Виктория Кравченко

Как заработать на науке – время других стартапов

Долгие годы венчурным инвесторам было гораздо проще вложиться в мобильное приложение, чем в научный проект. Однако сейчас все изменилось. О том, почему время научных стартапов настало именно сейчас, и что делать будущим предпринимателям из научной среды рассказала Гульнара Биккулова, заместитель генерального директора РВК.


Несколько лет назад слово «стартап» в России прочно ассоциировалось только с интернет-проектами. Большинство сделок на венчурном рынке совершались непрофессиональными инвесторами, для которых веяния моды были важнее, чем разумная оценка окупаемости проекта. Инвесторам было проще вложиться в мобильное приложение, чем оценивать комплексные риски научных проектов. Сегодня рынок, наконец, созревает для работы с более консервативными секторами экономики. Одной из главных открытий в российской инновационно-венчурной экосистеме за последнее время: проекты из области фундаментальной науки могут приносить деньги своим создателям.

Под влиянием импортозамещения и с приходом на рынок корпоративных инвесторов волна предпринимательства дошла до тех отраслей, где заниматься технологическими проектами было невыгодно. Со стороны венчурных инвесторов и корпораций обозначается спрос на такие стартапы.

Это зарождающийся тренд. Изменения не очень заметны в финансовом эквиваленте, но в обзоре российской венчурной индустрии за 2015 год в секторе биотехнологий было отмечено увеличение числа сделок с 6 до 39 по сравнению с предыдущим годом, а количество сделок в промышленной сфере выросло с 10 до 15. В рамках акселератора GenerationS, который проводит РВК, мы тоже наблюдаем эту тенденцию: ежегодно самыми популярными по числу заявок становятся промышленное, биотехнологическое и медицинское направления.

Развитию научных, промышленных, медицинских стартапов способствует ряд причин:

  1. Во-первых, постепенно наполняется жизнью инфраструктура: технопарки, бизнес-инкубаторы, акселераторы. В российских университетах также появляются программы по коммерциализации научных разработок.
  2. Во-вторых, появляются профессиональные инвесторы, которые готовы работать с проектами реальной экономики и разбираются в узких темах.
  3. В-третьих, реализуются программы господдержки научных проектов. У предпринимателей появляется осознание того, что они развивают свои проекты не в одиночку.

Наконец, важный стимул для научного предпринимательства – это идейный кризис в традиционном корпоративном мире. Мир меняется, становится более конкурентным, все находятся в состоянии поиска идей и проектов. Инновационная экосистема во многом формируется из экспериментов людей, достигших карьерного потолка. К решению создать свой бизнес приходят и ученые, и предприниматели, и сотрудники крупных компаний. Для многих это реальная возможность творчески заниматься тем, что им интересно. Кроме того, сегодня на российском рынке в сфере инноваций сформировалась достаточно комфортная среда с высоким интеллектуальным уровнем всех участников, где принято поддерживать тех, кто рискует инвестировать или создавать свой бизнес.

Неслучайно то, что происходит в венчурной отрасли, иногда называют «инновационной песочницей». Так описывают не только масштаб проекта, но и специальные, комфортные условия его реализации.

Одна из важных задач РВК – показать людям с перспективными идеями, что есть возможность заработать на науке. Людям с научно-техническими компетенциями необходимо получить навыки построения бизнес-плана, маркетинговой стратегии, линии защиты интеллектуальной собственности, узнать об инструментах государственной поддержки, поиске потенциальных партнеров и заказчиков.

Если тезисно отвечать на вопрос, что делать будущим предпринимателям из научной среды, можно дать следующие советы:

  • Пробуйте разные стратегии. Всегда сложно сделать первый шаг, но нужно помнить, что сфера инноваций дает большую свободу в выборе разных карьерных и жизненных траекторий, предоставляя возможность использовать прежде всего интеллектуальный и креативный потенциал. Можно стать собственником бизнеса, войти в команду существующего стартапа в качестве сотрудника или консультанта, стать отраслевым экспертом для инвесторов и стартапов.
  • Ищите свою команду. Успех бизнеса – это всегда командный результат. Независимо от того, являетесь ли Вы лидером или присоединяетесь к существующей команде, важно найти своих единомышленников и четко договориться о зонах ответственности на берегу.
  • Умейте брать ответственность. Некоторые ученые, пытающиеся стать предпринимателями, живут в концепции «все мне должны за то, что я решился на такой ответственный шаг» и неудачи воспринимают как недостаток поддержки со стороны окружающих. На самом деле предпринимательская культура предполагает высокий уровень личностной зрелости и ответственности, до которого нужно дорасти.
  • Будьте лучшим экспертом в своей теме. Мы часто видим проекты, которые позиционируются как уникальные и не имеющие аналогов в мире. Однако это убеждение иногда основано на устаревшей информации. Сегодня отрасли меняются очень быстро, каждый день появляются новые стартапы. В то же время мир становится все более и более информационно прозрачным и следить за тем, что происходит в тех или иных отраслях, становится все проще. Обращайте внимание на больших игроков своей сферы. Компании из Кремниевой долины масштаба IBM регулярно проводят технологические советы, где совместно со стартапами обсуждают технологии будущего и включают перспективные разработки в долгосрочный стратегический план.
  • Общайтесь. Умение кооперироваться и взаимодействовать с людьми – это действительно важно. «Нетворкинг в коворкинге» может быть и стал мемом, но общение в неформальной обстановке с коллегами поможет вам развиваться. Общение как минимум необходимо для того, чтобы быть в курсе существующих трендов.
  • Учитесь. Технологической экспертизы недостаточно для грамотного ведения бизнеса. Этот факт зачастую игнорируется. При этом получение бизнес-навыков не всегда предполагает плату. В России действует несколько десятков региональных стартап-школ, а также проводятся бизнес-интенсивы.
  • Становитесь частью сообщества. Если проект перспективен, достаточно попасть на радары ключевых участников сообщества, чтобы тебя заметили и помогали развиваться.

Материалы по теме:

25 стартапов 2016 года, которые могут стать миллиардерами

Скоро каждый сможет создать собственную нейросеть

Как стартапы могут использовать данные, чтобы стать умнее

Как венчурный инвестор видит рынок виртуальной и дополненной реальности

Я превратил двухнедельную подработку в успешный стартап

Британский подросток заработал £48 тысяч, давая имена китайским детям


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно