Александр Чикунов

Возврат на инвестиции: каким стартапам подойдет этот метод оценки

Александр Чикунов, руководитель аналитического отдела инвестиционной площадки StartTrack, рассказывает о разных способах оценки молодого бизнеса.

В сегодняшней статье разбираем упрощенный метод возврата на инвестиции.

О методе DCF читайте тут.


Когда время ограничено, а поток потенциальных проектов – большой, нужно сокращать время на анализ каждого проекта. В этом случае можно применять менее детальный анализ.

Одним из наиболее распространенных методов оценки молодых компаний на сегодняшний день является простой прогноз-анализ возврата на инвестиции (с применением дисконта к стоимости бизнеса).


Как это выглядит?

Сначала мы, опять же, прогнозируем доходы компании – ее выручку. По тому же сценарию, как и в DCF, смотрим на историю продаж. Если она уже была, подсчитываем, сколько клиентов принесет нам реклама и прочие маркетинговые активности. В обратном случае исходим из данных о рынке. После чего –прогнозируем затраты, опять же, по аналогии с DCF, принимая во внимания все статьи затрат.


EBITDA

Рассчитав предполагаемые выручку и затраты, мы начинаем понимать, какой приблизительно будет EBITDA, то есть прибыль до выплат налогов, процентов по кредитам и начислению амортизации.

Обычно инвесторы останавливаются именно на этом уровне при расчетах, так как этот показатель указывает на операционную эффективность бизнеса и его возможно сравнивать с другими аналогичными по деятельности компаниями. В нем не учитываются налоги (которые различаются от страны к стране) и долговой нагрузки. Ее условия, опять же, зависят от страны и макроэкономических факторов.


Мультипликатор

После получения EBITDA нужно получить соответствующий мультипликатор для расчета стоимости бизнеса. Обычно в таком случае применяется формула:

Мультипликатор EV (стоимость бизнеса) / EBITDA

Мультипликатор – это некий множитель, который позволяет получить рыночную оценку бизнеса. В нашей практике мы пользуемся базой CB Insights для получения таких мультипликаторов (за минусом 50% за «страновой риск» в случае, если мультипликаторы даны по западным сделкам).

Частный инвестор может попробовать найти мультипликаторы в открытых источниках – если нет доступа к аналогичным базами.

Может случиться так, что у компании долгое время нет EBITDA. В этом случае используется мультипликатор:

EV / Значение годовой выручки компании

Это довольно распространенная практика для e-commerce.

Получив мультипликаторы, их нужно умножить на значение выручки в определенный момент времени (по прогнозу, который был построен ранее) или на значение EBITDA – в зависимости от предпочтений инвестора. В итоге получится стоимость бизнеса в тот момент времени, когда инвестор собирается выходить из проекта.

После этого обычно корректируется стоимость (дисконт от стоимости) и делаются все те же действия, что в анализе DCF для вашего ROI.

 


Материалы по теме:

Почему вам необходима финансовая модель?

4 главных показателя для оценки вашего рынка

Инвесторскую грамотность – в массы!

Как российский сервис для аренды частных самолетов попал в акселератор в США

Фото на обложке: Shutterstock.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно