Тиффани Обзер

MVP — это не прототип. Прототип нельзя продавать, а MVP — можно

Многие стартапы, разрабатывая продукт или услугу, не различают стадии развития проекта. Каким бы ни был продукт, перед тем как начать его тестировать на потенциальных покупателях, нужно довести до стадии MVP — minimal viable product (минимально жизнеспособная версия продукта). Что это, как и зачем это делать, рассказывает Тиффани Обзер, куратор в SeedStars World.

Тиффани, кстати, скоро приедет в Москву — проводить очередной этап конкурса SeedStars World. Для участия вам нужен стартап с MVP, которому менее двух лет и в который проинвестировано не более $500 тысяч. Заявку можно подать до 15 сентября.


Когда мы запустили международный конкурс стартапов SeedStars World, одним из ключевых условий для участия стало наличие MVP. Это важная стадия работы над любым проектом. Именно в этот момент все заинтересованные лица (команда, инвесторы, потребители) понимают, что же в итоге они получат на выходе. А главное, в чём польза для потребителя.


MVP — это не прототип


Прототип нельзя продавать, а MVP — можно. Потому что на стадии MVP прототип становится продуктом,выполняет ключевые функции. И покупатель готов за него платить, пусть продукт даже будет с обрезанной функциональностью и кривым дизайном.

Попытки достичь стадии MVP без промежуточных шагов обычно выглядят комично, потому что команда не всегда угадывает, что именно понравится или не понравится потребителю. Поэтому нужно не жалеть время на проблемные интервью и доработку продукта по советам тех же инвесторов.


Фидбэк от потенциальных клиентов


После сбора фидбэка (обратной связи — прим. ред.), анализируйте и выявляйте жизнеспособность. «Жизнеспособность» следует читать в контексте выживаемости внутри рынка. Угадали с потребностями клиента и подтвердили ценностное предложение, но боль уже давно решается на рынке крупным игроком? До свидания, продукт нежизнеспособен. Выживаемость — штука относительная.

Источник фото.


Как выбрать минимальный набор функций


У каждого стартапа здесь своя история.

Например, в этом году второе место на региональном этапе SeedStars World в Праге заняла команда MyStay. Ребята создали платформу, где отели могут создавать себе мобильные приложения, в которых 80% услуг предоставляются оффлайн. Тот случай, когда проект рождается из собственного опыта — один из основателей, Радек, заблудился на Шри Ланке, без языка, карты и с бесполезным смартфоном в кармане.

Соосновательница MyStay, Павлина Зыхова рассказывает, что с MVP у них было всё просто и понятно:

«Наш продукт вырос из нашего собственного опыта. Когда мы начали его создавать, мы уже понимали, чего хотим и кто наши пользователи. Конечно же, мы исследовали рынок: проводили интервью (как среди наших клиентов — отелей, так и пользователей приложения — путешественников). Исходя из этого сформировали MVP».


А вот Геворг Сафарян из EarlyOne говорит, что самым сложным для их команды было определиться именно с минимальными требованиями для своего продукта. EarlyOne — это приложение, которое помогает людям избежать ожидания в очередях, а владельцами бизнесов эффективно управлять сотрудниками. Стартап победил в этом году в региональном этапе конкурса SeedStars World в Ереване и уже готовится покорять мир на финале в Швейцарии.

«Мы проводили опросы, собирали встречи с нашими потенциальными покупателями, чтобы создать полезный продукт, отвечающий запросам аудитории. Самым сложным было выделить минимальные запросы наших клиентов и создать список только тех функций, которые нужно включить в MVP. Было очень трудно сдерживать амбиции команды, ведь мы прекрасно представляем, как приложение должно выглядеть в идеале, но вынуждены отказываться от введения многих функций на стадии MVP», — поделился Геворг.

Если не зашло


Продукт вы всегда сможете допилить, если он не найдет путь к сердцу клиента. А вот ресурсы нужно экономить, потому что их мало. MVP находится в точке равновесия между «хотелкой» клиента и затраченными усилиями команды.

После всего, что вы наделали во время создания и тестирования MVP, нужно проанализировать случившееся. И если выводы направляют в сторону переработки концепции — шах и пивот.


И если зашло


Если результаты ваших стараний превзошли все ожидания, можно задуматься о развитии проекта. Искать инвестора, наращивать паблисити, участвовать в конкурсах. Главное — не останавливаться и совершенствовать свой продукт, ориентируясь на тренды, потребности рынка и общества.


Чек-лист по MVP:

  1. Определите потребность клиента, за которую он готов заплатить.

  2. Продумайте варианты решения.

  3. Рассчитайте разработку MVP так, чтобы свести к минимуму затраты на него: деньги, человекочасы — все это должно расходоваться в разумных пределах.

  4. Собирайте продукт, решающий проблему. Определитесь, с какого набора функций вы стартуете: выкиньте все лишнее.

  5. Действуйте итерациями. Например, с шагом в 30%. Сделали первую итерацию — покажите клиенту — если не готов заплатить, делайте следующие 30% и вновь показывайте клиенту. Уберите всё лишнее, что ещё не работает, делает продукт тяжёлым и не влияет на решение ключевой задачи. И так до тех пор, пока не придёте в точку, когда клиент будет готов к покупке вашего продукта.


Читайте по теме:

Где взять деньги на бизнес: список фондов, советы, полезные ссылки

Почему вы не получите инвестиции (а я — получу)

Акселератор ФРИИ: из чего он состоит, что дает стартапам, и как увеличить шансы компании получить инвестиции

Словарь предпринимателя: MVP

9 слайдов, которые принесли маленькому стартапу $9 млн инвестиций


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно