Светлана Зыкова

Тренды уходящего года: как виртуальная реальность изменила HR

Как виртуальная реальность меняет подходы к рекрутменту – в авторской колонке рассказывает Арик Ахвердян, CEO VCV.ru.


Пока одни люди спорят, удастся ли человечеству к 2035 году освоить телепортацию, другие знают: будущее уже наступило — и это виртуальная реальность (VR). Согласно данным компании SuperData, рынок VR к 2020 году достигнет $40 млрд. Сегодня традиционная область использования VR – развлечения, однако самые дальновидные компании уже начинают встраивать виртуальную реальность в бизнес-процессы. VR пришел и в российский HR: сервис видеоинтервью VCV.ru одним из первых на рынке рекрутмента заявил о планах по запуску VR для отбора персонала в следующем году. HR в целом становится все более технологичным — это важно и удобно прежде всего для экономии времени и финансов. Мы расскажем, для каких направлениях HR виртуальная реальность может стать незаменимым помощником.

Отбор персонала

Неважно, работаете ли вы в корпорации с представительствами по всему миру или в небольшой компании с парочкой офисов в регионах — вы скорее всего сталкивались с подбором удаленного персонала. Сегодня существуют два распространенных сценария такого отбора: приглашать всех кандидатов в главный офис, либо (более популярный вариант) использовать онлайн-собеседование. Но разговор по скайпу не поможет сформировать объективное и полное впечатление о кандидате. С помощью VR рекрутерам в полной мере удастся оценить реакцию соискателей на вопросы, их мимику, жесты и прочие средства невербальной коммуникации. Инновацией для HRуже заинтересовались иностранные компании.Например, британское финансовое агентство Lloyds Banking Group заявило о начале использовании технологий VR для собеседований. Рекрутеры агентства будут наблюдать за тем, как кандидат решает задачи и проблемы в виртуальной реальности. При этом соискатели смогут свободно передвигаться в виртуальном мире и перемещать объекты.

Кроме того, VR вносит существенный вклад в глобализацию. Представьте корпорацию мечты: IT-команда работает из Кремниевой долины, маркетологи вдохновляются Парижем, юристы находятся в Берлине, а генеральный директор загорает на Мальдивах. У бизнеса больше нет границ — по крайней мере, географических. Работодатели смогут нанимать себе лучших специалистов мира, не уговаривая их на переезд.

Легендарный экс-евангелист Apple Гай Кавасаки отказался возглавить Yahoo! в ее ранний период, потому что не хотел тратить по 2 часа в день на дорогу до главного офиса компании и обратно. Кавасаки считает это своей главной ошибкой.

Согласитесь, если бы Yahoo! использовала VR для найма и управления персоналом, судьба Кавасаки и, возможно, вся новейшая история IT сложились бы иначе. С распространением VR компании смогут обходиться совсем без офисов и проводить интерактивные собеседования из любой точки мира. Так, о применении VR для персонала заговорил «Сбербанк», планируя глобальные технологические нововведения

Ассессмент

Одна из важнейших процедур оценки персонала — деловая игра, которая моделирует реальные ситуации на рабочем месте. Ассессмент часто используется при отборе соискателей, при этом игры могут замещаться ситуационными вопросами или кейс-интервью («Представьте, что вам надо продать губную помаду зеленого цвета за $50»). К сожалению, далеко не все обладают абстрактным мышлением и готовы проявить на таком интервью действительно все профессиональные компетенции.

Существует и другая опасность: сотрудники могут превосходно показать себя, но растеряться при встрече с настоящими клиентами.

VR приближает условия ассессмента к реальным практически на 100%. Сотрудник или кандидат надевает очки и оказывается за настоящим прилавком, держит в руках зеленую помаду, смотрит в глаза потенциальному покупателю и убеждает его совершить покупку, используя все свои навыки. Или, если это руководящая позиция, разрешает конфликт в коллективе. При этом оценивает соискателя не человек, а система.

Да, для многих такой ассессмент станет непростой задачей — но кто обещал, что будет легко?

Адаптация

После того, как мы отобрали удаленных сотрудников, нам необходимо познакомить их со всей командой. Часто руководители пропускают этот этап, считая его пустой тратой времени. Разве можно в таком случае говорить о сплоченном коллективе, командной работе и корпоративной этике? Гораздо продуктивнее двигаются к общей цели те сотрудники, которые взаимодействуют друг с другом. Для этого недостаточно завести общий чат в Telegram и добавить туда новичков.

На помощь снова приходит технология VR. За один день новый сотрудник может побывать в кабинете у генерального директора, отправиться на производство, поздороваться лично с каждым коллегой и проследить за всеми функциональными процессами в компании. Кроме того, VR может отлично способствовать сплочению коллектива. Как вам идея виртуального новогоднего корпоратива? Или командное путешествие в Австралию, не выходя из офиса?

Обучение

В некоторых школах США используется программа TeachLive – симулятор учебного класса для учителей. Виртуальные ученики задают педагогу каверзные вопросы, плохо себя ведут и создают непростые ситуации — а учитель в VR-шлеме учится правильно реагировать. Такой тренажер помогает молодым педагогам привыкнуть к непростой школьной среде еще до выхода на работу, а опытным учителям — адаптировать новые методики преподавания.

Российским HR будет полезно взять на заметку опыт американских коллег. VR создает имитацию рабочей среды и работает эффективнее теоретических тренингов и лекций. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Врачи, пилоты или водители уже давно используют тренажеры для обучения, так почему бы не сделать то же самое для менеджеров?

Кроме того, VR может существенно снизить экономические и временные затраты на обучение персонала. Многие компании, особенно региональные, отправляют сотрудников на тренинги в другие города — и оплачивают им проезд и проживание в гостинице. Эта необходимость исчезает с появлением виртуальной реальности.

Деловые встречи и собрания

Даже в нашей воображаемой компании будущего, где нет офисов и официального графика работы, нельзя отказаться от периодических собраний: обсудить дела компании, поставить цели и рассказать о нововведениях в переписке довольно проблематично. Придется долго согласовывать время встречи, арендовать зал, тратить деньги на перелет и отель, организовывать бизнес-ланчи.

Конечно, можно организовать конференцию в скайпе или по телефону. Но вспомните эти вечные проблемы со звуком и видеосвязью или внезапный дисконнект генерального директора во время важного вопроса...

VR позволяет проводить собрания с сотрудниками или деловыми партнерами со всего мира. Одним нажатием кнопки вы переноситесь в конференц-зал, встречаетесь лицом к лицу с коллегами, обмениваетесь рукопожатиями, если у вас есть VR-перчатки. Виртуальная реальность облегчает взаимодействие и создает видимость большого и дружного коллектива компании (которым, разумеется, вы и являетесь). Кроме того, можно хоть каждый день организовывать планерки и летучки с удаленными сотрудниками.

Виртуальные презентации

Случалось ли вам наблюдать, как ваши коллеги начинают зевать и вздыхать, когда на собрании кто-то показывает свою презентацию? Графики и диаграммы уже порядком надоели; для рассказа о своих идеях и достижениях нужен новый подход.

С помощью VR вы можете пригласить сотрудников в виртуальное путешествие по своему проекту. Если вы продавец, продемонстрируйте начальнику новый подход к клиентам в действии. Если вы архитектор, позвольте зайти коллегам в 3D-модель будущего дома.

Так, IKEA в апреле 2016 года выпустила приложение IKEA VR Experience, чтобы все желающие могли прогуляться по виртуальной кухне и тщательно рассмотреть интерьер

Но даже если вам нужно представить только теоретическую информацию, вы можете существенно оживить ее в виртуальном пространстве Объявите бойкот PowerPoint: с VR ваши проекты станут гораздо более интересными и важными. 

Разумеется, технология виртуальной реальности все еще далека от идеала. Многие компании пугает стоимость внедрения VR во все HR-процессы. Кроме того, чтобы «раскачать» крупные неповоротливые корпорации на нововведения, требуется много времени и сил. Да и само качество виртуальной реальности зачастую требует улучшения и доработок. Впрочем, 20 лет назад казалось невозможным проводить собеседования «на расстоянии» и нанимать половину штата удаленных сотрудников. Технологии способны удивлять — и возможно, через пять лет наши рассуждения о пользе VR в HR окажутся наивными и очевидными.


Материалы по теме:

«Антирабство» Алены Владимирской запустило на Wi-Fi.ru бесплатные советы по поиску работы

Как стартап с русскими корнями интегрирует VR и 3D-технологии в ведущие международные компании

Эти программы помогают найти идеального кандидата в команду

«Научи себя сам»: с чего начать, чтобы работать в VR?

Галереи по теме:

Скрытые тактики, которые используют HR-менеджеры


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно