очень помогла команда Дмитрия Левицкого – основателя франшизы «Дорогая, я перезвоню».

На первом этапе команда принимала активное участие в нашем становлении. Помогала открываться:  ребята приехали – управляющий, менеджер, бармен – все учили наших сотрудников,  передавали знания, энергетический настрой.  Передали свой взгляд не только на бар, на жизнь. Тогда мы многому научились и пересмотрели свои подходы к делу. Пока работали по франшизе, команда Дмитрия Левицкого помогала, давала советы, мы созванивались.

Мы и сейчас наблюдаем за их работой, какие-то вещи перенимаем. Общаемся в большинстве своем по соцсетям – мы подписаны на их группы, они на наши. Следим друг за другом, отмечаем успехи. Они тоже, как Венчурный фонд, большие молодцы и реально нам помогли больше, чем было прописано в условиях договора. 

Основатель сети – Дмитрий Левицкий – заразил меня идеей барного бизнеса. Мне тогда была интересна не какая-то конкретная сфера деятельности, а в целом организация бизнеса – как создать свое дело, научиться его понимать. Но тот, кто попадает в барную сферу, навсегда в ней остается.

Что я могу сказать о будущем? Первым делом – самолеты, ну, а все остальное приложится. 


Материалы по теме:

7 непростительных ошибок в нейминге, которые совершают предприниматели

В идеальном баре тебя не стремятся напоить

Как открыть малый бизнес: пошаговая инструкция

10 лучших пабликов Екатеринбурга для предпринимателей

Фото: https://vk.com/barsamolety


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно