Екатерина Бочкарева

Кто лучше: секретарь или виртуальный помощник?

Технологические фирмы соревнуются друг с другом в том, чтобы стать личными секретарями пользователей. Электронные помощники читают книги вслух, организуют встречи, бронируют билеты, но по-прежнему неидеальны. Почему виртуальный ассистент пока неровня живому секретарю, объясняет The Economist.


Резвая толпа заполнила зал Bill Graham Civic Auditorium в Сан-Франциско 9 сентября. Люди пришли в это место, где обычно проходят рок-концерты, чтобы посмотреть на презентацию Apple, компанию, провозгласившую культ самой себя. Исполнительные директора вышли на сцену, чтобы презентовать обновления Apple Watch, iPhone и iPad, а также новую телевизионную приставку, благодаря которой станет проще искать телешоу и играть в игры.

Настоящим гвоздём программы, однако, была Siri, технология персонального помощника от Apple. Доступная сейчас на всех айфонах, Siri отвечает на голосовые команды, а в скором времени она будет встроена в новые телевизионные пульты Apple. Тогда пользователям не придётся шевелить пальцем, чтобы переключать каналы и находить новые сериалы. Если они захотят узнать прогноз погоды или результаты спортивных матчей, то могут спросить Siri и тут же получить мгновенный ответ.

Переход Siri на телевидение иллюстрирует рост ПО виртуальных помощников, которые имитируют некоторые навыки людей-секретарей: создают напоминания для встреч, отыскивают информацию и выполняют прочие задачи. Apple, которая приобрела Siri в 2010 году за $200 миллионов, стала лидером в этой области, несмотря на то что многие фирмы тоже работали над конкурентноспособными продуктами.

Google и Microsoft предлагают свои цифровые помощники на смартфонах — Google Now и Cortana — которые обладают глубокими знаниями о пользовательских привычках и распорядке дня. Amazon продаёт отдельный гаджет, который, помимо всего прочего, проигрывает музыку, читает книги вслух и помогает покупать вещи через Amazon. 8 сентября Baidu, китайский интернет-гигант, объявил о выходе своего цифрового агента — Duer. Недавно Facebook объявил о выпуске консьерж-сервиса под названием M, который будет доступен через их приложение-мессенджер. По началу задания будут выполнять люди, но со временем это изменится.

У всех этих фирм по-прежнему есть дефекты, требующие доработки, но уровень сложности и диапазон функций программ их персональных помощников широк. Рост популярности Siri и других виртуальных ассистентов — важный тренд, формирующий будущее потребительского интернета: эволюцию «поиска», который отошел от запросов, набираемых вручную, к более индивидуальному, интерактивному сервису, а также постепенный переход от отдельных приложений к экосистемам сервисов, работающих совместно с программным персональным помощником.


Siri (Apple,2011)

Как и все остальные, может отыскивать нужную информацию, отправлять текстом голосовые сообщения, проигрывать музыку, резервировать столики в кафе и прочее. У неё есть чувство юмора, но она не всегда справляется с более сложными запросами. Доступна на устройствах Apple, недоступна на Android.

Google Now (Google, 2012)

Пожалуй, самый лучший виртуальный помощник для большинства людей. Обрёл популярность благодаря интегрированным в него сервисам Gmail и Google Calendar. Может найти информацию и выполнять запросы, использует «карты», которые показывают уведомления и полезную информацию пользователям. Интегрируется с другими сторонними приложениями. Доступен на Android и гаджетах Apple.

Cortana (Microsoft, 2014)

Хорошо справляется с распознаванием голоса. Может считывать календарь и информацию о звонках, даёт продуктивные советы и напоминания. Интегрирован в устройства Windows, ПК и мобильные. На устройствах, не связанных с продукцией Microsoft, работает в ограниченном режиме.

Echo (Amazon, 2014)

Хорошо понимает голосовые команды с расстояния. В отличие от конкурентов, хочет быть хабом для «умного дома». Упрощает процесс заказа покупок с Amazon при помощи голосовых команд. Открыт для сторонних разработчиков. Стоит около $180, хотя его конкурентные аналоги доступны бесплатно.


Согласно данным исследовательской фирмы Gartner, около 38% американских потребителей недавно начали использовать сервисы виртуальных помощников на смартфонах; к концу 2016 года примерно 2/3 потребителей развитых рынков будут пользоваться ими ежедневно. Программные роботы всё лучше предугадывают потребности пользователей на основе прошлого поведения и нынешнего местоположения.

Виртуальные секретари, предложенные множеством техгигантов, — это часть более глобальных попыток усовершенствовать искусственный интеллект и в особенности «машинное обучение» — обучая компьютеры перерабатывать огромные объёмы данных, распознавать паттерны и улучшать существующие функции. Компании тратят миллионы долларов, приобретая стартапы из этой сферы и стремясь нанять специалистов по искусственному интеллекту. По последним данным, одна только Apple ищет около 90 экспертов, а Facebook недавно нанял звезду искусственного интеллекта, академика Яна Лекуна на должность руководителя исследовательского центра по этой теме.

Распознавание голоса быстро совершенствуется, хотя и остаётся неидеальным. Два года назад Google Now неправильно интерпретировал около 25% сказанного, но сегодня это число снизилось до 8%, согласно Апарне Ченнапрагаде, ответственной за развитие продукта. Сейчас компании больше сосредоточены на том, как использовать сохраняемую пользователями информацию на девайсах для того, чтобы давать продуктивные рекомендации, а не просто отвечать на вопросы.

comp

Источник: Yesterdaycheese.blogspot.com

В этом до жути преуспела Google. Например, на почту пользователям приходят уведомления о том, когда нужно выходить, чтобы успеть на встречу или на самолёт. Cortana от Microsoft делает то же самое, но до недавнего времени она была доступна только на устройствах Windows. Технология глобального местоположения уже стала стандартной функцией на смартфонах и помогает виртуальным ассистентам выполнять их работу лучше. Если потребитель хочет получить напоминание о покупке молока, когда проходит мимо супермаркета, то с телефона раздастся сигнал, когда пользователь там окажется.

Технологии упрощают утомительный процесс организации встреч. Несколько стартапов, включая Clara Labs и x.ai, представили виртуальные помощники–органайзеры. При помощи специального сочетания алгоритмов и людей они помогают организовывать встречи.

Подписчики высылают запрос о бизнес-встрече роботу на электронную почту; он сканирует их календари и выбирает удобный для них интервал времени. В среднем для организации встреч человеку приходится писать по семь электронных писем, поэтому виртуальные ассистенты могут сэкономить очень много времени. Как правило, люди обращаются с виртуальными помощниками любезно, хотя и знают, что им отвечает робот, считает Деннис Мортенсен, директор x.ai. Когда-нибудь программное обеспечение станет настолько хорошим, что они даже не догадаются о том, что их собеседник — машина.

Пока большей части живых личных секретарей не стоит переживать о том, что их работу вытеснят технологии — по крайней мере, пока. Цифровые помощники служат в качестве удобного, освобождающего руки способа найти информацию, но не всегда справляются с выполнением более сложных задач, например, с бронированием билетов на самолёт. Автор этой статьи потратил несколько дней на то, чтобы «нанять» несколько доступных электронных помощников. Несмотря на то, что они могут найти близлежащие рестораны или забронировать столик через OpenTable, они пока ещё не разбираются в этом настолько хорошо, чтобы выдать свою точку зрения и посоветовать «лучшую» итальянскую кухню. Echo, продукт Amazon, может без колебаний дать определение «личного помощника», но совершенно не знает, что ответить, когда его собеседник спрашивает, является ли Echo его личным помощником.

sec

Источник: Giphy.com

Чтобы угодить своим хозяевам, виртуальным помощникам необходимо наладить взаимодействие с внешними сервисами, чтобы полноценно выполнять запросы. Таково видение Viv, стартапа под руководством основателей Siri. Ожидается, что они запустят аналогичный сервис в следующем году. Существующие виртуальные помощники также делают шаги вперед. Например, Cortana связывается с Uber, чтобы зарезервировать автомобиль для своего хозяина, а недавно начала показывать акции со скидками, когда юзеры ходят по магазинам или ищут что-то в Сети.

Популярность виртуальных ассистентов создаёт несколько проблем. Первое — это конфиденциальность. У лучших сервисов будет доступ к сокровищницам данных, но как потребительская информация будет открываться для внешних компаний, которые также задействованы в выполнении задач, пока неизвестно. Второе — в отличие от живых секретарей, которые работают на одного человека или фирму, виртуальные ассистенты не отдают предпочтение кому-то одному. Например, Google Now и Facebook M могут работать в интересах потребителей, но их родительские компании зарабатывают деньги, продавая таргетированную рекламу и добывая пользовательские данные. В противовес этому Apple сделала ставку именно на конфиденциальность при продаже своего продукта.

Похожая дилемма возникает в коммерции. Поскольку виртуальные помощники помогают приобрести больше покупок в интернете, то они смогут способствовать росту определённых фирм, но других — лишать их бизнеса. Что выберет ваш виртуальный ассистент, бронируя билет на самолёт из Сан-Франциско в Лондон: самый дешёвый вариант или билет той компании, которая сотрудничает с фирмой-производителем этого помощника? По мере того как виртуальные секретари обретают всё большую мощь, вопрос о том, кто на кого работает, становится всё более актуальным.

Источник.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно