Виктория Кравченко

Как виртуальная реальность перевернет шахматный спорт

Президент World Chess by Agon Limited Илья Мерензон знает, как увлечь продвинутую молодежь шахматами. Пусть наденут очки виртуальной реальности.


В ноябре 2016 Нью-Йорк примет чемпионат мира по шахматам, который по нескольким причинам является уникальным событием. Это и модная площадка в районе South Street Seaport, и технологичность события, и возвращение российского гроссмейстера на лидерские позиции впервые за 10 лет.

Однако наиболее удивительный факт – это самый молодой матч за звание чемпиона мира по шахматам в истории. Норвежцу Магнусу Карлсену всего 25, а россиянину Сергею Карякину 26 лет! Это лучшее доказательство того, насколько помолодела аудитория шахмат в целом. Впервые в этом году за поединком гроссмейстеров будут наблюдать представители поколения смартфонов, те, кто привык потреблять контент с мобильных устройств и выбирать из множества форматов наиболее комфортный для себя. Это одновременно и серьезный вызов, и большая возможность для шахматного спорта. 

Как заинтересовать продвинутую молодежь шахматами, сломать стереотипы, связанные с игрой и уйти от определения «скучно»? 

Привести игру в понятную для аудитории среду, в digital!

Несколько лет назад компания World Chess by Agon Limited, обладатель коммерческих прав на проведение всех турниров чемпионского цикла ФИДЕ, начала работу по глобальному развитию профессионального шахматного спорта. За это время был проведен полный ребрендинг шахмат, структурирована система проведения турниров и создана единая онлайн-платформа. Все это направлено на то, чтобы сделать игру зрелищной и объединить огромную международную шахматную аудиторию. 

Сейчас шахматы можно назвать настоящим IT-феноменом: наступление онлайн-эры дало новый колоссальный импульс к их развитию. Из некогда салонной игры постепенно они превратились в одну из самых популярных онлайн-игр. По подсчётам World Chess by Agon Limited, шахматные программы загружены более чем на 1 млрд смартфонов, что означает наличие потенциальной аудитории в миллиард человек! При этом ее бурный рост произошел в течение нескольких последних лет — одновременно с расширением рынка смартфонов.

Трансляция будущего в настоящем

Сорок лет назад матч за звание чемпиона мира между Бобби Фишером и Борисом Спасским стал настоящей телевизионной сенсацией. В разгар Холодной войны поединок гроссмейстеров символизировал противостояние Востока и Запада, что лишь усиливало интерес зрителей и СМИ. Очевидно, что сегодня телевизионный эфир шахматного турнира может увлечь довольно ограниченный круг людей, а интернет с его многочисленными возможностями, напротив, становится настоящей объединяющей платформой для болельщиков.

*Совокупная аудитория СМИ, ведущих трансляцию чемпионата мира

Уже в 2014 году матч Магнуса Карлсена и Вишванатана Ананда в Сочи собрал рекордную онлайн-аудиторию – более 1,2 млрд человек*. Хотя, любопытно, что в Норвегии, на родине Карлсена, и телевизионная трансляция матча не прерывалась ни на минуту, а на следующий день после его победы население бросилось раскупать шахматные наборы. Интерактивность, пользовательский контент, эффект присутствия становятся инструментами для создания спортивных трансляций принципиально нового уровня. 

Зрителям больше не нравится молча наблюдать за игрой со стороны, им хочется стать участниками происходящего, оказаться ближе к своим кумирам, а, может быть, даже на их месте. И сегодня это можно сделать.

Как? Надев очки виртуальной реальности. 

Вне всякого сомнения, использование VR-технологий выводит трансляцию шахмат и других интеллектуальных соревнований на уровень Олимпийских игр. Например, в этом году в олимпийском Рио-де-Жанейро американская телекомпания NBC получила эксклюзивные права на виртуальную трансляцию. А теперь у болельщиков со всего мира есть возможность оказаться в Нью-Йорке за одним столом с Магнусом Карлсеном и Сергеем Карякиным. Еще несколько лет назад это казалось чем-то из области фантастики!

За одним столом с гроссмейстерами

Нажмите, чтобы увеличить

Согласитесь, поклонники футбола или хоккея все-таки предпочтут смотреть матч в шумной компании друзей, чем в одиночку, пусть и в очках виртуальной реальности. Тогда как виртуальная трансляция в формате 360° дает другие ощущения. Смартфон в комплекте с очками виртуальной реальности перемещают его в Нью-Йорк. Двигаться по площадке позволяет панорамная картинка и функция гироскопа, встроенная в смартфон.

Можно смело зайти прямо в зал к гроссмейстерам, которые отделены от зрительской трибуны стеклянной звуконепроницаемой стеной, подойти к столу и, возможно, стать свидетелем решающего хода. Лучшего способа сделать игру захватывающей для зрителя сложно придумать. 

Отдельная возможность – изучение площадки Чемпионата, здания легендарного Фултонского рынка вблизи Уолл Стрит. Переключаясь между картинками с многочисленных камер, пользователь может выбрать для себя удобную точку просмотра, например, первый ряд зрительской трибуны или VIP-зону. В конце концов, интересно просто проникнуться атмосферой чемпионата, который на целых три недели станет основной темой для жителей и гостей Нью-Йорка.

Уверен, что такая возможность привлечет в стан шахматных болельщиков миллионы новых зрителей. Как раз для новичков и непрофессионалов чемпионат будет комментироваться на нескольких языках.  Очевидно, что и здесь к молодой аудитории нужен определенный подход.

Воспринимать на слух разбор шахматной партии, даже когда ты следишь в прямом эфире за происходящим на доске, не так уж и просто. Для этого мы собрали пул комментаторов из известных поклонников шахмат. Так что, возможно, у микрофона окажется чей-то кумир из мира музыки или кино. 

Для профессиональных болельщиков предусмотрен целый комплекс опций, который в то же время может стать отличным вводным курсом для тех, кто решил погрузиться в основы шахматной игры. Многофункциональная шахматная доска фокусируется непосредственно на игре, а не на персоналиях гроссмейстеров. 

В первую очередь это возможность проследить стратегию каждого игрока и оценить, насколько она оказалась выигрышной в итоге. Чемпионат мира по шахматам — это 12 напряженных партий, где каждый ход может повлиять на счет и исход поединка. Интерактивная шахматная доска позволяет остановить игру в любой момент, вернуться на пару шагов назад и попытаться понять, почему Карякин или Карлсен сделал такой ход.

Более того, каждый пользователь может не согласиться с решением гроссмейстера, предложить свой вариант хода и посмотреть, как развивалась бы игра в таком случае. Здесь же доступен онлайн-чат с экспертами и другими зрителями. Это отличный пример того, о чем я говорил ранее: создания единого сообщества болельщиков в онлайн-среде. 

Шахматы начинают формировать новый тренд — моду на интеллектуальные игры. А интеграция игры в глобальную информационную среду, на экраны компьютеров, смартфонов и планшетов, позволяет возродить интерес к игре в каждой семье.


Материалы по теме:

Будущее виртуальной реальности: прогноз Andreessen Horowitz

«Онлайн-курсы не заменят живых учителей» — Джимми Уэйлс, создатель «Википедии»

Виртуальная реальность поможет риелторам продавать квартиры

Создатель мультсериала «Рик и Морти» сделал игру для VR


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно